Рабочая программа по изобразительному искусству.(Адаптация детей к школе.О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Данная программа использована в группе "Адаптация детей к школе".
Изобразительное искусство
(30 занятий в год – 1занятие в неделю)
(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)
Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.
Пояснительная записка.
Цель курса - общеэстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной художественно-творческой деятельности, формирование способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_3.izo2018.docx | 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
(30 занятий в год – 1занятие в неделю)
(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)
Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.
Пояснительная записка.
Цель курса - общеэстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной художественно-творческой деятельности, формирование способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Задачи:
–расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
–развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний;
–развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики –воспитание зрительской культуры;
–овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в рабочей тетради.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы - изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. Приобретенные знания и навыки станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для их применения в жизни.
Место предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг - на изучение изобразительного искусства отводится 1 занятие в неделю, всего – 30 занятий в год.
Система оценки достижения планируемых результатов: освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
Для достижения требуемых результатов обучения занятия строятся в занимательной и игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть программным материалом. Материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, творить и делать выводы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(требования к уровню подготовки обучающихся)
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж.
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Метапредметные результаты
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урок;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.
Коммуникативные УУД
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Содержание учебного предмета
Содержание занятий программы раскрывается в названиях залов (настроения, контрастов, образов, игрушки…) по аналогии музейным. Каждый зал дополняет, обогащает знания ребенка об искусстве, дает представления о музейной культуре. Ребенок, усваивая материал, как бы продвигается по одному большому музею-искусству. Персонаж Карандашкин помогает акцентировать внимание на наиболее существенных деталях, заданиях, упражнениях. За курс программы дети овладевают и усовершенствуют навыки в предметном, сюжетном и декоративном рисованиях.
Зал хороших манер - знакомство детей друг с другом, с искусством, музеем, повторение правил поведения в общественных местах, использование в речи вежливых слов, умения различать холодные и теплые цвета,
Зал настроения - представление о значении настроения человека, изображённого в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи.Знакомство с понятием натюрморт. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое — в пасмурный).
Зал веселых дразнилок - умение внимательно слушать, слышать, наблюдать, подражая движениям, произношению педагога, животных, музыкальных инструментов, соотносить звук и рисунок, придумывать им характерные узоры и орнамент.
Зал праздника - знакомство с праздниками, народными гуляниями, умение создавать композицию по замыслу, выбирать тон цвета для передачи праздности в живописи.
Зал народной игрушки - знакомство с игрушками народного промысла, умение отличать их друг от друга, украшать силуэты усложненными узорами и рисовать с «нуля» по образцу. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении, учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (Хохлома), оживок (Городец) и др.
Зал образов - умение изображать предметы по памяти и с натуры, соотносить действительность и образ, улавливать общие закономерности в рисовании фигуры человека, силуэта птицы и животного(передача пропорций, величины, формы деталей) через восприятие, фантазию и ассоциацию, представление о прошлом и настоящем на основе былин. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
Зал случайных встреч - совершенствование умения детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (композиции: ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева.), выделять в сюжете главный объект контрастным цветом (в партитуре), расширение представления детей о многообразии предметов окружающего мира.
Знакомый зал - ознакомление с картинами известных художников, повторение пройденного материала.
Тематическое планирование
№ п/п | Названия разделов | Количество занятий |
Зал хороших манер | 2 | |
Зал настроения | 2 | |
Зал веселых дразнилок | 5 | |
Зал праздника | 3 | |
Зал народной игрушки | 5 | |
Зал образов | 5 | |
Зал случайных встреч | 6 | |
Знакомый зал | 2 | |
Итого | 30 занятий |
Календарно-тематическое планирование
(По программе – 30 занятий, 1 занятие в неделю)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме | Даты занятий | |||
Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала | |||||
1 четверть – 5 часов. | ||||||
Тема «Зал хороших манер»- 2ч. | ||||||
1. | Радуга. Смешивание цветов. | Знать правила работы с кистью, смешивание краски. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Уметь строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, т. п.) ирассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | 02.10.18г. | |||
