Консультация для педагогов "Комментированное рисование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
консультация по рисованию по теме
Что привлекает интерес ребенка – дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации, возможность воплощать окружающую реальность на бумаге. В рисунке все может ожить и начать двигаться Однако существующие методики рисования практически не учитывают эту потребность ребенка. Между тем, приемы комментированного рисования, предложенные Дж. Аланом, С.А.Мироновой, О.П.Гаврилушкиной и другими авторами, позволяющие «оживить» нарисованную ситуацию или сам процесс рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommentirovannoe_risovanie_v_detskom_sadu_-_kopiya.docx (24.09 КБ) | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
КОММЕНТИРОВАННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие творческих способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми использую именно этот приём, разработанный О. П. Гаврилушкиной. Образовательная деятельность с использованием комментированного рисования проводится в зависимости от возраста как комплексные по развитию речи, ознакомлению с окружающим (или экологическому воспитанию) и рисованию – 1 раз в месяц, как интегрированные - 1 -2 раза в неделю, в первой половине дня. Проводится данная образовательная деятельность по подгруппам 6 -7 человек.
Прием комментирующей речи позволяет организовать деятельность детей и объединить такие ее компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. Так, комментируя действия детей, можно рассказать о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. Комментируя действия детей в настоящем времени, фиксирую внимание детей на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребенку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Причем подведение итога по одному действию детей должно включать и переход к следующему этапу деятельности. Особое значение приобретает рассказ о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на нее. Так, в ходе образовательной деятельности оцениваю своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами (карандашом, кистью, краской и т.д.). В конце образовательной деятельности эмоционально оцениваю результаты деятельности каждого ребенка и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи. Затем функции комментирования постепенно передаются самим детям. Комментирование ребенком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, ее конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения. А также представления законченного продукта, т.е. условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. Привлекая детей к комментированному рисованию, использую примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т.В.Лусс, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой.
∙ Расскажи, что ты будешь делать?
∙ Расскажи, что будешь использовать?
∙ Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?
∙ Расскажи, как будешь делать?
∙ Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?
После того, как дети научились комментировать процесс рисования, учу их комментированию его содержания непосредственно в ходе изобразительной деятельности (прием комментированного рисования). Для этого необходимо, чтобы тематика образовательной деятельности отражала круг интересов. Использую следующие темы: «Ребенок среди любимых предметов и игрушек»: «Ребенок среди взрослых и сверстников», «Ребенок в мире животных», «Ребенок и природа». Важно, чтобы одно содержание имело разные планы выражения, т.е. использовалась драматизация, сюжетно – ролевая игра, рисование и рассказывание на одну и ту же тему. Например, в образовательной деятельности по экологическому воспитанию комментированное рисование включаю как элемент «игры в путешествия». (С.Н.Николаева). Воспитатель играет роль экскурсовода и знакомит детей с природными явлениями и объектами. Дети на основе полученных впечатлений делают рисунки – «фотографии» и рассказывают, что у них получилось. Комментированное рисование сочетаю с составлением рассказа по созданной мной картине. Обращаюсь к детям: «Видите, какая красивая получилась картина. Давайте попробуем рассказать о том, что нарисовано». Прием рекомендован Дж.Алланом и описан в книге «Ландшафт детской души».
В процессе комментированного рисования по поводу схематичного изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет взрослый мелом или маркером на доске, а сами дети также становятся объектами изображения), воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т.е. упражняются в коммуникативных высказываниях.
В образовательной деятельности по комментированному рисованию:
- создаю оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней; ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
- обеспечиваю главное условие общения – адресованность речи: ребенок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
- стимулирую и поддерживаю речевую инициативу (речевая активность) каждого ребенка;
- осуществляю целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
- широко использую различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Комментированное рисование способствует развитию у воспитанников таких качеств:
∙ оригинальность (способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся знакомых, общепринятых, банальных, которая проявляется во всех видах деятельности),
∙ гибкость (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию),
∙ продуктивность (беглость мышления и воображения, рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей, вариантов решения проблем). Для этого используются такие методы, как дорисовывание незаконченных взрослым изображений и сюжетов, работа с картинками – нелепицами, создание ассоциаций и аналогии, метод фокальных объектов и др.
Таким образом, комментированное рисование способствует формированию коммуникативных ситуаций и созданий условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе комментированного рисования; положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, развитие способности к экспериментированию, творческого воображения и формирование осуществлять художественно – творческие действия в процессе рисования.
Список использованной литературы
- Анаткина Ю.М., Андрианова П.Е. Комментированное рисование как средство формирования креативных качеств дошкольника// Управление ДОУ. 2010. №2.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок: Учеб. Пособие. М..1992.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1992.
- Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада// Ребёнок в детском саду. 2003. № 2.
- Галанов А.С. Изобразительное искусство. М..2000.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошкольное воспитание.2006. № 2.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 2005.
- Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2010.
Памятка для воспитателей Основные правила проведения комментированного рисования Правило первое. Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования». Правило второе. Связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года), повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр. Правило третье. Главными героями создаваемых рисунков выступают конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры, и главное, - отношения. Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка. Его поведение напоминает поведение матери полутора – или двухлетнего ребенка, которая все время «переводит его автономные высказывания с русского – на русский», придавая им понятную всем языковую структуру. Правило пятое. Воспитатель создает схематичные, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное. Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показать с помощью изобразительных движений Правило седьмое. В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью. |
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Ребенок не любит рисовать? Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд. Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...
Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”
Представление педагогического опыта по методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...
Консультация для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Для развития детской фантазии рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор. Нетрадиционные техники рисования дают возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить...
- Мне нравится (2)