Конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Сказочный лес»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Формирование эстетического отношения к художественно - творческой деятельности через использование нетрадиционной технике рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
«Сказочный лес»
Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Вид НОД: тематическое
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Цель: Формирование эстетического отношения к художественно - творческой деятельности через использование нетрадиционной технике рисования.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с техникой рисования «Граттаж»;
- закрепить умение в овладении различных приемов изображения;
Развивающие задачи:
- развивать фантазию и творчество в изображении весеннего леса.
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание запечатлеть увиденную красоту весенней природы.
- воспитание аккуратности в выполнении работы.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: Наблюдение за деревьями на прогулке; чтение стихов и художественных произведений о весне, загадывание загадок, беседы.
Словарная работа: Граттаж.
Планируемый результат: Ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам лесных жителей и радоваться успехам, проявляет инициативу и самостоятельность в этом виде деятельности. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, может опираться на свои знания и умения. Ребенок обладает развитым воображением, которое может реализовать в этой деятельности. Может соблюдать правила безопасного поведения во время работы с острыми деревянными палочками.
Средства и оборудование:
технические: Музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года» на тему «Весна».
Методические: Иллюстрации картины весны без листьев, травы, изображение рисунков в технике граттаж.
организационные: Письмо лесных жителей, сундучок, письмо Бабы Яги, подготовленные листы бумаги с нанесенными на них краской, воска и туши, деревянные палочки.
Ход НОД:
Вводная часть.
Воспитатель:
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.
Воспитатель: Ребята, вчера вечером, когда вас всех забрали домой, почтальон принес письмо. Это письмо прислали нам лесные жители. Как вы думаете кто это?
Дети: Тот, кто живет в лесу.
Основная часть.
Воспитатель: Послушайте, какая история произошла в лесу. Лесные звери готовились встречать весело красавицу Весну. Как вы думаете, какое было у них настроение?
Дети: У всех было веселое, радостное настроение.
Воспитатель: Придет Весна и своей волшебной кисточкой раскрасит – деревья, кусты, шубки зайчатам. Но узнала об этом злая Баба Яга и сказала: «Ну, уж нет, ни за что не допущу, чтобы звери веселились и радовались Весне, не бывать лесу красивым». Спрятала Баба Яга волшебную кисточку Весны в сундучок и закрыла его на 3 больших замка. Стоит теперь лес без листочков, все кругом голо: и деревья, и земля, и кусты.(иллюстрация картины) А небо, над лесом какое, как вы думаете?
Дети: Хмурое, серое.
Воспитатель: Ребята, звери в письме просят вас помочь им расколдовать сундучок, но для этого вы должны выполнить 3 задания. Готовы, вы им помочь.
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Чтобы открыть первый замок, вы должны отгадать загадку, слушайте внимательно.
Пришла, улыбнулась - утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора
А птицы пропели: «Вить гнезда пора!»
Дети: Весна.
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, первый замок открылся.
Воспитатель: Чтобы открыть второй замок, вам нужно назвать Весну красивыми словами. Какая она?
Дети: Солнечная, ласковая, красивая, добрая, красочная.
Воспитатель: Посмотрите, и второй замок открылся.
Воспитатель: Чтобы открыть последний третий замок, закончите пословицу
Увидел грача – (весну встречай)
Воспитатель: Вот мы и расколдовали волшебный сундучок. Весна своей волшебной кисточкой раскрасит природу и землю во все цвета радуги. Давайте немножко отдохнем, сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а в сундучке вместо волшебной кисточки лежат листы черной бумаги и просто палочки. И еще записка: « Ну,
что, детки, получили вы волшебную кисточку Весны! Не тут – то
было! Я люблю делать всем гадости! Видите, во что я превратила белую
бумагу и кисточки? Попробуйте теперь нарисовать что-нибудь яркое и
красивое. Ха – ха – ха… Не будет Весны, солнца, ярких красок! Посмотрим, что вы будите делать, как выходить из этой ситуации. Баба Яга»
Воспитатель: Что же нам делать ребята? Как помочь нашим друзьям?