2. | Осенний листок. | 09.10.18г. | ||||
Тема «Зал настроения»-2ч. | ||||||
3. | Раскрашивание осеннего букета. | Знать о настроения человека, изображённого в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи. Знакомство с понятием натюрморт. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды. Формировать представление о трудолюбии, использовать силуэтный способ рисования. | 16.10.18г. | |||
4. | Рисование овощей. | 23.10.18г. | ||||
Тема «Зал веселых дразнилок» - 5ч. | ||||||
5 | Идём в гости. Раскрашивание платья. | Знать понятие «орнамент», прием выполнения узора. | 30.10.18г. | |||
2 четверть - 8 часов. | ||||||
6. | Что такое орнамент? | Знать понятие «орнамент», прием выполнения узора. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. | 06.11.18г. | |||
7. | Рисование орнамента. | 13.11.18г. | ||||
8. | Три волшебных глаза. Светофор. | 20.11.18г. | ||||
9. | Цветик – семицветик. | 27.11.18г. | ||||
Тема «Зал праздника» - 3ч. | ||||||
10 | Музыкальные инструменты. | Знать о настроения человека, изображённого в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи. | 04.12.18г. | |||
11. | Рисование морозного узора. | Выявлять геометрическую форму плоского тела (снежинки). | 11.12.18г. | |||
12. | Снеговичок. | 18.12.18г. | ||||
Тема «Зал народной игрушки» - 5ч. | ||||||
13. | Новогодние игрушки. | Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | 25.12.18г. | |||
3 четверть - 9 часов. | ||||||
14. | Природные мотивы. | Познакомиться с многообразием игрушек народного промысла, уметь их различать, придумать свои игрушки. Развивать интерес к народным традициям и фольклору. | 15.01.19г. | |||
15. | Народные игрушки. | 22.01.19г. | ||||
16. | Моя любимая игрушка. | 29.01.19г. | ||||
17. | Народные промыслы. | Развивать интерес к народным традициям и фольклору | 05.02.19г. | |||
Тема «Зал образов» -5ч. | ||||||
18. | Народные промыслы. | Учить воспринимать и различать вымысел и действительность в произведениях искусства. Показать роль воображения, связь между различными ощущениями, воспоминаниями, представлениями, ассоциациями при восприятии художественного образа. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | 12.02.19г. | |||
19. | Портрет богатыря. | 26.02.19г. | ||||
20. | Рисование птицы. | 05.03.19г. | ||||
21. | Рисование портрета мамы. | 12.03.19г. | ||||
22. | Рисование животного. | 19.03.19г. | ||||
4 четверть - 8 часов. | ||||||
Тема «Зал случайных встреч» - 6ч. | ||||||
23. | Пасхальное яйцо. | Учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке. Познакомить детей с особенностями строгого выстраивания главных и второстепенных деталей композиции в произведениях различных видов искусства. Любоваться красотой природы. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, в рассказе. Дать оценку своей работе по заданным критериям. | 02.04.19г. | |||
24. | На далекой неизвестной планете. | 09.04.19г. | ||||
25. | Тайны моря. | 16.04.19г. | ||||
26. | Рисуем транспорт. | 23.04.19г. | ||||
27. | День Победы. Салют. | 30.05.19г. | ||||
28. | Рисуем дом. | 07.05.19г. | ||||
Тема «Знакомый зал» - 2ч. | ||||||
29. 30. | Знакомство с картинами русских художников. О чем хочу я рассказать? | Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций. Учить детей самостоятельно рассказывать о картинах. Вести линию сюжета, выделяя главное и второстепенное. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. | 14.05.19г. 21.05.19г. | |||
Итого | 30 часов. |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция для учителя:
О.А.Куревина, Г.Е. Селезнёва. «Путешествие в прекрасное», Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 3, Баласс. 2016г.
Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей,Баласс. 2015г.
Т.А. Котлякова, Н.В. Меркулова. «Разноцветный мир».Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. (4-6лет).Учебное пособие.Баласс. 2017г.
Л.М. Жукова. «Азбука русской живописи».Для дошкольного и младшего школьного возраста. Белый город.2010г.
Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов
http://wwwicon-art.infoЭнциклопедия культур
http://www.osipovfedorov-art.com Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции
http://school.yandex.ruКаталог детских ресурсов «Интернет для детей»
http://pedsovet.su - база разработок для воспитателей детских садов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
Демонстрационный материал:
- Модульные таблицы
- Репродукции картин известных художников
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Технические средства:
- Компьютер, проектор
- Документ-камера
- Интерактивная доска
Учебно-практическое оборудование для детей:
- Краски акварельные
- Кисти беличьи №5,7
- Кисти из щетины №3. 10
- Ножницы
- Альбом для рисования
- Клей-карандаш
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28 .08.2018 г. №1
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_________ Павлик Н.А.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_________ Лобанова М.И.
29. 08. 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей 3-7 лет
В программе представлены целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел, календарно-тематическое планирование во второй младшей, средней, старшей. подготовительной группах детского сада...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...
Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей 4-7 лет
Рабочая программа пригодится воспитателям, педагогам дополнительного образования в ДОО. В прграмме представлены приблизительные темы, цель занятий, материал для использования и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...