Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию «Кисточки»
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Иванова Марина Александровна

развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 30 сентября 2015г. №156

Программа дополнительного образования

по художественно- эстетическому развитию

«Кисточки»

                                                        Иванова М.А.

СОГЛАСОВАНО

Протокол  Педагогического  совета

от 3 сентября 2015 года №1

Санкт-Петербург

2018 год


Содержание.

Пояснительная записка

3 стр.

Новизна и актуальность.

4стр.

Цели, задачи и программы

5стр.

Основные принципы построения

6 стр.

Условия реализации

7 стр.

Формы и режим организации занятий

7 стр.

Ожидаемые результаты

8 стр.

Формы подведения итогов

9 стр.

Календарно-тематическое  планирование

9 стр.

Методическое обеспечение

11 стр.

Список используемой литературы

12 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и ”овладев” пишущим предметом, приходит к радостному открытию, что и он может оставлять след на бумаге, и не только…

Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет желание заниматься изобразительной деятельностью. Поэтому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности своевременно.

При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Направленность данной дополнительной образовательной программы:

развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями. 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра, но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Поэтому пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Цель программы: - Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи программы:

- образовательные:

1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой.

2. Знакомить детей с цветовой гаммой.

3. Знакомить детей со свойствами материалов (красками, бумагой и т. д.)

4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.

5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.

- развивающие:

1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.

Формы и методы реализации программы:

- беседы;

-занятия;

-групповая и индивидуальная работа;

-коллективно-творческая работа;

-работа с родителями, мастер-классы;

-игры, развлечения;

- оформление выставок;

-наглядный;

-практический,

- объяснительно-иллюстративный.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Принципы организации:

- подача материала в игровой форме.

- развитие творческих способностей детей, фантазии.

- выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Методическое обеспечение: (для рисования в нетрадиционной технике)

- рисование способом тычка жесткой щетинной кистью;

- оттиск печатками ;

-восковые мелки и акварель;

- свеча и акварель;

- рисунки из ладошек;

-пальчиковое рисование;

- печать по трафарету.

Условия реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 2-3 года.

Сроки реализации программы.

С 14 января по 31 мая.

Формы и режим организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность  занятия 10 минут.

Структура программы: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция.

Формы и методы реализации программы:

- беседы;

-занятия;

-групповая и индивидуальная работа;

-коллективно-творческая работа;

-работа с родителями, мастер-классы;

-игры, развлечения;

- оформление выставок;

-наглядный;

-практический,

- объяснительно-иллюстративный,

-публикация информации на сайте ДОУ, группы.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Принципы организации:

- подача материала в игровой форме.

- развитие творческих способностей детей, фантазии.

- приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества.

- выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:

- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, дорисовка клякс.

- Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и поролоном. 

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги.

- Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.

2. Выполнение задания (2-8 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Ожидаемые результаты:

Планируемые результаты: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут:

-подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам.

- уметь правильно пользоваться кисточкой.

- проявить свои творческие способности, воображение, фантазию.

-иметь чувство композиции, развитую зрительную память, мышление.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.
  • В конце учебного года проводятся открытые занятия.
  • Оформление папок детских рисунков. 

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Задачи

Январь

«Снеговичок»

Упражнять в технике рисования тычком жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).

«Зимние узоры»

Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.

Февраль

«Зимний денёк» (коллективная работа)

Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»).

«Шарфик для куклы»

Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

«Ракета»

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете вместо окон)

«Украсим чашку для папы»

Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма.

мелкую моторику рук.

Март

«Красивые бусы для мамы»

Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету.

«Разноцветные рыбки»

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).

«Полюбуйся на герань»

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок ритмично в определённых местах.

«Смотрит солнышко в окошко»

Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.

Апрель

«Коровка на травке»

Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

«Шарики воздушные, ветерку послушные.»

Вызвать интерес к сочетанию разных изобразительных материалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.

«Космос»

Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе, в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»).

«Клоуны в цирке»

Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма.

Май

«Воздушные шарики»

Продолжать учить детей изображать округлые формы. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию.

«Подводное царство»

Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли

«Цветок»

Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой.

«Одуванчик»

Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции.

Методическое обеспечение программы

  1. Приобретены материалы для работы: гуашь, акварельные краски, кисти для рисования, палитры, разные виды бумаги для рисования и др. материалы.
  2. Разработаны картотеки загадок, физминуток, соответствующих тематик проводимых занятий.
  3. Сделаны образцы для практических занятий.

Материально-техническое оснащение программы

  1. Интерактивная доска,
  2. Ноутбук,
  3. Столы детские – 3 шт,
  4. Стулья детские – 15 шт,

Мольберт. 

Библиографический список:

  1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание №2 / 2006.
  2. Белобрыкина. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Новосибирск. 1993.
  3. Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию (средняя группа). В. ИТД Корифей. 2009
  4. Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию (старшая группа). В. ИТД Корифей. 2009
  5. Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию (подготовительная группа). В. ИТД Корифей. 2009
  6. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение1985.
  7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М: «Скрипторий»,2007.
  8.  Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006.
  9. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.  СПб. Детство-пресс. 2006.
  10. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.,Просвещение. 1985.
  11. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание №4/2005.
  12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду.-М.,2006.
  13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.-М.: АО «СТОЛЕТИЕ»,1994.
  14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2008.
  15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: конспекты занятий. М:Каро,2008.
  16. Пантиков В.А. Учимся рисовать-учимся творить.-Красонярск,1993.
  17. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.-М.:ТЦ «Сфера», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

Программа дополнительного образования художественно – эстетического развития «Журавлик».

Кружок «Журавлик» разработан для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмыслив...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Организованная деятельность по программе дополнительного образования художественно-эстетического развития для детей старшей группы «Волшебная проволока» «Восемь рук, а может ног, моет утром осьминог…»

Конспект занятия по программе дополнительного образования "Волшебная проволока". Итоговое занятие для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности при изгот...

Парциальная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития по тестопластике "Колобок"

Программа разработана для проведения кружковой работы с детьми от 3-6 лет. Направлена на выявление и развитие творческих способностей детей и развитие мелкой моторики рук....

Программа дополнительного образования художественно-эстетического развития детей 4-7 лет "Фантазия".

Программа направлена: научить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, губка, нитки); научить ...