Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски по рисованию (средняя группа) на тему
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_srednyaya_gruppa_4.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
Проектной деятельности средней группы
«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатели:
Хузина А.А
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые
питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Актуальность:
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.
Некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью, им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает его из подражателя действиям взрослого, в субъект собственной деятельности.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта:
Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Развитие умений детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
Содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Ожидаемый результат:
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у
детей.
Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей.
Срок реализации проекта: Октябрь-декабрь 2016. Проект краткосрочный.
Тип проекта: информационный, познавательный, творческий.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
1. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).
2. Разработка конспектов, подобрать художественное слово, пальчиковые гимнастики, дидактические игры.
3. Составление перспективного плана.
4. Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2. Основной этап.
1. Ознакомление детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, ладошками, методом тычкования, монотипии, рисование поролоном. Побуждать комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях; использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, поролон.
2. Формирование умений создавать художественные образы, используя различные техники и материалы.
3. Развитие умения и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
4. Создание развивающей среды.
5. Проведение родительского собрания по данной теме.
6. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».
7. Организация выставки рисунков детей.
3. Заключительный этап (итоговый):
1. Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.
2. Беседы с родителями.
3. Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в младше- средней группе.
Тема (техника) Цель Материал Содержание
«Окраска воды»
(Освоение цветовой гаммы) Получать различные оттенки красного и жёлтого и цвета. Смешивание красок. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развитие воображения, наблюдательности. 6 прозрачных баночек с водой, красная и жёлтая гуашь, палитра Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета?
«Осеннее дерево»
(Рисование
Ладошкой + тычок) Формирование умений детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить дополнения с помощью тычка (листва разного цвета, трава). Тонированный лист бумаги, гуашь разных цветов, ватные палочки Рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, чтение стихотворения «Осень по дорожкам ходит, не спеша». Предложить детям нарисовать осеннее дерево.
«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись) Продолжать формирование умений детей рисовать пальчиками. Развитие ритмичности движений. Воспитание чувства сопереживания. Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья, полоски бумаги Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье.
Рябинка (Рисование
Пальчиками + примакивание) Формирование умений рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).
Развитие чувства композиции. Гуашь красная, зелёная, жёлтая и коричневая Рассматривание ветки рябины, прослушивание песни Королёва В. «Гроздья рябины» Предложить нарисовать рябину. Объяснить последовательность рисования.
«Домик» (Печатание) Развитие координации движений рук, мелкой моторики. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования.
«Ежик»
(Метод тычка) Развитие эмоционально-чувственного восприятия. Воспитание аккуратности. Бумага, гуашь, жесткие кисти Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов.
«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками) Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развитие координации движений рук. Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, поршни от одноразовых шприцов Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у нее остались только белые, она просит помочь ей украсить их. Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе.
«Береза в снегу»
(Метод тычка) Развитие эмоционально-чувственного восприятия. Воспитание эстетического вкуса. Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком.
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) Развитие ассоциативного мышления, воображения. Воспитание желания создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска
Реализация работы с родителями:
- Просветительство (в форме родительского собрания, консультаций).
-Наглядно текстовое (папки передвижки и др. наглядная информация).
-Обучение практическим умениям (мастер-класс).
- Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно.
Вывод:
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.
Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, а представляет, широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, мышления, творческого воображения, наблюдательности, настойчивости и воли. Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.
Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно- творческих способностей у детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.
Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.
Литература:
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
5. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М.:Мозаика-Синтез, 2005.
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».Каро, 2007.
7. И. А. Лыкова «изобразительное творчество в детском саду» Москва 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
Что такое рисование для малыша.Какие навыки совершенствуются у ребенка в процессе рисования.Какие Формы организации работы с детьми можно использовать.Какие нетрадиционные техники рисования можно испо...
ПРОЕКТ «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной д...
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Проблема развития творческих способностей вызывала большое вниман...
Проект Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Этот материал может быть использован педагогами для работы с детьми, родителями, а также с педагогами....
Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.»
Цель собрания:Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания:- привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства;- ...
Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...