Индивидуальный план повышения профессионального уровня
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2018 - 2023 гг. на тему "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_povysheniya_professionalnogo_urovnya.docx | 51.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 комбинированного вида»
Авиастроительного района города Казани
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2018 - 2023 гг.
Воспитателя: Валиевой Юлии Александровны
Казань 2018
Тема «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой 1.09.2018
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; формирование у детей дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала; развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитию психических процессов.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Познакомить дошкольников с нетрадиционным рисованием
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Сформировать у детей технические навыки рисования;
Актуальность:
Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.
Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Обращение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.
В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.
Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.
Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).
Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. п.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru). |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта. Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Реализация данной темы рассчитана на 5 лет (2018 – 2023)
2018-2019 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь 2018 г. |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь 2018г. |
3. | Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь 2018г. |
4. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся техниками нетрадиционного рисования. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
6. | Собрать банк данных по теме «Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста»: презентации, статьи. | В течение года |
7. | Изучение литературы: Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010. | Октябрь 2018 г. |
8. | Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях» | Сентябрь 2018 г. |
9. | Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь 2018 г. |
10. | Рекомендации воспитателям «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» | Ноябрь 2018 г. |
11. | Подборка разукрашек из любимых мультфильмов | В течение года |
12. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Техники нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста» | В течение года |
13. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
14. | Изучить литературу по теме «Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста» | Январь 2019 г. |
15. | Посещение семинара-практикума Немцевой Е. В. «Использование нетрадиционной техники рисования для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников» | Февраль 2019 г. |
16. | Мастер-класс для воспитателей по использованию нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте | Февраль 2019 г. |
17. | Открытое занятие | Февраль 2019 г. |
18. | Родительское собрание: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» | |
19. | Провести итоговое занятие для родителей по «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» | Март 2019 г. |
20. | Ведение персонального сайта | В течение года |
21. | Посещение семинара-практикума «Творчество воображение и личность ребенка» М. В. Фоминой | Апрель 2019 |
22. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2019 – 2020 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь 2019 г. |
2. | Изучить литературу Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010. | Сентябрь 2019 г. |
3. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя |
4. | Изучить литературу - Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. | Ноябрь 2019 г. |
5. | Посещение мастер-класса немцевой Е. В. «Техника рисования по мокрому листу» | Ноябрь 2019 г. |
6. | Познакомить воспитателей с книгой Ирины Шаляпиной «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий» | Декабрь 2019 г. |
7. | Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года |
8. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года |
9. | Посещение курсов повышения квалификации по теме самообразования. | Декабрь 2019г. |
10. | Посещение мастер-класса Е. Н. Гуц «Использование нетрадиционной техники рисования. Рисование сжатой бумагой «Солнечная поляна»» | Февраль 2020 г. |
11. | Изучение литературы: Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015. | Февраль 2020 г. |
12. | Создание презентации «Нетрадиционные техники рисования». | Январь-апрель 2020 г. |
13. | Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. | В течение года |
14. | Оформление папки-передвижки на тему: «Советы родителям по работе с краской и соленым тестом». | Декабрь 2019 г. |
15. | Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике». | Январь 2020 г. |
16. | Проведение мастер-класс «Развитие художественно-творческих способностей у детей в процессе продуктивной деятельности» | Февраль 2020 г. |
17. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течение года |
18. | Ведение персонального сайта | В течение года |
19. | Изучение литературы: Грибовсская А. А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009 | Март 2020 г. |
20. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь 2019 г. Февраль 2020 г. Май 2020 г. |
2020 – 2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь 2020 г. |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
4. | Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы. | В течение года |
5. | Посещение мастер-класса «Нетрадиционная техника рисования цветными опилками» Фомина М. В. | Октябрь 2020 г. |
6. | Выставки детских работ | Октябрь 2020 г. |
7. | Познакомить воспитателей с книгой А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» | Ноябрь 2020 г. |
8. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
9. | Открытое занятие для педагогов «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники». | Октябрь 2020 г. |
10. | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами». | Ноябрь 2020 г. |
11. | Трафареты для рисования из пенопласта Мастер – класс для родителей «Волшебные трафареты» оттиск (штамп) пенопластом | Ноябрь 2020 г. |
12. | Изучить статью «Пластилиновая живопись в детском саду» | Ноябрь 2020 г. |
13. | Проведение мастер-класса «Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник изображения» | Декабрь 2020 г. |
14. | Консультация для молодых специалистов «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» | Декабрь 2020 г. |
15. | Оформление выставки «Наше нетрадиционное рисование» | Январь 2021 г. |
16. | Проведение семинара «Педагогические условия развития творческих способностей детей» | Февраль 2021 г. |
17. | Посещение семинара-практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Н. М. Орловой | Февраль 2021. |
18. | Анкетирование родителей на тему «Использование нетрадиционного рисования с членами семьи в домашних условиях» | Март 2021 г. |
19. | Посещение мастер-класса «Техника- комбинированный витраж (заливные краски, бисер)»Краженовская Н. В. | Апрель 2021 г. |
20. | Подготовить папку-копилку «Нетрадиционное рисование» | В течение года |
21. | Ведение персонального сайта | В течение года |
22. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май 2021 г. |
2021 – 2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь 2021 г. |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучить литературу Иванова. О.Л. Васильева. И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011. | Сентябрь-октябрь 2021 г. |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Буклеты для родителей «Как развивать творчество». | Октябрь 2021 г. |
6. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
7. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
8. | Изучение литературы: Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. - 2010 | Ноябрь2021 г. |
9. | Посещение мастер-класса воспитателя Е. В. Немцевой «Подарок маме» | Январь 2022 г. |
10. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Февраль 2022 г. |
11. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
12. | Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года |
13. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
14. | Изучение литературы: Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г. | Апрель 2022 г. |
15. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май 2022 г. |
2022 – 2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь 2022 г. |
2. | Помощь родителей в оснащении и оборудовании материалом ИЗО уголка в группе. Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. | Сентябрь 2022 г. |
3. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения | Декабрь 2022 г. |
4. | Оформить папку-раскладушку: «Советы родителям по работе с краской» | Октябрь 2022 г. |
5. | Консультация - «Необычное рисование на пене для бритья». | Октябрь 2022 г. |
6. | Размещение своих работ на веб-сайтах | В течение года |
7. | Рекомендации родителям: «Рецепты приготовления домашних красок для рисования» | Ноябрь 2022 г. |
8. | Консультация: Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей» | Декабрь 2022 г. |
9. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
10. | Знакомство с техникой «Диатипия» - мастер-класс. | Декабрь 2022 г. |
11. | Пройти курсы повышения квалификации. | Декабрь |
12. | Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» | Январь 2023 г. |
13. | Изучать опыт работы лучших воспитателей по теме | В течение года |
14. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
15. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ | По плану образовательного учреждения |
16. | Консультация - «Техника «батик» при помощи клея ПВА». | Февраль 2023 г. |
16. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста». | По плану старшего воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.
Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.
Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
авторская разработка....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ (ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...