Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)
проект по рисованию на тему
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
(средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 16»
Проект
на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
(средняя группа)
Составил: воспитатель
Н.В. Маркова
2016 г.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Срок реализации проекта: Сентябрь 2014– Май 2015 ( долгосрочный).
Тип проекта: Творческий
Участники проекта: Дети дошкольного возраста(средняя группа),
воспитатель, родители воспитанников
Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие»
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности. Создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности, а так же являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита.
Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
А творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
- Знакомить детей 4-5 лет с нетрадиционными техниками рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
.
- Развивать эстетический вкус, мышление, восприятие, память, внимание, речь, воображение и творческие способности детей.
- Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
- Способствовать использованию полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности детей.
Повысить компетентность родителей в области нетрадиционных техник рисования; вовлечение их совместное творчество с детьми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Сформируются у детей знания о нетрадиционных способах рисования;
-Овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Увеличится динамика высокого уровня развития по изо на 40%
- Повысится компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники; активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- Участие в конкурсе рисунков на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
- Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Подборка игр и игровых упражнений ( Литература)
-Максаков А. И. , Тумакова Г. А. «Учите, играя» - М. : «Просвещение», 1983
-Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М. : «Просвещение», 1991
-Катаева А. А. , Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения». -М. : «Бук-Мастер», 1993
-Аксенова А. К. , Якубовская Э. В. «Дидактические игры» - М. : «Просвещение», 1991
-Венгер Л. А. и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М. : «Просвещение», 1989
Материально-техническое :
альбом, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, штампы, печатки, трафареты, нитки, палитры, непроливашки, кисточки, простые карандаши, ткань разных цветов, цв. бумага, манка, греча, природный материал; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок, магнитофон.
Дидактическое:
Конспекты и сценарии проведённых мероприятий.
Интеграция с другими образовательными областями:
«Физическое развитие» | Развитие мелкой моторики Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
«Речевое развитие» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познавательное развитие» | Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений. |
«Социально – Коммуникативное развитие» | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; уважительного отношения к совместной деятельности со сверстниками. |
«Художественно – эстетическое развитие» | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
1 этап проекта Подготовительный:
Работа с детьми | Работа с родителями | Срок |
мониторинг развития художественно- творческих способностей детей | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности | Сентябрь 1 неделя |
2 этап проекта Организационный:
Содержание работы | Сроки |
Определить объем и содержание работы по проекту. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; | Сентябрь 2 неделя |
Подбор программно-методического обеспечения и наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Подобрать художественное слово; физкультминутки, дидактические игры; Создание развивающей предметно- пространственной среды | Сентябрь 3 неделя |
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями | Сентябрь 4 неделя |
3 этап проекта Основной:
Реализация работы с детьми:
НОД
Совместная деятельность в режимных моментах
Самостоятельная деятельность
Средства обучения.
Наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа.
Перспективный план работы
Сентябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы) | Получать различные оттенки красного и жёлтого и цвета. Смешивание красок Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность | 6 прозрачных баночек с водой, красная и жёлтая гуашь, палитра | Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? |
«Красивый букет» (Печатание листьями) | Развивать умение детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. | Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. |
«Осеннее дерево» (Рисование Ладошкой + тычок) | Развивать умение детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить дополнения с помощью тычка(листва разного цвета, трава). | Тонированный лист бумаги, гуашь разных цветов, ватные палочки | Рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, чтение стихотворения «Осень по дорожкам ходит не спеша» Предложить детям нарисовать осеннее дерево. |
Коллективное закрашивание (напольная раскраска) | Развивать художественное восприятие, координацию движений рук. | Напольная раскраска, цветные мелки. | Беседа о разных техниках закрашивания. Чтение стихотворения «Раскраска» |
Октябрь
Тема (техника) | Цель | Оборудование | Содержание |
«Осень в гости к нам пришла» (Штриховка карандашами) | Способствовать развитию творческого воображения детей, формирования умения передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; | альбомный лист, набор цветных карандашей, черная гелиевая ручка или простой карандаш. | Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Объяснить последовательность работы. |
«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись) | Развивать умение детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания. | Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги | Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье. |
Рябинка (Рисование Пальчиками + примакивание) | Развивать умение детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать чувство композиции. | Гуашь красная, зелёная, жёлтая и коричневая | Рассмотреть ветку рябины, прослушать песню Королёва В. «Гроздья рябины» Предложить нарисовать рябину. Объяснить последовательность рисования. |
«Домик» (Печатание) | Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. | Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь | Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования. |
Ноябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Ежик» (Метод тычка) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. | Бумага, гуашь, жесткие кисти | Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов. |
«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками) | Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. | Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, поршни от одноразовых шприцов | Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у нее остались только белые, она просит помочь ей украсить их. Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе. |
«Пейзаж» | Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций.Развивать интерес к пейзажной живописи | Белый лист бумаги, силуэты: дом, дерево, река, зубная щетка, расческа, карандаши | Выставка: пейзажи, натюрморты, портреты. Беседа по ним. Детям предлагается стать на время художниками и написать пейзаж |
«Береза в снегу» (Метод тычка) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. | Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая | Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком. |
Декабрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) | Развивать ассоциативное мышление, воображение. создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска |
«Звездное небо» (Фотокопия) | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. | Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. |
«Невидимки» (Линия, как средство выразительности) | Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. | Листы бумаги, по 2 платочка (один теплого тона, другой- холодного тона), карандаши | Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами. |
«Секрет» (пластилинография) | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | Цветной картон с контуром животных, пластилин, стеки. | Загадать загадки о животных. Предложить детям перевернуть картон и рассмотреть контур нарисованный на нём. Узнать на какое животное он похож, Предложить детям раскрасить животное с помощью пластилина. |
