НОД по ознакомлению с творчеством Е.И.Чарушина.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия (речевое и художественно-эстетичекое развитие) для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_charushin.docx | 886.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
для детей старшей группы
по ознакомлению с творчеством Е.И.Чарушина
автор: Юрченко О.А.воспитатель
МБДОУ «Детский сад №26 «Ягодка»
г.Камень-на-Оби
2017год
Программные задачи:
Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.
Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
Определять художественные средства в передаче характерных образов животных.
Познакомить детей со словами художник-иллюстратор, «анималист» и их значением.
Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.
Развивать умение передавать пушистость животного при помощи жесткой кисти в процессе рисования.
Интеграция: художественно-эстетическое, физическое, познавательное, речевое развитие.
Материал:
Рассказ «Волчишко» Е.И.Чарушина; портрет Е.И.Чарушина; иллюстрации Е.И.Чарушина ; листы бумаги; жесткие кисти; цветная гуашь; салфетки.
Ход занятия:
Дети собираются возле уголка книги.
-Дети, вы любите читать книги? Я тоже люблю, но больше всего я люблю рассматривать картинки, они такие красивые и интересные. А вы знаете, кто рисует картинки в книгах?
Правильно, создают рисунки в книгах художники-иллюстраторы, поэтому и рисунки правильно нужно называть иллюстрации. А вообще, искусство оформлять книги называется книжной графикой (дети повторяют новые слова).
- Для чего же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, кто герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).
А как вы думаете, отличаются ли рисунки художников-иллюстраторов от картин художников? Конечно, ведь художник - иллюстратор рисует то, о чем прочитал в книге или написал сам , а художник рисует на картине то, что он увидел или почувствовал.
Давайте поиграем в игру «Что лишнее?» и разберемся в этом.
Детям предлагаются разные иллюстрации, картины, картинки для того, чтобы определить книжную графику.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством детского писателя и художника-иллюстратора Чарушина Евгения Ивановича (1 слайд –портрет).
Это писатель и художник - большой друг зверей и птиц. Родился Евгений Иванович в городе Вятка. Всё своё детство маленький Женя провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки. Собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных. Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные.
Показ слайдов.
Рисунки Евгения Ивановича ни спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Посмотрите, как интересно художник рисует карандашом и красками. То сильнее нажимая на карандаш, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.
Так и хочется их погладить, взять на руки. А что вы чувствуете, когда смотрите на иллюстрации. (Ответы детей).
Давайте вспомним несколько рассказов Чарушина, которые вам уже знакомы, я буду читать отрывок из рассказа, а вы - внимательно рассматривать иллюстрации и выберете ту иллюстрацию из всех,которая подходит к этому рассказу.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Е.И.Чарушина «Волчишко», не называя его.
- Из какого произведения этот отрывок?
Найдите к нему иллюстрацию.
- Вот наш маленький волчонок. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.)
- Легко ли было волчонку жить в доме у человека?
- Не легко, потому что он всего боялся, ничего не знал, волк-животное дикое.
- Хорошо. Послушайте следующий отрывок. (Рассказ «Томка»)
Какая иллюстрация подходит к этому рассказу?
Правильно, это собачка Томка. Посмотрите каким изобразил его художник?
Почему мальчик захотел взять именно этого щенка? (умный, сообразительный, шустрый)
Слушайте следующий отрывок («Медвежата»).
Какая иллюстрация подходит к этому рассказу?
- Какими изобразил Чарушин медвежат? (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками).
Нравятся вам произведения Чарушина?
Это писатель и художник - большой друг зверей и птиц. Родился Евгений Иванович в городе Вятка. Всё своё детство Евгений Иванович провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки. Собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных. Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные. Рисунки Евгения Ивановича ни спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Посмотрите, как интересно художник рисует карандашом и красками. То сильнее нажимая на карандаш, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.
Так и хочется их погладить, взять на руки. А что вы чувствуете, когда смотрите на иллюстрации. (Ответы детей).
Обратите внимание, зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.
Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е.И.Чарушина только звери и птицы? Таких художников, которые рисуют только зверей и птиц, называют анималистами, поэтому, Е.И.Чарушина тоже можно назвать художником-анималистом.
Я сегодня предлагаю вам побыть такими же художниками-иллюстраторами и анималистами и украсить своими красивыми иллюстрациями страницы книги. Вы уже много знаете о повадках и образе жизни медведей, поэтому я думаю, что ваши медвежата будут все разные, интересные, каждый со своим характером. Но прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся, ведь нам предстоит ответственная работа.
Физминутка:
«Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали»
Теперь выбирайте себе рабочее место, где вам будет удобно, и приступайте к работе. Сегодня для рисования мы используем жесткие кисти, чтобы сделать шерстку медвежат пушистой, настоящей.
Самостоятельная работа детей.
В заключение занятия дети рассматривают свои работы, выбирают самого смешного, самого неуклюжего, самого умного, забавного и др. медвежонка.
Молодцы, вы сегодня очень постарались и вашими иллюстрациями тоже можно украсить книгу!
Список использованной литературы:
1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.
2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983
3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987
4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина"
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с ...
Проект "Творчество Е.И.Чарушина"
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Оз...
Буклет "Творчество Е.И.Чарушина".
Буклет о творчестве Е.И.Чарушина....
Ознакомление детей с творчеством Е.И.Чарушина в средней группе.
«Ознакомление с творчеством Е.И.Чарушинав средней группе»Воспитатель: Фролова Наталья АлександровнаСодержание. I. Введение. Актуальность темы. II. Основная часть. Опыт работы. III...
презентация "Ознакомление детей с творчеством Е.И.Чарушина"
В презентации представлен проект о творчестве Е.И.Чарушина...
Конспект занятия по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Старшая группа
Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшей группы с книжной графикой.ОО "Художественно-эстетическое развитие".Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое ра...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТВОРЧЕСТВОМ ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства, рассказывать о них. Восп...