Техника эбру, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по рисованию

Галинская Вера Андреевна

Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань. Педагоги ДОУ используют технику эбру в в своей работе, начиная с младшего возраста. Данный материал будет полезен тем, кто еще не познакомился с волшебным миром эбру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение  

воспитателей младших и средних групп ДОУ

 муниципального образования Абинский район.

Тема: «Техника эбру, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

План проведения:

1. Приветствие.

2. Доклад с презентацией «Техника эбру, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»- старший воспитатель Галинская В.А. (Приложение  №1)

3. Видео ООД по рисованию с детьми второй младшей группы по теме «Веселые матрешки» - воспитатель Петленко М.С. (Приложение  №2)

4.  Мастер-класс с педагогами по теме: «Использование техники эбру в работе с дошкольниками» - воспитатель Сидоренко С.Н.

5. Рефлексия  – составление синквейна по теме методического объединения (Приложение  №3)

6. Распространение памяток среди педагогов «Техника эбру, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Приложение  №1

Подготовила Галинская В.А.

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

Доклад «Техника эбру, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань.

Кстати, название с персидского языка переводится примерно как «на воде». Но также данную технику в мире часто называют турецким мраморированием, хотя известны и другие названия: «танцующие краски», «плавающие краски», «облака и ветер».

История появления

Когда и где появилась техника эбру?

Корни рисования по воде произрастают из восточного искусства. Хотя само название «эбру» возникло на несколько столетий позже, метод рисования по жидкой поверхности был известен уже в 9–10 веке в Японии. Страницы древней рукописи, которые сохранились до наших дней, были оформлены листами, выполненными в технике, аналогичной эбру.

Это японское искусство получило название «сумингаши», что в переводе означает «плавающие чернила», и согласно одной из легенд было выдумано человеком, испытавшим божественное вдохновение.

В китайских рукописях 10-го века есть упоминания о декоративной бумаге под названием «дрейфующий песок». А спустя пять веков свой вариант мраморной бумаги появляется и в Центральной Азии, однако доказательств его прямой связи с более ранним японским сумингаши нет.

В исламском искусстве этот метод был распространен под названием «кагазэ абри» (часто просто «абри»), что в переводе с персидского означает «дымчатая бумага». Его можно встретить даже на страницах старинных рукописей Корана. Некоторые турецкие авторы полагают, что слово «абри» может быть связано с турецким «абре» — пестрый, красочный. В Иране этот вид рисования известен как «абру-бад» («облака и ветер»).

В Турции, Персии и Индии есть своя история эбру – здесь слизистый слой готовили из продуктов растительного производства, а для смешивания красок использовали инструменты напоминающие гребешок для волос или грабельки. Художники выполняли сложнейшие манипуляции, пользуясь разными инструментами в определенной последовательности. Результатом виртуозной работы мастеров становились завораживающие узоры.

Хотя сама техника рисования по водной глади в Турции появилась уже в 16 веке, термин «эбру» возник только в конце 19 века, когда этот вид творчества начали преподавать в академии изобразительных искусств в Стамбуле. Название произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком его адаптировали как "эбру", что значит "на воде".

 В Турции эта методика пользуется большой популярностью до сих пор, особенно известно турецкое мастерство в изображении цветочных мотивов.

В эпоху Возрождения этот необычный вид творчества из Ближнего Востока перекочевал в Европу, где его стали использовать для оформления книг, а также для декорирования различных предметов – шкатулок, сундуков, элементов мебели. О большом интересе европейцев к мраморной живописи свидетельствуют многочисленные статьи и теоретические работы 17–19 веков по описанию этой художественной техники.

Искусство эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. В эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (лат. Astragalus)  – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

Краски - специальные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду.

В искусстве эбру существует несколько видов. Вот некоторые из них:

Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

Эбру Шаль – повторение S-образных форм.

Осветленное Эбру – заготовка для надписей.

Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

Цветочный Эбру – изображение цветов.

Рисование в технике эбру – не только творчество, но и признанный метод терапии. Это своего рода медитация, погружаясь в которую художник полностью растворяется в своей работе. Этот метод часто используют для примирения человека с окружающей действительностью, привнесения гармонии в его жизнь.

Взаимодействуя с постоянно меняющимся рисунком узоров, человек учится жить в непредсказуемом мире, принимая его таким, и видеть прекрасное в самых обыденных вещах и ситуациях. К тому же, красочная мраморная живопись помогает побороть депрессию и поверить в собственные силы.

Мраморная живопись, подойдет как людям с экспрессивным характером, так и спокойным натурам – в ней каждый может найти что-то для себя. Пожалуй, единственная категория, которой не стоит браться за эбру – это люди с шаблонным мышлением, привыкшие действовать по заранее намеченному плану и получать ожидаемые результаты.

