Проект "Творчество Е.И.Чарушина"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. Дети учатся слушать чтение книги, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие им эпизоды текста, отвечать на вопросы, связанные с развитием действия, описанием образа.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу, в нашей логопедической группе был проведён проект «Творчество Е.И.Чарушина», который был посвящен творчеству Е.И. Чарушина. Чарушинская проза удивительно проста и доступна детям. Писатель широко использует стилистику фольклора, которую очень любят дети. Чарушин – иллюстратор. Его рисунки информативны, детальны, полны всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии. Одним словом, проза Чарушина – тот благодатный материал, который позволяет и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Во время реализации проекта, мною были созданы необходимые условия для ознакомления детей с художественной литературой. Книжный уголок, дидактические игры, презентации, музыка – всё помогло настроить маленьких «чтецов» на творческий лад. Работа над проектом и ее результаты, показали, что если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tvorchestvo_e.i.charushina.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
Творческий познавательно-речевой проект для детей подготовительной к школе группы
«Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
Подготовила:
логопед МБДОУ «Ягодка»
М.С.Андреева
с. Александровское, 2013г.
Вступительное слово к проекту.
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. Дети учатся слушать чтение книги, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие им эпизоды текста, отвечать
на вопросы, связанные с развитием действия, описанием образа.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу, в нашей логопедической группе был проведён проект «Творчество Е.И.Чарушина», который был посвящен творчеству Е.И. Чарушина. Чарушинская проза удивительно проста и доступна детям. Писатель широко использует стилистику фольклора, которую очень любят дети. Чарушин – иллюстратор. Его рисунки информативны, детальны, полны всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии. Одним словом, проза Чарушина – тот благодатный материал, который позволяет и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Во время реализации проекта, мною были созданы необходимые условия для ознакомления детей с художественной литературой. Книжный уголок, дидактические игры, презентации, музыка – всё помогло настроить маленьких «чтецов» на творческий лад. Работа над проектом и ее результаты, показали, что если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой!
Паспорт проекта:
«Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
Автор проекта:
Логопед Андреева Маргарита Сергеевна.
Участники проекта:
воспитанники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка», педагоги, родители.
Область программы:
познавательно-речевое развитие; чтение художественной литературы.
Тип проекта:
творческий познавательно-речевой краткосрочный проект.
Наличие межпредметных связей:
Социализация, познание, коммуникация, музыка.
Актуальность:
В настоящее время все меньше и меньше остаётся читающих людей в окружающем мире, а дети они подражают нам – взрослым. Волна интернета захлестнула современного человека, поэтому самое время задуматься о наших детях. Нашем поколении сегодня и сейчас. Ведь в настоящее время современные дети очень редко видят своих родителей с книгой в руках(читающими какое-нибудь произведение). Да и любовь к книгам и желание читать можно привить именно в детстве. Именно поэтому. Считаю. Что проект «Творчество Е.И.Чарушина» будет актуален для современного ребёнка дошкольника, а так же его родителей. Возможно для родителей – проект будет ещё одним «мигом из детства», что позволит им окунуться в мир воспоминаний своего детства, т.к все мы- взрослые, как говорится, «выросли на произведениях и иллюстрациях Е.И.Чарушина».
Значимая проблема.
Дети подготовительной группы «Ромашка» мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь (составление пересказов).
Цель работы над проектом:
Обобщить знания детей о творчестве Е.И. Чарушина.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей посредством формирования умения составлять пересказ.
2. Обогащать лексический запас детей.
3. Формировать интерес к художественной литературе.
4. Дать детям знания о художнике, писателе, иллюстраторе Е.И. Чарушине.
5. Формировать интерес к художественной литературе.
6. Развивать у детей воображение, наблюдательность.
7. Активизировать лексический словарь детей.
8. Воспитывать представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным.
Задачи по взаимодействию с родителями:
1. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.
2. Формировать интерес родителей к чтению детской литературы.
3. Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам и выходным дням, посещения библиотек.
Гипотеза:
По завершении проекта дети подготовительной группы будут интересоваться книгами (и в частности иллюстрациями в них) не только Е.И.Чарушина, но и других известных художников и иллюстраторов. А в семьях наших воспитанников появиться добрая традиция семейного чтения по вечерам или выходным дням. Дети и их родители будут регулярно посещать библиотеку нашего села.
Краткий план мероприятий по реализации проекта:
№ | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1. | Чтение художественной литературы по произведениям Е.И. Чарушина. Пальчиковые игры. Разучивание стихов. Викторина по произведениям Е.И. Чарушина. | 1. Информационная папка для родителей «Творчество Е.И.Чарушина» 2. Консультация «Роль книги в жизни ребёнка». (по рассказам Чарушина). |
2. | Результат (итоговое занятие, отчёт по проекту). |
Перспективный план намеченной работы по проекту. | ||
Январь 1 неделя (с14.01.13-18.01.13г). | Познавательная беседа «Евгений Иванович Чарушин» | Познакомить детей с краткой биографией жизни Е.И. Чарушина. |
Коррекционно- развивающее занятие «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций: - «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами». - «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок». - «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут». | Продолжать знакомить дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина; формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным. | |
Чтение детям рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е.И. Чарушиным: С. Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Курочка Ряба» и «Теремок», авторские рассказы «Яшка», «Глупые обезьяны», «Щур», «Волчишко», «Что за зверь?», «Хитрая мама», «Свинья», «Гаяр», «Большие и маленькие» и т.д. | Продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Познакомить детей с русскими народными сказками, рассказами о животных, авторскими рассказами. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к собственным произведениям, замечать средства выразительности, особенности движения, шерстки животных, выражения глаз и др.; воспитывать доброе отношение к животным. | |
Слушание записи русской народной сказки «Теремок». | Развивать у детей интерес к прослушиванию сказки; развивать речевое внимание детей; учить соотносить услышанное с необходимой иллюстрацией. Обращать внимание детей на изменяющуюся интонацию голоса читающего сказку. | |
Просмотр авторских презентаций (Биография Е.И.Чарушина; Путешествие по произведениям Е.И.Чарушина; Викторина «Творчество Е.И.Чарушина»). | Продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. | |
Создание коллективного группового альбома совместно с родителями «Ребята о зверятах». Посещение выставки книг «Творчество Е.И.Чарушина». | Нарисовать совместно с ребёнком свою иллюстрацию по произведению Е.И.Чарушина. Сформировать интерес к книгам, иллюстрациям. Творчеству Е.И. Чарушина в целом. | |
Итоговое интегрированное занятие. | Закрепить знания детей о творчестве Е.И.Чарушина. Развить связную речь. Умение составлять пересказ. Сформировать интерес к художественной литературе. |
Результаты работы по проекту «Творчество Е.И.Чарушина»
логопеда подготовительной группы «Ромашка» Андреевой М.С.
Дети:
• Получили знания о писателе и художнике Е.И. Чарушине.
• Познакомились с произведениями известного художника, писателя и иллюстратора.
• У детей сформированы навыки пересказа по произведениям Чарушина..
• Дети научились бережно относиться к книгам.
- Дети приняли активное участие в групповом проекте.
Родители:
• Активно участвовали в реализации проекта (содействовали его проведению).
• Проявили осознанный интерес к неделе детской книги, пополнили книжный уголок книгами Е.И. Чарушина, приняли участие в создании альбома «Ребята о зверятах».
В завершении проекта хочется отметить, что дети подготовительной логопедической группы «Ромашка» стали больше интересоваться книгами (и в частности иллюстрациями в них) не только Е.И.Чарушина, но и других известных художников и иллюстраторов(Васнецова, Сутеева, Канашевича ,Рачёва ). В некоторых семьях наших воспитанников появилась добрая традиция семейного чтения по вечерам или выходным дням. Дети и их родители записались в библиотеку нашего села. Следовательно, гипотеза проекта «Творчество Е.И.Чарушина» подтвердилась.
Литература.
1. Горький М. Воробьишко.- Л., 1986.
2. Дошкольникам о художниках детской книги./ Н.А. Астафьева, В.Т. Воробьёва, Н.П. Воробьёва. – М.: просвещение, 1991.
3. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина.-М., 1983.
4. Маршак С. Детки в клетке. -Л ., 1984.
5. Маршак С. Теремок.- Л., 1984.
6. Подборка-выставка настенных картин. И зайчата, и лисята, и медведь. Кудрявцева Л.С. /Сост. Н.Е.Чарушин.
7. Чарушин Е. Медвежата.-Л., 1975.
8. Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха.- М., 1978.
9. Чарушин Е. Шутки.- Л., 1984.
10. Чарушин Е. Моя первая зоология.- Л., 1988.
11. Чарушин Е. Волчишко. –Л., 1986.
12. Чарушин Е. Томка.-Л., 1988.
Интернетресурсы.
http://baby-scool.narod.ru/media/book/prosa/charuschin/index.html
http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=111&t=2280
http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection3.pl?cmd=suggest&idx=122
http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection.pl?cmd=suggest&idx=411
http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection.pl?cmd=suggest&idx=616
http://alexgetti.narod.ru/photoalbumt4arushin.html
http://www.pereskazhi.com/gallery/thumbnails.php?album=20&page=2
http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/
http://www.bibliogid.ru/authors/hud/rasskazyohud/charushin
http://www.grafik.org.ru/charushin.html
http://lib76.narod.ru/charushin.html
http://forum.exler.ru/arc/index.php?showtopic=141868&st=50
http://kiraplast.ru/phpbb/topic?p=3091&sid=a7a15c07679ae238fb915668d7c092d0
http://may-bryxina.livejournal.com/82434.html
http://anima.ucoz.ru/vstrechi/char/char_5_srv.html
http://www.pushkinlib.spb.ru/exhibi_char-kV.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...
Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.1
1. Формировать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.2. Воспитывать желания к чтению художественной литературы.3. Знакомить с иллюстрациями Е.И. Чарушина....
Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.2
Формирование у детей интереса к произведениям Е.И. Чарушина. Воспитание желания к чтению художественной литературы. Знакомство с иллюстрациями Е.И. Чарушина....
Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.3
Формирование у детей интереса к произведениям Е.И. Чарушина. Воспитание желания к чтению художественной литературы. Знакомство с иллюстрациями Е.И. Чарушина....
"Знакомство с произведениями Е.И. Чарушина"
конспект интегрированного занятия ( образовательные области "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество"...
Проект для средней группы "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество"
Проект знакомит детей средней группы с творчеством детского писателя Е.И. Чарушина....
Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".
Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Большое спасибо за материал и
Большое спасибо за материал и проекты.