Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
рабочая программа по рисованию
В документе представлена рабочая программа по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программы. Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой, Г.А. Поровская, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова, Е.В. Алексеенко. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. М.; Просвещение, 2013. УМК «Перспектива».
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве.
- способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В программе «Изобразительное искусство» на изучение предмета отводится:
В 1 классе – 33 часа,
Во 2 классе – 34 часа,
В 3 классе – 34 часа,
В 4 классе – 34 часа.
Согласно учебному плану МБОУ Школы № 108 «Взлет» г.о. Самара отводится на изучение предмета 1 час в неделю.
Учебно – методический комплект
Программа «Изобразительное искусство». Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, Г.А. Поровская, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова, Е.В. Алексеенко. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. М.; Просвещение, 2013.
Учебники:
- Изобразительное искусство. 1 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2015.
- Изобразительное искусство. 2 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2016
- Изобразительное искусство. 3 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2017
- Изобразительное искусство. 4 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2018
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов процессов, схем решения учебных и практических задач.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Активное использование речевых средств информации и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
- Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликции и пр.)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура - средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объем — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний, Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих при роду (на пример, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония, Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
ВОСХИТИСЬ КРАСОТОЙ НАРЯДНОЙ ОСЕНИ (8 Ч) | |||
1 | Какого цвета осень. Живая природа: цвет. | 1 | |
2 | Пейзаж в живописи «Твой осенний букет». Декоративная композиция Осенние перемены в природе. планы. | 1 | |
3 | Пейзаж: композиция, пространство, «Осенний лес» | 1 | |
4 | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция«Ветка рябины» | 1 | |
5 | Щедрая осень. Живая природа. Натюрморт: композиция | 1 | |
6 | В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России | 1 | |
7 | Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование растительных элементов. «Хохломские узоры» | 1 | |
8 | Коллективная работа. Проект «Щедрый лес и его жители» | 1 | |
ЛЮБУЙСЯ УЗОРАМИ КРАСАВИЦЫ ЗИМЫ (7 Ч) | |||
9 | О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России | 1 | |
10 | В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной «Русскаяглиняная игрушка» | 1 | |
11 | Живая природа: пейзаж в графике «Зимнее дерево» | 1 | |
12 | Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике | 1 | |
13 | Белоснежные узоры. «Вологодское кружево» | 1 | |
14 | Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция «Новогодние игрушки» | 1 | |
15 | Коллективная работа. Проект «Я люблю тебя, Россия!» | 1 | |
РАДУЙСЯ МНОГОЦВЕТЬЮ ВЕСНЫ И ЛЕТА (15 Ч) | |||
16 | Декоративная композиция «По следам зимней сказки» | 1 | |
17 | Сюжетная композиция «Зимние забавы» | 1 | |
18 | Защитники земли Русской. «Образ богатыря» | 1 | |
19 - 20 | Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка | 2 | |
21 | Краски природы в наряде русской красавицы. Народныйкостюм | 1 | |
22 | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет | 1 | |
23 | Птицы – вестники весны. Декоративная композиция «У Лукоморья дуб зеленый…». | 1 | |
24 | Дерево – жизни украшение.Образ дерева в искусстве | 1 | |
25 | О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образсказочного героя | 1 | |
26-27 | В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета | 2 | |
28 | Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. | 1 | |
29 | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи | 1 | |
30 - 31 | Коллективная работа. Проект «Город мастеров» | 2 | |
32 - 33 | Рисование на свободную тему | 2 |
2 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
В ГОСТЯХ У ОСЕНИ. УЗНАЙ, КАКОГО ЦВЕТА ЗЕМЛЯ РОДНАЯ (11 Ч) | ||
1 | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные | 1 |
2 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет | 1 |
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы | 1 |
4 | В мастерской ювелира-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор | 1 |
5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень | 1 |
6 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. | 1 |
7 | Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст | 1 |
8 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт | 1 |
9 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров | 1 |
10 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов Найди оттенки красного. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет | 1 |
11 | Загадки белого и чёрного. Графика. Линия, штрих, силуэт, симметрии | 1 |
В ГОСТЯХ У ЧАРОДЕЙКИ – ЗИМЫ (12 Ч) |
12 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок | 1 |
13 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет | 1 |
14 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски | 1 |
15 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция | 1 |
16 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорции, симметрия, ритм | 1 |
17 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет | 1 |
18 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении | 1 |
19 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца | 1 |
20 | Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок | 1 |
21 | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве | 1 |
22 | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры – символы весеннего возрождения природы: импровизация. | 1 |
23 | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | 1 |
ВЕСНА – КРАСНА! ЧТО ТЫ НАМ ПРИНЕСЛА? (11Ч) | ||
24 | « А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация | 1 |
25 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки | 1 |
26 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа | 1 |
27 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение | 1 |
28 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия | 1 |
29 | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация | 1 |