Дети: Можно приклеить на черную бумагу яркие картинки, разрисовать красками.
Воспитатель: Можно ребята, но мы сделаем по другому. Ну, что ж, другой бумаги у нас все равно нет, а мы с вами художники, а художники – это тоже волшебники. Они могут рисовать не только на белой бумаге, но и на черной. А рисовать можно и острыми палочками!
Давайте сегодня поиграем в «цап - царапки» или по-другому нарисуем свои картины в технике «Граттаж». Слово «Граттаж» произошло от французского слова – скрести, царапать, поэтому другое название этой техники рисования – техника царапанья.(показ рисунков образцов)
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете что такое «Граттаж», но работа в этой технике, требует больших усилий, поэтому, нам необходимо провести
пальчиковую гимнастику, которая усиливает мелкую мускулатуру пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика:
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь пора за работу приниматься. Садитесь за столы и будем помогать Весне украшать лес яркими нарядом. Вы не забыли, что наши друзья - лесные жители ждут от вас помощи! Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя.
Визуализация «Волшебные краски» звучит музыка из альбома П.И.Чайковского «времена года» на тему «Весна».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сесть по удобнее, и закрыть глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я приглашаю вас в путешествие в волшебное царство Весны. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Вы приземляетесь на волшебную цветочную поляну. Светит яркое солнце. Вы вдыхаете легкий аромат цветов. Посмотрите, какие красочные цветы вокруг: красные маки и тюльпаны, синие васильки, колокольчики, желтые одуванчики. Наполнитесь цветом и ароматом цветов. Сделайте глубокий вдох и на выдохе открывайте глаза.
Какие ощущения вы сейчас испытываете? Удалось увидеть красочные цветы? Какое настроение у вас?
Дети: Настроение у нас хорошее, радостное. Мы увидели настоящий весенний лес.
Воспитатель: Взгляните, палочку держим как карандаш и процарапываем ею по бумаге штрихами и черное исчезает. Получается? Вот и хорошо! Рисуем яркий, красочный лес. Пока вы обдумываете свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность и внимание.
Дети приступают к выполнению задания.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать лес без кисточек и красок, наполнили его светом, яркими красками и хорошим настроением, Баба Яга зря старалась, у нас все получилось.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Рисунки у вас получились красочными и выразительными! А теперь сложим свои рисунки в конверт и отправим нашим лесным друзьям.
Воспитатель: Ребята, у нас получились очень красивые рисунки. Посмотрите внимательно, благодаря вам и нашим волшебным палочкам, мы все вместе с Весной очутились в волшебном, сказочном лесу. Весна здесь навела строгий порядок: на голые деревья и кусты набросила зеленые, одеяла. А самое главное – что эта красота будет долго радовать вас. Чему же вы сегодня научились, какому волшебству?
Дети: Мы научились рисовать необычным способом.
Воспитатель: А как называется, эта техника рисования Кто запомнил?
Дети: Граттаж, значит царапать.
Воспитатель: А что помогло вам получить такие замечательные рисунки, кроме волшебства? Понравилось ли вам быть помощниками Весны? Что заполнилось больше всего?
Дети: Когда представляли закрытыми глазами весенний лес.
Дети: Старание, аккуратность, внимание и, конечно же любовь к природе. Воспитатель: Если вы всегда будете обладать такими качествами, то думаю, что сможете обойтись и без волшебства.
Список литературы:
Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: старшая группа/Н.С.Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2014.-196с.
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада / Т. С. Комарова.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 104с.
Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа/ И. А. Лыкова. - М.: КАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008. -97с.
Интернет ресурс: https://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Сказочная страна"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Сказочная страна"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности, область «Художественно – эстетическое развитие» Музыка, «Путешествие на сказочную поляну» для детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет
Данный коспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Сказочные птицы».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования, здоровьесберегающей технологии, ...