Техника «Пальцевой живописи» как средство формирования изобразительных умений в рисовании у детей 5 года жизни
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Техника «Пальцевой живописи» интересный процесс создания изображений с помощью рук, на основе активного восприятия, помогающий создать мотивацию для формирования изобразительных умений в рисовании и лучше скоординировать движения рук для уверенной передачи формы, пропорции, в изображении. Рисование в технике «Пальцевой живописи» увлекательная деятельность, удивляющая и восхищая детей и один из самыx занимательных нетрадиционных способов рисования.
Техника «Пальцевой живописи»:
- Доступна детям с точки зрения понимания их особенностей когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции;
- Содержит изобразительно - выразительные средства создания художественного образа;
- Знакомит с новыми приемами работы ладошкой и другими ее частями;
- Развивают ручную умелость и мелкую моторику;
- Подготавливает руку к письму.
• Включение в работу с детьми техники «Пальцевая живопись» рисования это:
- совершенствование мелкой моторики с совершенствованием изобразительных умений за счёт новых приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением
- эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе
- развитие сенсорной сферы за счёт изучения свойств изображаемых предметов и соответствующих действий.
- стимулирование познавательного интереса ребёнка и развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- формирование двигательной памяти за счет активного восприятия при создании художественного образа, где главную роль играют движения руки и глаз.
- атмосфера непринуждённости, открытости, раскованности, способствующие развитию инициативы, самостоятельности детей, что создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
- расширение изобразительных возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
ВАЖНО:
- чтобы всякий раз создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
- Обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.
• Условия действенного и успешного использования техники «Пальцевой живописи» в работе с детьми дошкольного возраста:
- Создание развивающая предметно - пространственная среда по изодеятльности в группе по принципу доступности, оснащенная разным материалом для активной творческой деятельности «юных художников».
- Поэтапная, последовательная, систематическая и целенаправленная работа;
- Дидактические игры, направленные на ознакомление со средствами выразительности и на развитие мелкой моторики; пальчиковые раскраски-шаблоны, фигурные ориентиры;
- Создание игровых ситуаций - как более привычной сферы познания для детей; проблемных, образовательных и развивающих ситуаций с осуществлением интегрированного подхода;
- Использование разных форм организации деятельности;
- Использование разных методов руководства совместной деятельностью;
- Личностно-ориентированный подход;
- Взаимодействие с родителями воспитанников
• Организация процесса рисования с детьми дошкольного возраста с использованием техники «Пальцевой живописи».
Задачи:
- познакомить детей с изобразительными средствами выразительности;
-осваивать знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях.
- формировать умения в предметном и композиционном рисовании,
-расширить представления о технике «Пальцевая живопись»,
-воспитывать аккуратность, эстетические чувства, интерес к рисованию с помощью техники «Пальцевой живописи».
• Основные принципы:
от простого к сложному, принцип наглядности, индивидуализации, принцип связи обучения с жизнью.
• Этапы реализации:
Этап целенаправленного изображения и этап образно-сюжетного рисования.
На этапе целенаправленного изображения с помощью ладошки ребёнок получает огромное количество разных отпечатков в процессе изучения возможностей собственной руки. У детей развиваются пространственные ориентировки, образное мышление, умение находить конструкторские решения, что означает готовность перехода к образно-сюжетному рисованию - ребёнок сравнивает объекты изображения, самостоятельно конкретизирует образы, передавая впечатления об окружающем.
• Этапы построения процесса рисования с использованием техники «Пальцевой живописи» в ходе ООД
Первый этап – подготовительный, совместная творческая деятельность педагога с детьми, с использование шаблонных раскрасок, заготовок-ориентиров, дидактических игр, знакомство со средствами выразительности;
Второй этап-организация практической работы с частичной помощью воспитателя и систематизации полученных знаний, представлений об изобразительных средствах выразительности;
Третий этап мобилизация опыта детей, закрепление представлений об изобразительных средствах выразительности в рисовании и организация творческой деятельности детей с самостоятельным выбором необходимых средств выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_diplom_zashchita_neposedy_publika.pptx | 702.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: выявление успешного использования техники «Пальцевой живописи», обеспечивающей формирование изобразительных умений в рисовании у детей 5 года жизни в ДОУ. Задачи исследования : 1 . Уточнить понятия об изобразительном умении, выявить особенности формирования изобразительных умений у детей 5 года жизни путем анализа научной литературы. 2- Проанализировать особенности использования техники «Пальцевая живопись» в изобразительной деятельности, определить ведущее условие ее влияния на формирование изобразительных умений у детей 5 года жизни. 3- Спроектировать и реализовать систему работы по использованию техники «Пальцевая живопись», обеспечивающей формирование изобразительных умений у детей 5 года в ДОУ. 4- В процессе учебно-исследовательской работы выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования изобразительных умений у детей 5 года жизни в процессе использования техники «Пальцевой живописи». 5- Разработать методические рекомендации по использованию техники «Пальцевой живописи» для развития изобразительных умений в рисовании у детей 5 года жизни в ДОУ. Предмет исследования- техника «Пальцевой живописи» в процессе организации совместной деятельности в рисовании . Объект исследования - формирование изобразительных умений в рисовании у детей 5 года жизни.
