План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования – использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста»
материал
Развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 44.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад № 239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 239)
План по самообразованию
«Нетрадиционные техники рисования – использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста»
на 2020 – 2021 учебный год
во второй группе раннего возраста №2
Воспитатель: Кузнецова Зоя Викторовна
Актуальность темы.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, они помогают интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью. Вот несколько приемов, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста:
- Рисование пальцем. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик можно набирать краску как одного цвета, так и нескольких.
- Рисование ладошкой. Ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют как правой, так и левой руками, окрашивать можно и одним, и несколькими цветами.
- Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
- Рисование по трафарету поролоном. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и прижимает поролон к трафарету, затем убирает трафарет и если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
- Рисование мятой бумагой. Таким способом можно нарисовать крону дерева, траву, небо, снег, дорогу и многое другое. Для этого надо смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и осторожно прижимая нарисовать желаемое.
- Использование печатки. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Рисование мыльными пузырями. Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Предложить ребенку прикоснуться к ним чистым листом бумаги, как бы перенести их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
При формировании у детей раннего возраста умения рисования, нужно обязательно активно использовать игру, обыгрывать сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождать рисование эмоциональным комментарием, использовать стихи, потешки и т. д.. Такой метод позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Сроки работы: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
Цель:
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно – творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Задачи:
• формирование представлений у детей раннего возраста о многообразии нетрадиционных техник рисования;
• формирование у детей практических навыков работы с различными изобразительными материалами;
• умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• формирование внимания и усидчивости;
• развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
· привлечь внимание родителей к этому вопросу.
Этапы работы:
1.Организационный (сентябрь 2021)
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме, наглядно-демонстрационного и раздаточного материала. Разработка плана работы.
2 Основной этап (октябрь 2021 – апрель 2022)
• Изучение опыта педагогов ДОУ.
• Создание предметно-развивающей среды в группе.
• Использование методик на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
• Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
• Работа с родителями.
• Реализация плана работы
3. Заключительный (май 2022)
• Выставки детских и совместных работ.
• Итоговое мероприятие
• Подведение итогов работы
Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию.
1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности»
2.Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом, фотоотчёты).
3. Консультации, беседы.
4. Мастер-класс для родителей по теме «Как сделать пальчиковые краски своими руками»
5. Выставки.
Работа с педагогами: «Нетрадиционные техники рисования – использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста» (консультация), «Итоги работы за год» (презентация).
Планируемые результаты:
1. У детей сформированы представления о многообразии техник рисования.
2. Сформированы практические навыки работы с различными изобразительными материалами.
3. Дети самостоятельно применяют нетрадиционные техники рисования.
4. Хорошо развитая мелкая моторика рук и тактильное восприятие.
5. Сформированы внимание и усидчивость.
6. Развиты изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость.
Список литературы.
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с. 2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с. 3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2010 4. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с. 5. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с. 6. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003. 7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005. 8. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000. 9. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005. 10. Субботина Л. Развитие воображения у детей Л.Субботина. – Ярославль, 1998. 11. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина. – Каро, 2007. 12. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 1999. - №2
13. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеящейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
14.. Рисование Янушко Е. А с детьми раннего возраста.- М._2010
15. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник. [[Электронный ресурс]: http:// www.pedlib.ru
План работы на 2021-2022 г.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | Цветные пальчики (рисование пальчиками) Разноцветные шарики (Рисование пальчиками) Зёрнышки для петушка (рисование ватными палочками) Сшили Тане сарафан (Штамп) | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности» | Изучение литературы: Комарова Т.С. Детское художественное творчество /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005 Пополнение РППС: Пальчиковые краски; гуашь; ватные палочки; альбом; аудиозаписи. |
Октябрь | Листья жёлтые летят (рисование пальчиками) Дождик, дождик – пуще! (рисование пальчиками) Осьминожки (приём «клякса») Ёжик (рисование ладошками) | Памятка для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Изучение литературы: Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование.- 1999.-№2 Пополнение РППС: Демонстративный материал; трубочки для коктейля |
Ноябрь | Ягоды рябины (рисование ватными палочками) Лебеди на пруду (рисование ладошками) Бусы для Маши (тычок) Рыбки в аквариуме (рисование пальчиками) | Мастер-класс по теме «Как сделать пальчиковые краски своими руками» | Изучение литературы: Янушко Е. А Рисование с детьми раннего возраста.- М._2010 Пополнение РППС: Наглядные материалы. Заготовки по теме. |
Декабрь | Покормим снегиря (рисование ватными палочками) Идёт снег (приём брызги) Дед мороз (рисование ладошками) Новогодняя ёлочка (рисование Ладошками) | Консультация для родителей «Роль и место рисования в жизни детей» | Изучение литературы: Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина. – Каро, 2007. Пополнение РППС: Картотека загадок по теме, сюжетные картины по теме, аудиозаписи, Кисти Белка 8, ватные палочки, альбомные листы |
Январь | Вот зима кругом (рисование смятой бумагой Снеговик (рисование смятой бумагой) Покормим птичек (рисование ватными палочками) Котята (рисование пальчиками) | Выставка детских работ «Рисуем с мамой и папой» | Изучение литературы: Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с Пополнение РППС: Картины «Зима», «Снеговик», Литература по теме; «Котята» |
Февраль | Зимний лес (рисование зубной щёткой) Галстук для папы (штамп) Подарки (рисование пальчиками) Торт (рисование пальчиками) | Консультация для родителей «Как понимать и ценить детские рисунки» | Изучение литературы: Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005 Пополнение РППС: Пальчиковые краски, изотовленные своими руками. |
Март | Мимоза для мамы (рисование ватными палочками) Подснежники (рисование ладошками) Наша скатерть (штамп) Красивая тарелочка (тычок) | Консультация для родителей «Пальчиковая палитра» | Изучение литературы: Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003. Пополнение РППС: Букет мимозы; скатерть с узорами; |
Апрель | Солнышко (рисование по мокрому) Птички прилетели (рисование губкой) Солнышко (рисование смятой бумагой) Одуванчики (смятой бумагой) | Консультация на тему «Изобразительная деятельность в семейном воспитании» | Изучение литературы: Субботина Л. Развитие воображения у детей Л.Субботина. – Ярославль, 1998. Пополнение РППС: Картотека потешек о весне |
Май | Клубничка (смятой бумагой) Гусеница (штамп) Неваляшка (Рисование губкой) Салют (рисование мыльными пузырями) | Итоговое мероприятие: разработка презентации работы за учебный год; выступление с опытом работы на педагогическом совете. | Изучение литературы: Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеящейся пленке // Обруч. – 1999. - №2 Пополнение РППС: Мыльные пузыри; заготовки штампов; наглядные материалы по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....
План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы
План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционных техник рисования в кружковой работе с детьми 3 – 4 лет»
План самообразования...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возрас...
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) для детей второй младшей группы Тема: «Красавец бальзамин»
Цель: Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях, укреплять познавательный интерес к природе, формировать творческое воображение посредством художественных образов.Задачи:Образовател...