Конспект проведения мастер-класса "Рисование в технике Эбру"
методическая разработка по рисованию

Воропай елена Ивановна

 Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые применяют в своей практике педагоги. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно. Одной из интереснейших техник является техника Эбру. Это не просто техника - это настоящее искусство, которое может освоить даже маленький ребёнок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения мастер-класса для педагогов

Тема: Рисование в технике Эбру.

Цель:

         Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. 

Задачи:

  • Познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работы в технике Эбру.
  • Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
  • Рассмотреть Эбру как один из видов искусства и его значение для развития ребенка.
  • создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса:

  • с педагогами и для них без участия детей;
  • лекция с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:

  • презентация по теме мастер-класса;
  • работы педагога в технике Эбру.

Оборудование: столы, изобразительные материалы.

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.

Эбру- как вид искусства.

Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике Эбру.

3. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования в технике Эбру.

  Создание картины в технике Эбру.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

         Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Своё выступление  я начну со слов Л. С. Выготского «…Творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое.»
       Тема мастер-класса является актуальной, так как многие дети любят рисовать и мечтают стать настоящими художниками. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.

         Известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Я полностью согласна с этим высказыванием и в своей практике широко применяю различные   техники рисования (рисование солью, мыльными пузырями, рисование на предметах, монотипию…)  

-А можно ли создать рисунок на воде?

-А как сохранить этот рисунок?

 Для этого не нужно быть волшебником, достаточно освоить технику Эбру!

Это древнейшая турецкая живопись, которой более 2000 лет.

Знакомство с этой техникой произвело на меня огромное впечатление. Краски плавали на поверхности воды и превращались в очень красивые рисунки.

-Почему же краски не тонут, а красиво растекаются?

Суть техники Эбру сводится к тому, что у жидкостей разная плотность, не растворяющиеся краски не тонут, а удерживаются на воде, создавая тонкую плёнку.

Эбру - это больше, чем искусство. Это танцующий рисунок, тихая мелодия…

Краски, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых просто невозможно.

Материалы, используемые для рисования

Для создания рисунка в технике Эбру используются особенные краски-жидкие из бычьей желчи и цветного порошка, лоток (невысокая прямоугольная ёмкость), вода, загуститель в порошке, кисти (отдельная для каждого цвета), загуститель в порошке, шило, гребёнка, бумага плотная (не глянцевая).

Виды Эбру

  • Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.
  • Эбру Шаль – повторение S-образных форм.
  • Эбру Гребенка – создание при помощи гребня орнамента из волн и других повторяющихся линий.
  • Цветочный Эбру – изображение цветов.

Практическая часть.

Создание картины

           Художник берёт краски и стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Затем начинает водить по воде шилом или гребёнкой, превращая капли краски в картину. Интересно следить за тем, как капли превращаются в небывалые цветы, узоры. Это завораживает так, что забываешь обо всём на свете и можешь смотреть бесконечно, пока краски на поверхности воды могут преобразиться в настоящие картины. И создаётся ощущение волшебства. Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. Техника Эбру, несмотря на свою древнюю историю, всё ещё является малоизвестным видом рисования. Поэтому овладев её основами, можно удивить своих близких и друзей.

Аналоги Эбру, применимые в работе с дошкольниками

Теперь мы знаем секрет Эбру: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода –густой, чтобы удерживать краски на поверхности. Но что делать, если у вас нет специальных дорогостоящих красок и жидкостей для Эбру? Не беда! Вместо специального раствора можно использовать крахмальный клейстер или молоко, а краски заменить  акриловыми или гуашью.

Этапы рисования:

Шаг 1. Подготовка жидкости

Приготовить негустой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть.Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Можно взять молоко жирностью 3,2%.

Шаг 2. Подготовка красок

Для рисования можно использовать акриловые краски, разбавить их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешивать, т. к. она оседает.

Шаг 3. Подготовка изобразительного материала

Вам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки или металлические спицы, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная, палитры.

Шаг 4. Рисование

В лоток наливается клейстер (молоко). Начинать рисовать нужно с фона, для этого набрать на кончик кисти краску и стряхнуть ее тихонько нажидкость, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности. Затем на кончик палочки (или спицы) набрать краску, и слегка прикоснуться поверхности воды (можно поставить несколько точек в зависимости от задуманного). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое).

Шаг 5. Перенос рисунка на бумагу

Взять лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно положить его на поверхность и подождать несколько минут, края начнут подниматься. Взять за края листа бумаги и поднять. Дать рисунку высохнуть.

Разумеется, эта техника – только подобие Эбру. Но, тем не менее результат может оказаться очень красивым и своеобразным. С точки зрения материальных затрат, это увлечение довольно экономное и не требует больших вложений.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Вопросы для рефлексии участников мастер-класса.

  • Возник ли у вас интерес к использованию нетрадиционной техники Эбру в рамках учебно- воспитательного процесса?
  • Чем вас привлекла техника Эбру?
  • В чём вы видите недостатки этой техники?
  • Какие ощущения возникли у вас во время работы в технике Эбру?

Из проделанной работы можно прийти к выводу: Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, корректировать их психические процессы, потому что Эбру – это арттерапия, которая увлекает, завораживает, успокаивает. А ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Восточная живопись является отличным способом развития моторики, творческого потенциала и воображения ребёнка. Не только детям Эбру может пойти на пользу, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна.

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса рисование в технике эбру "Цветы для мамы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14674861","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Конспект по нетрадиционному рисованию в технике эбру на тему "Танцующие краски"

Конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы...

конспект НОД "Знакомство с изобразительной техникой "Эбру"

открытая НОД по художественно - эстетическому развитию...

Конспект проведения мастер-класса для педагогов Тема: Рисование в технике Эбру.

Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, корректировать их психические процессы, потому что Эбру – это арттерапия, которая увл...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (техника «Эбру») «Волшебные узоры» с детьми с ОВЗ

Цель: сформировать у дошкольников способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие...

Конспект занятия по рисованию в технике Эбру

laquo;Волшебный цветочек для мамочки»Конспект занятия по рисованию Эбру.«Волшебный цветочек для мамочки»Виды образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавате...

Конспект проведения открытого занятия в технике пластилинографии старшей группе на тему: «Удивительный подводный мир»

Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук  детей старшего дошкольного возраста посредствам пластилинографии.Задачи:Образовательная: уточнить и расширить знания детей о подводном мире...