Методика организации изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
статья по рисованию (младшая группа)
Методика организации изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oo.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественно-образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, т. к. процесс рисования, не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.
Первые действия малыша с кистью, карандашом, обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает. Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом процесс восприятия своего рисунка приятен ребенку и радует его.
Любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры, и занятия по изо деятельности в том числе. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования. Образ для них становится живым.
Например: пришел в гости грустный гномик - мы для него нарисовали солнышко, в конце занятия он стал очень веселым и водит с нами хоровод; дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей слепить им колобок. Колобки получились красивые.
Программными задачами по рисованию в младшей группе являются:
- вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками;
- формировать представление о том, что карандашами, красками рисуют;
- развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой рукой;
- подводить детей к изображению знакомых предметов;
- обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге;
- привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразными линиями, конфигурациями;
- побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
- вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами;
- побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
- развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы путем организации их восприятия окружающей жизни и игры;
- формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок) ;
- учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;
- учить держать карандаш и кисть свободно, правильно.
Материал, используемый в младшей группе при проведении занятий по изодеятельности – это карандаши, восковые мелки, краски, кисти. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный) .
На первых занятиях по рисованию лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски двух-четырех цветов. При этом используем следующие приемы рисования красками:
- примакивания (листопад, следы) “топ-топ” - гуляет кисточка по бумаге;
- протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента, слева-направо – длинная дорога;
- сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой
- красивый заборчик;
При рисовании карандашами - следующие приемы:
- штрихи короткие вертикальные -дождик, травка, заборчик,
-горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота);
- кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток);
- кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики).
На первых занятиях знакомим детей с карандашами и красками и на занятие могут приходить король-Карандаш и принцесса -Кисточка, которые рассказывают о правилах работы с ними. В дальнейшем эти материалы чередуются на занятиях, но чтобы закрепить навыки работы с ними, надо проводить несколько занятий рисования карандашом, затем несколько - красками.
Например: карандашом рисуем дождик: ритмом штрихов передаем капельки дождя, при этом учим держать карандаш правильно в правой руке, выделяем синий цвет среди других цветов;
Дорисовывали усы коту путем ритмичности проведения коротких горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга;
Рисовали разноцветные клубочки (красный, зеленый, синий) -учили круговыми движениями рисовать клубки ниток, закрепляли при этом цвета.
После двух-трех занятий, на которых содержание рисунка определяется педагогом, проводится занятие по замыслу детей. Конечно, назвать эти занятия в буквальном смысле слова занятиями “по замыслу” нельзя: малыши изображают то, что хотят, многие просто водят карандашом по бумаге или повторяют изображения, усвоенные ранее.
Когда дети овладевают некоторыми умениями и навыками, можно рисовать коллективно. Коллективные работы выполняются небольшими подгруппами по 8-10 детей. Эта работа доставляет детям радость от рисования “рядом” и всегда очень красиво смотрится.
По рисованию красками могут быть следующие темы:
“По ровненькой дорожке” - учим рисовать кисточкой, ритмично наносить отпечаток на бумаге;
“Курочка” (отпечаток ладоши) – вызвать у детей эмоциональный отклик на яркий цвет краски, радоваться цветовым пятнам;
“Осенний листопад” - ритмом мазков передаем явления природы, учим правильно держать кисть в правой руке, радоваться ярким мазкам.
“Украсим матрешке сарафан” - украшаем мазками сарафаны матрешек, наносим мазки на силуэт сарафана, закрепляем цвета.
В группе должен быть стенд или мольберт для рассматривания готовых рисунков. Рассматривая их с детьми, прежде всего нужно обращать внимание детей на работы в целом: хвалить, обращать внимание на цвет. Это развивает у детей образное восприятие, способствует обогащению словаря.
Например: “Вот как много красивых цветов мы нарисовали. Получилось нарядно, как будто большое поле усеяно цветами”, или “Как много больших орешков упало с дерева – хватит белочке на обед”.
Работы, выполненные в течении месяца, можно вывесить на выставке-стенде для просмотра родителями, где указана тема, цель работы, какого числа выполнена.
Каждая работа должна быть подписана в правом нижнем углу (имя и первая буква фамилии ребенка). Остальные работы можно хранить в пластмассовой папке, в отдельных файлах для каждого ребенка. Они необходимы для того, чтобы наблюдать за процессом развития умения и навыков детей, для диагностики и для оценки работы воспитателя.
На занятиях по рисованию необходимо использовать следующие методы и приемы:
1. Наблюдение за объектом изображения, т. е. рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.
2. Метод пассивных движений- используется для того, чтобы ребенок легче овладел соответствующими движениями при рисовании; в воздухе проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.
3. Показ способов изображения. - Многочисленные точки или штрихи – это снег или дождь;
- вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;
- однонаправленные движения – горизонтальные: дорожки, линеечки;
- вертикальные: столбики, заборчик, травка.
Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.
4. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации -рассматривание книг-сказок с иллюстрациями: “Колобок”, “Теремок”, стихи, потешки “Я пеку, пеку, пеку», альбомов с домашними животными.
Работы хранятся до следующего занятия, по желанию родители могут забрать их домой.
Индивидуальная работа
Чтобы быстрее развить и закрепить навыки рисования надо проводить индивидуальную работу с детьми. Заниматься можно вне занятий утром или во второй половине дня.
Работать надо по подгруппам 2-3 ребенка под руководством воспитателя.
Во время этой работы необходимо закреплять навыки правильного выполнения работы, использования оборудования, следить за осанкой, за эмоциональным состоянием ребенка, вызывать желание рассказать о своей работе, необходимо использовать при этом потешки, песенки, попевки.
В группе необходимо создать развивающую среду, способствующую художественно-эстетическому развитию детей.
Для работы по изодеятельности необходимо приобрести различного вида бумагу, гуашь, большие кисти, большие карандаши, восковые мелки, всевозможные печати, тычки, емкость для краски и воды, мольберт – это оборудование находится в специальных контейнерах в недоступном для детей месте.
На полках можно разместить – игры на цвет, форму; альбомы для раскрашивания и рассматривания, контуры для раскрашивания, книги, трафареты, шаблоны, вкладыши, пирамиды, кубы (цветные, пазлы по цвету, цветные конструкторы – все это должно находиться в доступном для детей месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста."
Данная презентация ,надеюсь поможет педагогам в работе с младшими дошкольникамипо формированию основ ЗОЖ....
Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»
Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»с использованием современных образовательных...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую различныенетрадиционные техники рисования, которые вызывают интерес и способствуют развитию художественных навыков.[[{"type":"me...
СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организации изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - пластилиновая живопись»
Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. ...
Изобразительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Тематическое планирование.
Изобразительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет...
Изобразительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник мысли. Другими слова...
Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ
Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУПодвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ...