Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
Газизуллина Лилия Рамилевна
педагог-психолог
Структурное подразделение
«Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево
2014
План проекта
- Анализ ситуации ………………………………………………….....стр. 3.
- Актуальность…………………………………………………………стр. 4.
- Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей……….………………………….стр. 5.
- Стратегия, методы и механизм реализации проекта………............стр. 6.
- План реализации проекта……………………………………………стр. 8.
- Предполагаемые результаты………………………………………..стр. 9.
- Список литературы………………………………………………….стр. 10.
Анализ ситуации
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, хотя именно оно должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам Других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Актуальность
В связи с занятостью родителей отмечено недостаточное внимание родителей к театру, поверхностные знания родителей о разных видах театра и применении обыгрывания с детьми.
В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии, сказывается кризис семилетнего возраста.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Поэтому, я считаю, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения
поставленных целей
Цель проекта:
Создание условий для формирования творческой личности, развития речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
4. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Принципы:
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
3. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
4. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
5. Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
6. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Стратегия, методы и механизм
реализации проекта
Участники проекта:
Педагоги – дети.
Тип проекта: Творческий.
Срок реализации: Долгосрочный.
Содержание воспитательно-образовательного процесса
Основная идея – идея развивающего обучения.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок, модификация сказок;
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с воспитателями:
Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – привлекать воспитателей к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
- педсоветы, консультации;
- мастер - класс;
- создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- индивидуальная работа;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
Ребенок:
В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
План реализации проекта
«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Тема | Время | Мероприятия | |
Работа с детьми | Работа с воспитателями | ||
«Для чего нужны занятия театральной деятельностью?» | сентябрь | Диагностика творческих способностей. | Консультация «Роль воспитателя в организации театральной деятельности» |
октябрь | Презентация разных видов театра Фланелеграф «Колобок» - показ | Беседа «Театрализованная деятельность в детском саду» | |
«Формирование творческой личности» | ноябрь | Инсценировка к Новому году «Приключения в лесу» - игры-драматизации. | Беседа «Театральные уголки в группах» (театральная зона) |
декабрь | Инсценировка «Яблоко» В.Сутеев» | Беседа «Театр в детском саду» | |
«Радость творчества» | январь | Показ инсценировки для мам «Теремок» (посуда) | Консультация «Использование театров в группе вечером» |
февраль | Выставка детских рисунков «Рисуем сказку» | Помощь в организации выставок. |
Предполагаемые результаты
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Успешное использование театрализованной деятельности для развития эмоциональной сферы, посредством непроизвольной и произвольной эмоциональной экспрессии и эмоциональных действий, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела).
Список литературы:
1. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы эмпирические исследования. - М., 1997.
2. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - Московский психолого-социальный, 2001
3. Изард К. Эмоции человека - М., 1980.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"....