Основные понятия Изобразительный - наглядный, хорошо изображающий Пальцевая живопись- техника рисования с помощью рук, пальцем , ладошкой, кулачком; Рисование - жанр в изобразительном искусстве, техника, создающие зрительный образ на поверхности с помощью графических средств, рисовальных элементов (линий и штрихов). Умение - освоенный способ выполнения определенных знаний, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях. Формировать - придавать определенную форму, законченность; создавать Сущность понятия « формирование изобразительных умений в рисовании » Изобразительные умения в рисовании – опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированный в результате регулярных упражнений и способность изображать зрительное восприятие окружающего мира, используя средства выразительности (форма, строение, пропорции частей предметов, объединение этого композицией. Применение техники «Пальцевой живописи»- интересный процесс создания изображений с помощью рук, на основе активного восприятия, поможет создать мотивацию для формирования изобразительных умений в рисовании и лучше скоординировать движения рук для уверенной передачи формы, пропорции, в изображении.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 125 Выборгского района, работающего по программе по программе «От рождения до школы ». Развивающая Предметно-Пространственно- среда для изодеятльности создана по принципу доступности и оснащена разным материалом для активной творческой деятельности «маленьких художников».
Выявление уровня формирования изобразительных умений в рисовании у детей 5 года жизни средней группы «Солнышко » и получение первичного материала для организации работы по формированию изобразительных умений в рисовании. Задачи: Изучить уровень изобразительных умений в рисовании; Провести диагностику уровня развития изобразительных умений в рисовании Выявить количественный показатель изобразительных умений в рисовании Методы исследования: Наблюдение Диагностика Анализ детских рисунков Использование диагностики Г. А. Урунтаевой , Ю.А Афонькиной для изучения и выявления уровня формирования необходимых изобразительных умений в рисовании: изобразительной функции рисования - передачи в рисунке существенных признаков предмета , передачи формы, цвета, пропорций, движения (мимики ), использование цветового диапазона, расположения на листе;
Организация работы по формированию у детей изобразительных умений в рисовании с использованием техники «Пальцевой живописи ». Задачи: - познакомить детей с изобразительными средствами выразительности; -осваивать знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях. - формировать умения в предметном и композиционном рисовании, -расширить представления о технике «Пальцевая живопись», -воспитывать аккуратность, эстетические чувства, интерес к рисованию с помощью техники «Пальцевой живописи». намечено три этапа по принципу от «простого» к «сложному». Первый этап – подготовительный, совместная творческая деятельность педагога с детьми, с использование шаблонных раскрасок , заготовок-ориентиров, дидактических игр, знакомство со средствами выразительности; Второй этап - организация практической работы с частичной помощью воспитателя и систематизации полученных знаний, представлений об изобразительных средствах выразительности; Третий этап мобилизация опыта детей, закрепление представлений о изобразительных средствах выразительности в рисовании и организация творческой деятельности детей с самостоятельным выбором необходимых средств выразительности.
Условия действенного и успешного использования техники «Пальцевой живописи » для формирования изобразительных умений в рисовании . Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе по принципу доступности. Поэтапная , последовательная, систематическая и целенаправленная работа ; Дидактические игры, направленные на ознакомление со средствами выразительности и на развитие мелкой моторики; пальчиковые раскраски-шаблоны, фигурные ориентиры; Создание игровых ситуаций-как более привычной сферы познания для детей; проблемных, образовательных и развивающих ситуаций с осуществлением интегрированного подхода; Использование разных форм организации деятельности; Использование разных методов руководства совместной деятельностью; Личностно-ориентированный подход ; Взаимодействие с родителями воспитанников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в средней группе по формированию умений рисования в технике «Пальцевой живописью». Тема «Картина для художника»
Конспект ООД в средней группепо формированию умений рисования в технике «Пальцевой живописью».Тема «Картина для художника» Задачи.• Формировать умение композиционного рисования пейзажа.• Формиров...
Методическая разработка. Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»
Методическая разработка. Тема:«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»...
Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений по использованию техники «пальцевой живописи»
Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений по использованию техники «пальцевой живописи»Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основывая...
Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей пятого года жизни Тема «Деревья в снегу»
Цель: Создать условия для успешного освоения детьми дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования – кляксография, в процессе рисования зимнего пейзажа.Обучающие задачи:- формировать уме...
Конспект НОД по рисованию коллективной работы с использованием нетрадиционных техник рисования для детей пятого года жизни Тема «Питерские коты»
Цель: Формирование и расширение навыков самостоятельно выбирать цветовую гамму красок и экпериментировать с цветом в своих работах.Образовательные задачи:- способствовать формированию изобразите...
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования – использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста»
Развитие творчества - одна из главных задач воспитания....
Перспективный план работы кружка рисования с использованием техники «пальцевой живописи» «Өҥнөөх таммахтар» на 2021 – 2022 уч. год
Перспективный план работы кружка рисования с использованием техники «пальцевой живописи» «Өҥнөөх таммахтар»на 2021 – 2022 уч. год...