30 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок | 1 |
31 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура | 1 |
32 | Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму | 1 |
33 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор | 1 |
34 | Наши достижения. Наш проект: доброе дело само себя хвалит | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч) | ||
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. | 1 |
2 | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. Знакомство с искусством мастеров Жостова. | 1 |
3 | О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. Композиция в декоративной росписи. Круг, овал. Роспись подноса. | 1 |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем. Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. Рисование с натуры натюрморта | 1 |
5 | Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Эскиз украшения – воздушного змея. | 1 |
6 | Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Эскиз лоскутного коврика. | 1 |
7 | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. Композиция «Родные просторы». | 1 |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. Украшение тарелочки. | 1 |
9 | «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. Повтор узоров резьбы по дереву. | 1 |
10 | «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Изображение терема для сказочных героев | 1 |
11 | Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции. Рисование по памяти птиц в разных поворотах. | 1 |
В гостях у чародейки – зимы (12 ч) | ||
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. Натюрморт из предметов крестьянского быта. | 1 |
13 | Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Передача образа заиндевелых растений. Зимний пейзаж. | 1 |
14 | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Орнамент в украшении народной одежды.. | 1 |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. Карнавальное шествие. | 1 |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Эскиз карнавальной маски (материалы по выбору). | 1 |
17 | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. Орнаментальная полоса. | 1 |
18 | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Эскиз театрального костюма. | 1 |
19 | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему. | 1 |
20 | «Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. Старинный русский город-крепость. | 1 |
21 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. Творчество А. Дейнеки. | 1 |
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи. Женский портрет. | 1 |
23 | Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Декоративная композиция (обрывная аппликация). | 1 |
Весна – красна! Что ты нам принесла? (11ч) | ||
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства. Зарисовки народных деревянных игрушек. | 1 |
25 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Иллюстрация сказки (бумажная аппликация). | 1 |
26 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. Иллюстрация сказки | 1 |
27 | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Творчество И. К. Айвазовского. | 1 |
28 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. Повтор узоров. | 1 |
29 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.. Импровизация на тему платков. | 1 |
30 | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. Композиция на заданную тему. | 1 |
31 | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. Герб родного города. | 1 |
32 | 32 Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. Натюрморт с букетом сирени. | 1 |
33 | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Импровизация по мотивам образов-символов. | 1 |
34 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер). | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Восхитись вечно живым миром красоты Целый мир от красоты Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | 1 |
2. | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | 1 |
3. | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | 1 |
4. | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи | 1 |
5. | Птицы- символ света, счастья, добра. | 1 |
6. | Конь– символ солнца, плодородия и добра. | 1 |
7. | Связь поколений в традиции Городца. | 1 |
8. | Связь поколений в традиции Городца. | 1 |
9. | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | 1 |
10. | Движение – жизни течение. | 1 |
11. | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | 1 |
12. | Любуйся ритмами жизни природы и человека Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений | 1 |
13. | Двенадцать братьев друг за другом бродят..» | 1 |
14 . | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. | 1 |
15. | Новогоднее настроение | 1 |
16. | Твои новогодние поздравления | 1 |
17. | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | 1 |
18. | Зимние картины. Сюжетная композиция | 1 |
19. | Ожившие вещи | 1 |
20. | Выразительность формы предметов | 1 |
21. | Выразительность формы предметов | 1 |
22. | « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» | 1 |
23. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома | 1 |
24 | Народная расписная картинка- лубок | 1 |
25. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | 1 |
26. | Восхитись созидательными силами природы и человека Вода- живительная стихия | 1 |
27. | Вода - живительная стихия | 1 |
28. | Повернись к мирозданию! | 1 |
29. | Русский мотив | 1 |
30. | Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве | 1 |
31. | Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют | 1 |
32 | Орнаментальный образ в веках | 1 |
33. | Орнаментальный образ в веках | 1 |
34. | Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе
Рисование с натуры современной машины...
Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"
Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...
" План-конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе"
quot; План-конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе"...
Рабочая программа по «Изобразительному искусству»
Рабочая программа по ИЗО для детей 4-6 лет...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс школа 21 века
Рабочая программапо изобразительному искусству (указать предмет, курс,) (2 класс)(указание класса)...
Рабочая программа по изобразительному искусству.(Адаптация детей к школе.О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)
Данная программа использована в группе "Адаптация детей к школе".Изобразительное искусство(30 занятий в год – 1занятие в неделю)(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекр...
Рабочая программа «Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»
Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы)....