План индивидуального развития на межаттестационный период, за 2018-2023гг. Ваткушевой Юлии Вячеславовны
материал по теме
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя по теме "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 114 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя
Ваткушевой Юлии Вячеславовны
МБДОУ №114 комбинированного вида Советского района г.Казани.
Тема:«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность:
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного – чувствительного впечатления до создания оригинального образа(композиции) адекватными изобразительного – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Поэтому я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации ( например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
В этом направлении я работаю три года и могу сказать, что нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получится выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Цели:
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду.
Основные задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч», изучение методик и технологий в интернет ресурсах, использование в ОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
- Изучить проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
- Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
- Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через занятия рисования, продуктивной деятельностью.
- Планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
- Развивать умения и навыки в игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
- Разработать перспективный план работы.
- Составить поэтапный план работы.
- Составить собственные методические разработки в ходе работы над темой.
- Достигнуть положительных результатов работы по теме.
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
- Создание игровой ситуации.
- Показ воспитателя.
- Использование движения руки.
- Сравнение двух техник.
- Проговаривание последовательности работы.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Предполагаемый результат: Положительная динамика развития в художественно-эстетическом воспитании дошкольника в условиях введения ФГОС. Обобщение опыта по данной теме; разработка рабочей программы по теме самообразования в соответствии с ФГОС; методические разработки, изготовление дидактических игр; переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс; мотивация родителей к сотрудничеству в воспитательно-образовательном процессе; умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма самообразования:(индивидуальная, групповая, коллективная).
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение психолого-педагогической литературы;
- изучение нормативно-правовых документов по ФГОС ДО;
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и района;
- участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
- разработка рабочей программы;
- изготовление дидактических игр по развитию творческих способностей детей; папок-передвижек для родителей;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения;
- подготовка к внедрению инновационных мультимедийных технологий.
Форма отчета по проделанной работе: презентации, выступления на районных методических объединениях, выступление на родительских собраниях, на педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, организация выставок, оформление проделанной работы.
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практическая деятельность |
1 | Подготовительный этап. | 2018-2019 уч.г. | Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) Изучение литературы по теме «Изобразительное искусство». Изучение методик и технологий педагогов по теме « Нетрадиционные техники рисования » в Интернете. Изучение методической литературы по теме «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста » Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ» «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов). Изготовление демонстрационного материала Разработка конспектов ООД по теме самообразования | Изучение ФГОС Изучение педагогической литературы по ФГОС Создание мини-сайта Разработка комплексно-тематическогоплана на 2018-2019 учебный год Оформление конспектов ООД |
2 | Аналитико-диагностический | 2019-2020 уч.г. | Изучение нормативных документов ДО, методической литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) Определение цели и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) «Круглый стол» для родителей Разработка диагностического материала Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений для развития творческих способностей детей Заготовка бросового, природного материала | Проведение мероприятий по плану. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей Оформление наглядно-иллюстративного материала Оформление методической папки материалов Оформление информационного листа Оформление выставки совместного творчества детей и родителей Публикации «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте |
3 | Основной этап. Практический | 2020 – 2021 уч. г. | Апробация различных технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работаю. Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования Разработка конспектов ООД Разработать и апробировать систему работы, составление комплексно-тематического плана и подбор методов, приемов в соответствии ФГОС ДО Разработать проект Создать фотоальбом или видеофильм по теме, над которой работаю Создать собственные методические пособия, атрибуты Участвовать в работе конференций, семинаров | Распространение материала на уровне ДОУ, РМО. Участие в неделях открытых дверей (проведение открытых ООД, круглого стола для родителей). Участие в конкурсах интернета. Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад) |
4 | Заключительный этап. | 2021- 2022 уч. г. | Диагностика. Обобщение опыта работы по теме самообразования Разработка методического пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста детского сада в соответствии ФГОС ДО | Участие в семинарах, кон-сультациях, конференциях Активное участие в работе методического объединения района, города, республики Участие в конкурсах педа-гогического мастерства. Определение целей и задач темы. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) Самоанализ и самооценка своих занятий. |
5 | Обобщение. | 2022- 2023 уч.г. | Планирование индивидуальной работы с детьми по развитию творческих способностей детей, используя нетрадиционные техники рисования 2022-2023 уч. год Знакомить родителей с успехами воспитанников. Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. Подготовить консультации для родителей Экспериментальная работа. Разработка конспектов ООД по теме самообразования. Показ открытого мероприятия для родителей. Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования Изучать ИКТ технологии и внедрять их в творческий процесс нетрадиционной изодеятельности. Умение оказать практическую помощь коллегам | Представление материалов на педсовете. Самоанализ. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Внедрение опыта работы. Разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы |
14. Список используемой литературы: 1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 83 с. 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 75 с. 3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 48с. 4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2015. – 156 с. 5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2014. – 154 с. 6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007. – 109 с. 7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с. 8. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с. 9. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с. 10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2013. – 122 с. 11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2014.- 87 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуального развития на межаттестационный период
План индивидуального развития на межаттестационный период на 5 лет...
План индивидуального развития на межаттестационный период, за 2018-2023 гг.
Пояснительная запискаНа сегодняшний день, в век информационных технологий и инноваций мы забываем о самом простом, но в то же время самом важном – о любви, о теплоте. А ведь в ней нуждаются самы...
План индивидуального развития на межаттестационный период, за 2018-2023 гг.
Пояснительная записка На сегодняшний день, в век информационных технологий и инноваций мы забываем о самом простом, но в то же время с...
Индивидуальный план повышения квалификации на межаттестационный период на 2018 - 2023гг.
Индивидуальный план повышения квалификации на межаттестационный периодна 2018-2023гг.воспитателяМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения"Детский сад № 145 комбинированно...
План индивидуального развития старшего воспитателя ДОУ на 2018-2023гг
План индивидуального развития старшего воспитателя ДОУ разработан на 5 лет....
План индивидуального развития на межаттестационный период за 2019-2024 гг.
В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традици...
План индивидуального развития на межаттестационный период за 2020-2025гг.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место ...