Использование нетрадиционных методов рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных методов рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений в деятельности воспитателя и педагогического коллектива в целом. Творчество во всех его проявлениях способствует самовыражению ребёнка, реализации его потенциала, разностороннему развитию личности. Изобразительная деятельность, в частности, является одним из способов отражения впечатлений, полученных от окружающей его действительности, и выражения своего отношения к ним. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразную гамму чувств: получает удовольствие от созданного им красивого изображения, огорчается, если рисунок не получается, стремиться освоить новые техники изображения для более четкой качественной передачи своих эмоций на бумаге. Художественная деятельность детей очень тесно связана с жизнью, богатством и уровнем развития сенсорного опыта. Психологи подчеркивают, что для развития образных представлений и образного мышления, большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей в детском саду, как изобразительная и конструктивная. С одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления, с другой – изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представления и мышления. Для успешного освоения у ребенка следует формировать такие качества, как: трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата. Творчество как деятельность детей представляет новые возможности для их развития. Вначале творческой деятельности для реализации своих замыслов дети иногда не нуждаются в карандашах, красках и кисточках. Дети младшего дошкольного возраста рисуют на запотевшем стекле пальчиками, мелками на асфальте, палочками на мокром песке. В этом процессе они отражают то, что они видят и чувствуют, да и дополнительно накапливают сенсорный опыт при общении с материалами разной текстуры, фактуры. Становясь старше, дошкольники постепенно осваивают традиционные способы рисования, начиная с простейших навыков и умений изображения. Со временем, развиваясь, дети осмысленно выискивают новые способы отражения окружающей действительности в своей творческой деятельности. В этот момент педагог может оказать помощь и познакомить детей с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве. В процесс обучения могут быть включены самые обычные в обиходе предметы, тем более необычно их использование в качестве средств изображения: зубные щетки, ватные палочки, нитки, расчески и так далее, разнообразие таких средств бесконечно, вплоть до использования печатей из овощных культур. Такие нестандартные решения развивают творческую фантазию, стимулируют воображение, способствуют снятию негативных эмоций. Свободный полёт фантазии, не сдерживаемый рамками классического рисования и запретами (например, вместо кисточек – пальчики и ладошки), несёт колоссальный заряд позитивной энергии. Проведение таких занятий способствует обретению уверенности в своих силах, обогащению гаммы ощущений, более ярких и насыщенных.
В своей педагогической деятельности мы используем разнообразные нетрадиционные техники рисования, начиная с самых простых, и переходя к более сложным и трудоёмким. Большое удовольствие дети получают от печати листьями. Заранее, во время прогулки, мы собираем листья с разных деревьев и кустарников, разных по размеру, форме, окраске. Подготовленные листья покрываем гуашью и делаем аккуратные отпечатки на листе бумаги. Какие шедевры получаются даже у самых маленьких! Так же создаем коллективные композиции: « Осенняя сказка», « Жар-птица» и другие.
Одним из любимых видов рисования в нашей группе является рисование пальчиками, причём разными способами – и полной ладошкой, и ребром ладошки, и подушечками пальцев. К таким отпечаткам придумываем дополнения, оживляем их. Тут и « Курочка с цыплятами», и « Букет для мамочки»…
Рисование методом тычка не представляет сложности – достаточно взять какой-нибудь предмет (ватную палочку, кисточку), опустить его в краску и ударить по листу сверху вниз. Делаем тычки и хаотично, и по готовому контуру. Очень интересные получаются изображения- «Снегопад в лесу», «Яблоневый сад», «Павлин».
Увлекает детей смешивание красок – просто фантастический приём превращения одних цветов в другие. Смешивание трёх основных цветов (красного, синего, желтого) даёт новые цвета, а добавление черного и белого цветов дает оттенки исходных цветов. Аккуратно смешиваем краски на палитре и, добившись нужного результата, начинаем рисовать на бумаге. Это «Радужные фантазии», « Переливы мыльных пузырей»…
Задачей кляксографии является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Сложив лист пополам, на одну сторону наносим несколько капель жидкой краски и плотно прижимаем другую сторону. Получаются необычные затейливые узоры, в которых мы увидели «Подводное царство», «Вечерний закат», «Цветущий луг».
Раздувание краски немного похоже на кляксографию, на лист бумаги наносятся несколько капель жидкой краски и с помощью трубочки раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравятся появляющиеся у кляксы «ножки», разбегающиеся в разные стороны. «Осьминожки», «Солнечные лучики» и другие рисунки получаются очень весёлыми и позитивными.
Используя в занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования, мы формируем умение детей выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» посредством воплощения своих идей при создании необычных, нестандартных произведений изобразительного искусства. Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что применение нетрадиционных техник рисования способствует формированию творческой, открытой миру прекрасного личности, способной к самовыражению. Это подтверждается диагностическими исследованиями, предваряющими начало работы, а так же в завершении каждого этапа деятельности.
Девизом нашей работы, её содержанием, её итогом можно считать высказывание В.А.Сухомлинского:«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....
«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Статья для воспитателей дошкольных учреждений о развитии творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техни...
Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд. Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...
Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...
Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”
Представление педагогического опыта по методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...