Что входит в набор для рисования

С точки зрения материальных затрат, это увлечение довольно экономное и не требует больших вложений – можно обойтись даже обычными красками: акварелью, гуашью или акрилом. Однако работая со специальными материалами, добиться положительных результатов будет намного проще. Для того чтобы создать шедевр, потребуется:

невысокая прямоугольная емкость;

вода;

загуститель для эбру в порошке (можно заменить желатином);

краски для эбру (или японские чернила для сумингаши);

кисти (отдельная для каждого цвета);

палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая);

гребешки для эбру;

бумага (не глянцевая).

Техника рисования эбру, не смотря на свою тысячелетнюю историю, все еще является малоизвестным видом рисования. Поэтому, овладев ее основами, вы сможете удивить не только своих близких и друзей, но и рассчитывать на интерес широкой аудитории к плодам своего творчества.

Рисование по технике эбру состоит из нескольких этапов:

Сначала нужно подготовить воду. Для этого изучите прилагаемую к загустителю инструкцию и чётко следуйте всем указаниям.

Далее нужно процедить жидкость, чтобы в ней не осталось ни одной не растворённой крупинки загустителя. Для процеживания можно использовать отрезок ткани, сложенную в несколько раз марлю или, например, капроновые колготы или чулки.

Готовый раствор налейте в контейнер и положите сверху газету, чтобы собрать и удалить из жидкости все воздушные пузырьки (они могут мешать рисовать и портить готовые узоры).

Теперь подготовьте краски необходимых цветов. Для наложения их на воду могут использоваться кисти или же пипетки.

Далее, используя кисти, спицы и шила, создавайте изображение. В процессе движений будут формироваться замысловатые узоры, которым вы сможете придавать необходимые контуры и формы.

Далее нужно взять кусок ткани или лист плотной бумаги и положить его на поверхность воды. Спустя 5-10 секунд уберите основу. Самый простой вариант – просто дать рисунку высохнуть. Но опытные мастера завершают изображения  путём нанесения основной темы (для этого используются трафареты).

Советы

Чтобы научиться технике эбру и создавать настоящие шедевры, следуйте нескольким простым советам:

Чтобы ваши рисунки радовали вас и окружающих, приобретайте только качественные материалы, так как от их характеристик будет зависеть конечный результат ваших стараний.

Можно купить готовый набор, в который входят ёмкость, загуститель, краски, а также все необходимые для создания узоров инструменты.

Начинайте осваивать самые простые элементы, например, завитки, петли, переходы и так далее. А потом пробуйте переходить к более сложным изображениям и совмещать узоры.

Для создания рисунков можно использовать как готовые примеры, так и собственное вдохновение. Просто возьмите краски и кисти и начинайте творить, доверившись интуиции и своему таланту.

Если вам что-то непонятно, попробуйте просмотреть подробные обучающие видео с пошаговым описанием всего процесса.

Запаситесь терпением, ведь настоящие шедевры или даже более или менее удачные рисунки начнут получаться не сразу. На всё нужно время.

К занятиям следует приступать в спокойном состоянии и хорошем настроении, и тогда всё получится!

Запаситесь всем необходимым, поймайте вдохновение и начинайте творить уникальные рисунки на воде, используя технику эбру!

Техника эбру начинает завоевывать свое место и в дошкольном образовании. Завараживающие узоры притягивают не только взрослых людей, но и детей – для них это настоящее чудо и волшебство.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру дети используют цвет как средство передачи настроения, они экспериментируют. У ребят развивается фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. А так же вырабатывается усидчивость, развивается мелкая моторика, тренируется зрение, развивается фантазия и мышление, открывается творческий потенциал, навык видеть прекрасное в обыденном, возможность мыслить нестандартно, умение расслабляться и получать удовольствие от творчества, дети успокаиваются и дисциплинируются.

Используемые интернет-ресурсы:

https://zhenskie-uvlecheniya.ru/sekrety-risovaniya-v-texnike-ebru-kakie-shedevry-skryvayutsya-za-novym-slovom.html 

http://ebru-art.ru/

https://brjunetka.ru/ebru-tehnika-dlya-sozdaniya-shedevrov/  

Приложение  №3

Рефлексия  – составление синквейна по теме методического объединения

Правила составления синквейна:

1) первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную мысль;

2) вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3) третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

ЭБРУ

             ИНТЕРЕСНЫЙ                               НОВЫЙ

        РИСОВАТЬ                   ТВОРИТЬ             СОЗДАВАТЬ

РИСОВАТЬ ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ

КРАСКИ


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Что такое рисование для малыша.Какие навыки совершенствуются у ребенка в процессе рисования.Какие Формы организации работы с детьми можно использовать.Какие нетрадиционные техники рисования можно испо...

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.»

Цель собрания:Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания:- привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства;- ...

"Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с праздником Масленица....

Конспект родительского собрания по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику....