Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorikazpr_ispr.docx | 14.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой
моторики детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Интенсивное физиологическое развитие руки как органа происходит в течение первых трех лет жизни ребенка и это развитие обязательно должно сопровождаться особой педагогической организацией; установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения.
В развитии детей с задержкой психического развития есть специфика. Развитие координации двигательной системы у детей с ЗПР отягощается нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности, и как следствие, появляются трудности в овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная.
Педагоги подчеркивают значимость изобразительной деятельности для сенсорного развития детей с задержкой психического развития, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из основополагающих видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними.
Аппликация предоставляет широкие возможности для развития моторики рук через работу с ножницами и кисточкой, разнообразными действиями с бумагой, с тканью, с яичной скорлупой, соломкой, засушенными растениями, тополиным пухом и т.п., за счёт разглаживания и придавливания заготовок пальцами, удаления излишек клея салфеткой.
В процессе рисования развивается ручная умелость при использовании разных техник изображения и соответствующим им способам держания карандаша или кисти, рациональным приёмам их использования. В зависимости от плавности и непрерывности движений, а так же их направления, что благоприятно способствует развитию мелкой моторики.
В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму.
Мелкая моторика детей с задержкой психического развития отличается недоразвитием, при этом наиболее страдает глазомерная координация, сила и точность ручных движений. Произвольность мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития нарушена, снижены способы к самоконтролю движений. Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность и зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития будет успешно осуществляться при использовании разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость; которые позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка с задержкой психического развития к обучению в школе.
Михайлова Екатерина Владимировна
ГБДОУ д/с 120 Выборгский р-н. , г.Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год
Самоанализ работы....
Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому мы с родит...
Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....
Природный материал как вспомогательное средство в сказкотерапии детей старшего возраста с задержкой психического развития.
Данная статья раскрывает широкие возможности использования природного материала в развитии речи детей, мелкой моторики, ознакомления с окружающим....
Реферат на тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Оглавление:Введение.Теоритические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитанияЗаключение.Список литературы....
Статья. "Проектная деятельность, как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием...
« Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста»
В статье рассказывается о необходимости развития любознательности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности....