Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" "Зимушка Зима"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Данная образовательная деятельность будет полезна воспитателям старшего дошкольного возраста. Данный вид деятельности носит интегрированный характер, а именно: интеграция живописи, музыки и литературы в процессе изобразительной деятельности. Ведь эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств, т.е. процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие. В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimushka_zima_.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»,
воспитатель Скрыпченко Н.М., открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности «Зимушка – зима»
Тема: «Зимушка-зима»
Программное содержание:
Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы, закреплять представления о её признаках. Формировать умение воспринимать образ зимы в различных произведениях искусства. Упражнять в изображении снежинки, осваивая смешанную технику (рисунок восковым мелком плюс акварельная заливка).
Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия произведений живописи и музыки, развивать воображение, речь, зрительно-слуховую память.
Воспитывать интерес и любовь к искусству и родной природе через поэтическое слово, произведения живописи, классическую музыку. Воспитывать наблюдательность, внимание, способствовать развитию творческого мышления, инициативности.
Оборудование и материалы: репродукции картин: И.И. Шишкин «Зима», С. Жуковский «Зимний пейзаж», М. Васнецов «Зима». Портрет композитора П.И. Чайковского, листы тёмного картона и полоски белого картона на каждого ребёнка, кисти №6, акварельные краски, восковые мелки, снежинка (образец), мольберты, снежинки, выполненные из разных материалов.
Музыкальный ряд: произведение П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Литературный ряд: стихотворения А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в музыкальный зал
1. Организационный момент. Минутка «вхождения в день»
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. У вас хорошее настроение? Давайте пожелаем всем доброго утра.
Динамическая пауза «Доброе утро»
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны
И сегодня весь день,
Будет веселее. Хлопают в ладоши
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! Выполняя «фонарики»
Разотрём ладошки,
Сильнее, сильнее! Выполняют движения по тексту
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, Разводят руки в стороны.
Будьте все здоровы!
2. Основная часть
- Вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте загадку, отгадав которую, вы узнаете, чему мы посвятим сегодняшнюю встречу.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
- Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (О зиме).
- А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Ответы.) Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. (Ответы.) Да, зима – царица трёх месяцев: декабря, января, февраля. Сейчас на дворе второй зимний месяц. Назовите его? О январе в народе говорят: «Году начало, зиме серёдка». А на Руси январь называли просинец, так как в январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду начинать предложение, а вы его продолжите (бросает ребенку мяч).
- Осенью бывает листопад, а зимой….(снегопад)
– Летом бывает дождь, а зимой…(снег)
– Летом катаются на роликах, а зимой на …(санках)
– Весной лес просыпается, а зимой…(спит)
– Зимой катаются на коньках, а летом…(на велосипеде)
– Летом бывает жарко, а зимой…(холодно)
– Зимой деревья белые, а осенью…(желтые)
– Зимой растут сугробы, а летом растут…(грибы, цветы)
– Летом лепят из песка, а зимой…(из снега)
– Зимой насекомые прячутся, а весной… (выползают)
А чтобы мы ещё лучше увидели, услышали и почувствовали зиму, я предлагаю отправиться в зимний лес. Готовы? Тогда в путь. (Музыка)
В зимний лес я приглашаю Вас пойти,
Интересней приключений, нам ребята, не найти.
Друг за другом становитесь,
Вы друг другу улыбнитесь,
По дорожкам, по тропинкам,
Не спешим, не отстаём,
В зимний лес мы все идём!
(останавливаются около картины И.И. Шишкина «Зима»)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит.
И под снежной бахромой,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев
- Вы только посмотрите, какой лес? (большой, дремучий, непроходимый)
- Что за деревья растут в лесу? (ели) Какие они? (огромные, высокие, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху)
- А есть ли маленькие елочки в лесу? (Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок)
- А что мы видим на земле? (Много снега, он лежит толстым слоем, на снегу нет следов – это немой, скованный морозом лес)
- Какого цвета снег? (снег слегка коричневатый, кремовый от стволов деревьев, а в глубокой тени голубоватый, даже синий.) Если закрасить снег в картине только одной белой краской, будет просто белое пятно. Поэтому он разноцветный.
- А что это лежит на земле под снегом? (упавшие деревья)
-А посмотрите внимательно: есть ли в лесу ещё кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала. Но давайте не будем никому мешать видеть зимние сны и пойдём дальше.
Переход к картине Васнецова «Зима»
- Как можно назвать зиму ласково? (зимушка.)
- С помощью, каких слов можно рассказать о зиме? (снежная, морозная, холодная, студёная, красивая.) Да уж, похозяйничала зима в лесу. Обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные красавицы друг возле друга, стоят чинно, спокойно!
Сколько снегу намело! Показывают сугробы
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём! Имитируют действия
И в снежки играть пойдём. Играют под музыку
Снег сегодня белый, белый Руки вверх и медленно опускают
От него кругом светло
Рукавички мы наденем «Надевают рукавички»
Играть будет нам тепло!
Звучит музыка, дети «играют в снежки»
Весело в снежки играть? Да
И друг в друга попадать? Да
Переход к картине И. Грабаря «Зимний пейзаж»
Не замерзли? Свежо, морозно в лесу! А понюхайте воздух? Чем он пахнет? (ответы.) Да, ребята. «Мороз и солнце. День чудесный!» (А.С. Пушкин) Что может быть чудеснее русской зимы, когда небо чисто и воздух прозрачен. Поляна сверкает, словно усыпана блёстками.
- Снег, бывает какой? (мягкий, холодный, рассыпчатый, твердый, пушистый).
-А можно ли есть снег?
-А как вы думаете, есть ли от снега польза? Холодной зимой снег укрывает землю, и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые. Снег им помогает пережить сильные морозы. А ели, посмотрите, прижались друг к другу – вместе им не так холодно.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой! Ф. Тютчев
Переход к картине Жуковского «Зима»
Мы идём дальше. Посмотрите, какие красивые деревья стоят в лесу. Как вы думаете, какое у них настроение? Хорошо ли им здесь? На снегу есть след, как вы думаете, кто приезжал на санях сюда и зачем? (лесник – проверить, никто не вырубает маленькие елочки на новогодний праздник, дровосек – срубить сухие деревья, чтобы очистить лес и дать возможность молодым деревьям расти).
И вот на этой заснеженной полянке, мы немножко отдохнём.
Динамическая пауза «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес разводят руки в стороны
Справа берёзка в шубке стоит, руки отводят в указанную сторону
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, отводят руки и прослеживают взглядом
И на землю красиво ложатся движение «фонарики» и смотрят вверх
Воспитатель: Сказочный зимний лес, добрые, прекрасные стихи о зиме. И не хватает, немного волшебства… Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки П.И. Чайковского (показать портрет композитора), и послушать отрывок из его произведения «Вальс снежных хлопьев» (дети присаживаются на стулья). По окончании её звучания, вы поделитесь своими впечатлениями.
(Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»)
- Вы готовы поделиться впечатлениями о прослушанной музыке? Какой вам показалась эта музыка? Какая она по характеру? (нежная, спокойная, таинственная, сказочная). Что вы представили, слушая это музыкальное произведение? Созвучно оно с тем настроением, которое присутствует на картинах художников?
- Слушая музыкальное произведение П.И. Чайковского, я представила заснеженный лес, услышала, как начинается буря: сначала первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, затем ветер дует всё сильнее и сильнее, а позже слышится завывание вьюги. И вот всё вокруг занесено белым пушистым снегом! А давайте сейчас мы устроим здесь сказочную метель!
Крепче за руки беритесь,
В круг скорее становитесь!
Вы, ребята, покружитесь,
И в снежинки превратитесь!
- Сказочная поляна большая и снежинки могут летать по всей поляне.
(Звучит музыка, дети выполняют музыкально-двигательную импровизацию, во время танца воспитатель читает стихотворение)
Зима снегами вьюжиста, С утра и до темна.
Снежинки вьются, кружатся у нашего окна.
Как будто звёзды искрами рассыпались кругом.
Несутся, серебристые, Заглядывают в дом!
- И вот уже ветер собрал лёгкие, воздушные снежинки в большой сугроб…(присели) Какой красивый вальс снежных хлопьев у нас получился! А теперь вы покружитесь, и в ребяток превратитесь.
- Ребята, вы только посмотрите, сколько снежинок появилось во время сказочной вьюги! Какие они все разные и необычные. Из чего они сделаны? (из разных материалов: бумаги, макарон, ткани, ниток и т.д.)
- Если бы все эти снежинки умели говорить, чтобы они рассказали о себе? (лёгкие, нежные, пушистые, узорчатые, волшебные, холодные; умеют летать, кружиться, падать, таять). Рождение снежинки происходит на большой высоте. Образуется она из капелек ледяного пара, которые превращаются в крохотные кристаллики льда. Маленькие льдинки опускаются всё ниже и объединяются в ледяные кристаллы – снежинки.
- Что есть у всех снежинок? (лучики)
- Какие по длине лучики? (длинные и короткие)
- Давайте посчитаем, сколько длинных лучиков у снежинки? (6)
- А вот коротких лучиков может быть разное количество.
- Чем украшены лучи снежинок? (кольцами, короткими и длинными линиями, ромбами, овалами) Среди множества снежинок не бывает двух совершенно одинаковых. В тоже время, какой бы формы ни была снежная звёздочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная.
3. Практическая часть.
- Давайте пройдём к столу и выложим снежинку из бумажных полосок. Какие полоски по длине лежат у вас на тарелочках? Сначала берём длинные полоски и выкладываем одну полоску сверху вниз, вторую – слева направо, а третью – справа налево. Выкладываем так, чтобы они пересеклись друг с другом. А теперь нам понадобятся короткие полоски – ими мы украсим лучики по желанию.
Дети выкладывают снежинки из полосок бумаги на темном фоне под музыку.
Красивые получились снежинки, а давайте их теперь нарисуем (подходят к столу) и помогут нам в этом не краски и не карандаши, а восковые мелки.
- Восковыми мелками легким движением рисуем снежинку. Проводим линию сверху вниз, потом слева направо. Потом из левого верхнего угла проводим к середине, а от середины вниз. Так же из правого верхнего угла к середине и вниз.
- Посередине рисуем кружок, потом на кончиках лучей рисуем маленькие кружочки. Делаем на каждом лучике узор.
- Берём широкую кисть, обмакиваем в краску синего цвета и лёгкими движениями закрашиваем всю поверхность листа. Вот и получилась необычная снежинка.
По окончании работы дети выкладывают нарисованные снежинки на поляне.
4. Итог. Рефлексия. Хорошая прогулка сегодня у нас получилась? Что с собой принесла зима? Какие у зимы есть краски для природы?
Молодцы!
За старанье и уменье
Зима вас благодарит,
И шкатулку ледяную
Хочет вам она вручить.
Смотрите, какие в шкатулке снежки странные – ароматные, воздушные! Ай, да Зимушка-зима, эти снежки есть можно, это зефир! Угощайтесь на здоровье и любите зиму за её красоту и за зимние забавы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 2 младшей группы «Зимушка – зима»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 2 младшей группы «Зимушка – зима»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».
Образовательная область: «Речевое развитие».Интегрированные образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физиче...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию «Зимушка-зима».
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию«Зимушка-зима». Интеграция образовательных областей (ОО) :«Физическая культура»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».
Образовательная область: "Речевое развитие".Интегрированные обрзовтельные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе №1 «Зимушка-зима»
Публикуемый материал позволяет решать следующий ряд задач: -развивать воображение и творческую активность «Познавательное развитие»-формировать у ребенка позитивное отношение к творче...
Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области речевое развитие «Зимушка - Зима»
Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области речевое развитие «Зимушка - Зима»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста....