Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Проект в старшей группе
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ №24 Галимова Ю.С.
Актуальность проекта
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в изодеятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования, аппликации, лепки. Прививать интерес к изодеятельности нетрадиционными способами.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования, лепки, аппликации и умело его использовать.
Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.
Побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками изодеятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок реализации проекта: Февраль 2017 – май 2017г. Проект краткосрочный.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, трубочки для коктейля, ватные палочки, сухие листья деревьев и др.; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.
Используемые в проекте виды деятельности:
- Продуктивная
- Игровая
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно- исследовательская
- Чтение
Нетрадиционные техники используемые в работе с детьми старшей группы.
- Монотипия пейзажная.
- Рисование зубной щеткой.
- Набрызг.
- Кляксография с трубочкой.
- Фотокопия – рисование свечой.
- Рисование нитками.
- Рисование солью.
- Пластилинография.
- Оттиск поролоном.
- Рисование жесткой кистью
- Аппликация крупой
Формы работы с детьми.
- Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
- Чтение загадок.
- Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
- Чтение художественной литературы.
- Тестовые задания (дорисовывание кругов).
- Беседы.
- Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изотехнологии.
Формы работы с родителями.
Консультации.
«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии
креативности детей».
«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».
Беседы.
Наглядная информация: буклеты, памятки.
Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
Участие в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах изодеятельности;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликаци.
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники изодеятельности;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Создание детского альбома рисунков
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
Изучение методической литературы. Создание развивающей среды, материальной базы. Подобрать систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков, поделок. Подготовить необходимый для изодеятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации - свечи, трубочки, нитки, зубная щетка, ватные палочки, соль, манная крупа. Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий. Анкетирование родителей «Умеет ли ваш ребенок рисовать»
2 этап – основной.
Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изодеятельности и различных нетрадиционных материалов.
Использование разнообразных методов и приемов (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)
Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию познакомить с такими техниками: раздувание краски, рисование ватными палочками, рисование манкой, солью, поролоном. Также познакомить с рисованием по сырой бумаге, по мокрой бумаге, проводились эксперименты с разными материалами (соль, крупа, крахмал и т.д.). Учить рисовать клеевой кистью, по картону восковыми мелками и пастелью, мыльной пеной. С помощью оттиска рисовать различные узоры, цветы, звезды.
3 этап.
Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.
Оформление выставки детских работ.
Оформление детского альбома.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
1. Праздник рисования.
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей.
Перспективное планирование
октябрь
1. «Беседа о нетрадиционных техниках изображения».
Задачи: Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.
2. «Матрешка»(рисование рисом и ватными палочками)
Задачи: Формировать навыки работы с бумагой , клеем. Учить наносить клей на отдельные участки бумаги и обильно посыпать крупой, аккуратно окрашивать рис Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.
3. «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)
Задачи: Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.
4. «Дуб» ( аппликация из сухих листьев)
Задачи: Формировать навыки работы с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
5. «Цыпленок» (аппликация из ватных дисков)
Задачи: Познакомить детей с техникой наклеивания ватных дисков. Учить аккуратно наклеивать ватные диски и раскрашивать их гуашью. Формировать практические навыки работы с ватными дисками. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Ноябрь
1. «Птичка клюют ягодки на веточке» аппликация из мятой бумаги)
Задачи Развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.
2. «Осенний день» (акварель + восковые мелки).
Задачи: Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода. Учить новой технике рисунка: восковые мелки и акварель.
Поощрять проявление творчества при передаче полета птиц. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
3. «компот из яблок» (оттиск печаткой)
Задачи: Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Развивать чувство композиции. Воспитывать художественный вкус.
4. «Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятой бумаге)
Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Декабрь
1. "Шишки на ветке" (рисование жесткой кистью)
Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
2. «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью)
Задачи: Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки), рисовать елочку. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
2. «Зимний пейзаж» (рисование зубными щетками)
Задачи: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; прививать любовь к природе.
3. «Снеговик» (рисование смятой бумагой)
Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
4. «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)
Задачи: Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.
Январь
2. «Снежинки» (рисование восковыми мелками и солью)
Задачи: Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.
3. «Сказочный зимний лес» (рисование жесткой кистью )
Задачи: Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
4. «Узоры на окнах» (раздувание капли)
Задачи: Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
5. «Медвежонок» (рисование поролоном)
Задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.
Февраль
1. «Огонь» (аппликация из бросового материала)
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
2. «Валентинка» (аппликация из гофрированной бумаги)
Задачи: Познакомить с выполнением цветов - розочек из гофрированной бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник.
3. «Открытка к 23 февраля» (аппликация из ткани)
Задачи: Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.
4. «Зимняя картина» (аппликация из салфеток, макарон и ваты)
Задачи: Учить детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук.
Март
1. «Подарок на 8 марта» (аппликация из гофриров. бумаги)
Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.
2. «Березовая роща» (аппликация из трубочек)
Задачи: Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
3. «Ёжик» (аппликация из семечек)
Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
4. «Аквариум» (аппликация из бумаги)
Задачи: Учить детей составлять образы рыбок техникой оригами. Развивать воображение и чувство композиции. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Апрель
1. «Грачи прилетели» (Техника оригами)
Задачи: Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи. Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач. Упражнять в развитии силы голоса. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, Углубить впечатления, связанные с приходом весны.
2. «Ракета» (пластилинография)
Задачи: Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
3. «Пингвин» (оригами)
Задачи: Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги. Закрепить последовательное сгибание сторон заготовки угла к средней линии, получаемой после складывания квадрата пополам по диагонали. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
4. «Ночной город»(аппликация из ткани)
Задачи: Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
5. «Веточка сирени» (аппликация из мятой бумаги)
Задачи: Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе, воображение.
Май
1. «Салют» (набрызг)
Задачи: формировать умение работать с нетрадиционными материалами-зубной щеткой и расческой. Развивать умение располагать композицию на листе бумаги; художественный вкус.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
2. «Бабочка» (монотипия)
Задачи:. Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
3. «Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала — макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
4. «Подсолнух» (аппликация из крупы)
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из нетрадиционного материала – крупы, семечек. Развивать чувство ритма и композиции.
Список используемой литературы:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
- Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
- Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
- Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
- Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
- Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
- Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
- Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средство развития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средстворазвития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста....
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей детей с ОНР»
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для...
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «с...
Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как ...
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста (презентация наших некоторых работ)
Наши некоторые работы...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлен опыт работы...
Проект: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческ...