Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мир красок»
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему
Программа «Мир красок» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе используются нетрадиционные техники рисования. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_krasok.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Мир красок»
для детей 5-6 лет
(срок реализации – 1 год)
Автор:
Фомичёва И. В. - воспитатель
Содержание программы
Тема 1. «Отпечатки листьев»
Теория.
Знакомство с пейзажем. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Знакомство с техникой «Отпечаток». Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печать листьями. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, чувство композиции, цветовосприятия.
Практика.
Пейзаж в технике отпечаток «Лес осенью».
Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Тема 2. «Золотая осень»
Теория.
Понятие «набрызг», познакомить детей с новым способом изображения – набрызги.
Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение, вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
Практика.
Продолжение рисования пейзажа «Лес осенью». Техника выполнения набрызга.
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, деревянная палочка.
Тема 3. «Бабочки, которые я видел летом»
Теория.
Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа. Совершенствовать умения детей в технике – монотипия предметная. Развивать пространственное мышление. Воспитывать самостоятельность на занятии, чувство прекрасного, умение любоваться красотой природы.
Практика.
Рисование бабочки в монотопии.
Материалы: плотная бумага, кисти, гуашь.
Тема 4. «Плюшевый медвежонок»
Теория.
Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
Практика.
Учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать умение передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, поролоновая губка, простой карандаш.
Тема 5. «Первый снег»
Теория.
Познакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.
Практика.
Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег с помощью метода тычок.
Материалы: бумага, гуашь, кисть, ватные палочки.
Тема 6. «Ёлочка нарядная»
Теория.
Совершенствовать технику рисования оттиск поролоном. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. Учить правильно распределять шарики на ёлке. Закрепить умение изображать ёлочные игрушки.
Практика.
Оттиском поролона изобразить ёлку, рисование пальчиками ёлочные игрушки.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, поролоновая губка, простой карандаш.
Тема 7. «Дед Мороз»
Теория.
Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передовая форму частей, их расположение, относительную величину. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
Практика.
Рисование Деда Мороза.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, соль в солонке.
Тема 8. «Морозный узор»
Теория.
Рисование свечой. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.
Практика.
Рисование «Морозного узора».
Материалы: бумага, кисти, акварель, свечка.
Тема 9. «Музыкальный рисунок»
Теория.
Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Практика.
Рисование под музыку.
Материалы: бумага, кисти, гуашь,
Тема 10. «Верблюд в пустыне»
Теория.
Ознакомление с новым приёмом рисования – «расчёсывание» краски. Освоение нового графического знака - - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке.
Практика. Рисование «Верблюда в пустыне».
Материалы: бумага, кисти, гуашь, пластмассовая вилка.
Тема 11. «Праздничный салют»
Теория.
Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления.
Практика.
Рисование «Праздничного салюта».
Материалы: бумага, кисти, акварель, восковые карандаши(мелки).
Тема 12. «Весенние мотивы»
Теория.
Познакомить с новым способом изображения - раздуванием краски. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
Практика.
Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, берут трубочку, ее нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Показать его выразительные возможности. Рисование «Весенние мотивы».
Материалы: бумага, кисти, гуашь, трубочка для коктейля.
Тема 13. «Волшебный карандашик»
Теория.
Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.
Практика.
Рисование недорисованных силуэтов самых разных предметов.
Материалы: бумага, простой карандаш, цветные карандаши.
Тема 14. «Рисуем по шаблону»
Теория.
Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Практика.
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Материалы: бумага, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей.
Тема 15. «Космический пейзаж»
Теория.
Научить новому способу получения изображения – граттаж. Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом. Воспитывать у детей стремление познанию окружающего мира. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника.
Практика. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, с добавлением нескольких капель жидкого мыла. Основу под граттаж выполняет взрослый. Рисование – процарапывание «Космического пейзажа». Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций.
Материалы: бумага с готовой основой под граттаж, заостренная деревянная палочка.
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебные и методические пособия.
2. Материалы для работы:
-клеёнка;
-стаканы под воду;
-матерчатые салфетки;
-бумага;
-палитра;
-гуашь;
-акварель;
-кисти;
-листья разных деревьев;
-зубная щетка;
-деревянная палочка;
-поролоновая губка;
-соль;
-свеча;
-пластмассовая вилка;
-восковые карандаши (мелки);
-трубочка для коктейля;
-простой карандаш;
-цветные карандаши;
-тушь;
-заостренная деревянная палочка.
3. Диагностическая карта усвоения программы дополнительного образования.
Информационное обеспечение:
- Аппаратура для воспроизведения звукового, музыкального и видеоматериала (ноутбук).
- Иллюстративный материал по разделам программы (репродукции, рисунки).
Методические материалы
Форма организации деятельности детей на занятии – групповая.
Структура занятия:
- вводная часть, объяснение материала;
- эмоциональный настрой: беседа, просматривание слайдов, чтение художественных произведений (стихи, загадки, рассказы, скороговорки, пословицы, прослушивание музыкальных произведений);
- показ: педагог создает схематические изображения; педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий;
- рисование с использованием обсуждения создания сюжета рисунка;
- динамическая пауза: «физкультминутка» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью;
- подведение итогов.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г. – 78 с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г. – 70 с.
3. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.–126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию, направление – художественное творчество (аппликация) на тему: «Совушка - сова»
Интеграция областей: Х-э. р. + П. р. + С. + Р. р. Описание материала: Нетрадиционные техники аппликации из ватных дисков.Задачи:Х-э. р. 1. Закреплять умения отрезать част...
Сюжетно – ролевая игра по художественно-эстетическому развитию «Разноцветное царство красок»
Цель.Продолжать расширять у детей диапазон цветовосприятия через игру. Задачи.Расширять представления детей о смешивании красок и умение их различать. Развивать фантазию и творческое вообра...
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»
Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...
Учебно–методический комплекс образовательная область«Художественно–эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования по НОД раздела аппликация на тему"Букет для мамы "
Состав комплекса:- конспект НОД;- опорные таблички;- картотека пальчиковой гимнастики; - правила работы с ножницами, кисточкой и клеем; карта-схема;- на...
Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Смешивание красок »
Воспитывать интерес к изо. Искусству. Закреплять знания о главных цветах, смешивании красок. Развивать навыки работы акварельными красками, осознано применять цвета в своих рисунках....