Январь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Новые игрушки» (Кубизм) | Развивать творческое воображение. Предложить детям создать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму. | Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки | Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь. |
«Салют» | Развивать умение детей подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа. | Чтение стихотворения «Салют», рассматривание иллюстраций. беседа об увиденном (впечатления) Воспитатель предлагает детям изобразить новогодний салют. | |
«На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием) | Развивать наблюдательность создавать интересные образы. | Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги. | Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок. |
Февраль
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Нарисуй, что хочешь» (рисунок по пластилину) | Развивать умение детей аккуратно размазывать пластилин по картону и наносить рисунок на пластилин с помощью спички. Развивать воображение, художественное восприятие. | Картон, пластилин, спички. | Показать детям оригинальный рисунок. хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы. |
Игры с красками | С помощью игр-занятий, освоить нетрадиционные техники для передачи изображения. Совместное творчество родителей и детей | Листы белой бумаги, гуашь, кисти, тычки, штампы | Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать и дорисовать. |
«Музыка» (Пальцевая живопись) | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Бумага, гуашь | Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино -бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов» |
«Придумай и дорисуй» | Развивать творческое воображение, создавать новые образы. | Листы бумаги с незаконченным рисунком | Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у него было изображено. |
Март
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
Два петушка ссорятся. Рисование ладошками. | Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. | Тонированные листы бумаги, широкие блюдечки с гуашью, кисть, петушок - игрушка, | Чтение стихотворения «Два петушки. Рассматривание игрушки и иллюстраций с изображением петушков. Предложить детям нарисовать петушков с помощью ладошек |
«Облака» (Рисование по сырому фону) | Помочь детям в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. | Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков. |
«Ледоход» (Метод старения) | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета | Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? |
«По замыслу» (Совместное рисование) | Формировать умение передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. | Карандаши, листы бумаги | Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. |
Апрель
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
Рисунок невидимка (Свеча + акварель) | Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук. | свеча, плотная бумага, акварель, кисти | Звучит песенка «волшебники». Воспитатель предлагает детям тоже превратиться в волшебников и нарисовать рисунок невидимку, а затем его расколдовать с помощью волшебной акварели. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками. |
Зайка -попрыгайка (Скатывание бумаги) | Познакомить с новым способом получения изображения Развивать мелкую моторику кисти руки. | салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы, игрушка зайка. | В гости к детям пришёл зайка. Чтение стихотворения «Зайка» Беседа по содержанию. Предложить детям нарисовать для гостя друзей зайчат. |
«Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности) | Тренировать движения руки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий. | Листы бумаги с изображением дороги, карандаши. | Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть. |
«Весенняя полянка» (Коллаж ) | Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки | Ватман с нарисованными силуэтами деревьев, салфетки разных цветов, клей, кисти, манная крупа. | Рассматривание иллюстраций с весенней природой. Прослушивание музыки «Весна в лесу» Предложить детям нарисовать весеннюю полянку |
Май
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Сирень» (Совмещение техник) | Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие. | Тонированная бумага, гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев) | Полюбоваться цветущей сиренью. Чтение стихотворения «Сирень», беседа по содержанию. Предложить нарисовать сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы |
«Божья коровка» (пробка, ватная палочка) | Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату. | Тонированная бумага,гуашь в мисочках,ватные палочки, пробки | Чтение стихотворения «Божья коровка» Беседа по содержанию Предложить детям нарисовать божью коровку . |
«Одуванчики» (Рисование мыльными пузырями) | Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. | Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем. | Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. |
Подведение итогов кружковой работы и создание коллажа с использованием всех техник рисования. |
Реализация работы с родителями
- Просветительство (в форме родительских собраний, консультаций).
-Наглядно текстовое ( папки передвижки и др. наглядная информация).
-Обучение практическим умениям (мастер-класс).
-Вовлечение в совместную деятельность (день открытых дверей).
Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно.
Перспективный план работы с родителями:
№ | Мероприятия | Форма проведения | Время проведения |
1 | Беседа о проекте «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» | Родительское собрание | Сентябрь |
2 | Приобщение родителей к совместному творчеству с детьми | Мастер-класс по рисованию | Октябрь |
3 | «Любимой мамочке» | Выставка детских работ | Ноябрь |
4 | «Чем занять непоседу?» | Папка – передвижка | Декабрь |
5 | «Как организовать занятия рисованием дома» | Консультация | Январь |
6 | Весенняя капель | День открытых дверей | Март |
7 | Игры с красками | Совместное творчество с детьми | Апрель |
8 | Чему мы научились | Выставка детских работ | май |
4 этап проекта Заключительный
Содержание работы | Сроки |
Создание книги рисунков «Наше творчество» | Май 2 неделя |
Развлечение «Разноцветные ладошки» | Май 3 неделя |
Просмотр презентации проекта отчёт о проделанной совместной работе «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». | Май 4 неделя |
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
- Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации нового проекта , ориентированного на воспитанников старшей возрастной группы;
- Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
- Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
- Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Вывод:
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.
Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, а представляет, широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, мышления, творческого воображения, наблюдательности, настойчивости и воли.
Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Литература
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2000.
6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М. :Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».-Ярославль, 1998.
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».Каро, 2007.
9. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет»:Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.
10. И. А. Лыкова «изобразительное творчество в детском саду» Москва 2009г.
11. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать»
12. Давыдова Г. Н. «Пластилинография»
13.www. dovosp. Ru
14.www. solnet
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....
«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Статья для воспитателей дошкольных учреждений о развитии творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техни...
Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа
Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа...
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»старшая группа
Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творческиактивной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решатьжизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.А...
Проект " Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источн...
Педагогическая технология «Цветные фантазии» «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (старшая группа «Ягодка»).
1. Актуальность«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». Роде.«Это правд...