Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей 5-6 лет по направлению «Обучение живописи»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Уварова Анастасия Сергеевна

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zhivopisi.docx127.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 «Елочка»

Согласована

с родительской

общественностью

_______________

Принята

на заседании

Педагогического совета

Протокол № _______

от  «___» _______20___г.

Утверждена

Приказом МБДОУ

«Детский сад № 53

«Елочка»

от «___» _____20___г.

Дополнительная образовательная программа

по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

для детей 5-6 лет

по направлению «Обучение живописи»

Автор составитель: Уварова Анастасия Сергеевна

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=8dcec0556d16040d8f6a101439797890&n=33&h=190&w=223

Тамбов  2017

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность………………………………………………….

4

Педагогическая целесообразность…………………………...

4

Цель, задачи программы………………………………………

5

Виды и техники нетрадиционного рисования………………

5

Методы проведения занятия………………………………….

6

Методические рекомендации…………………………………

6

Ресурсы…………………………………………………………

7

Режим занятий…………………………………………………

7

Форма занятий ………………………………………………...

7

Ожидаемый результат…………………………………………

7

Календарно-тематическое планирование……………………

9

Диагностика уровня освоения программы…………………..

20

Список используемой литературы…………………………..

21

Приложение 1 «Динамические паузы»

Приложение 2 «Загадки»

Приложение 3 «Пальчиковая гимнастика»

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                        Сухомлинский В.А.

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно – эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять социально – эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления, мелкой моторики рук и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

1. Актуальность 

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию художественно - эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании. Учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. У детей закрепиться представление о том, что каждый человек может создавать прекрасное и этим доставлять большую радость людям.

2. Педагогическая целесообразность

Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

- Способствует снятию детских страхов, агрессивности и тревог.

- Учит детей свободно выражать свой замысел.

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

- Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

- Развивает мелкую моторику рук.

- Развивает творческие способности, воображение и фантазию.

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций и восторга, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов.

3. Цель:

Развивать  у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

- Развивать мелкую моторику рук, воображение, внимание,  координацию движения руки, цветовосприятие.

- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

- Воспитывать аккуратность.

4. Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками»:

  • ладонью;
  •  ребром ладони;
  •  кулаком;
  •  пальцами;
  •  оттиск печатями из картофеля;
  •  тычок жесткой полусухой кистью.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование манной крупой, разноцветная соль;
  • тычок жесткой кистью;
  • обрывная аппликация, объемная аппликация;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • скатывание бумаги;
  • отпечатки листьев, отпечаток;
  • рисунки из ладошек;
  • кляксография;
  • пуантилизм;
  • монотипия;
  • ватными палочками и кисточкой;
  •  торцевание;
  • печать по трафарету.
  • рисование мыльными пузырями;
  • ниткография;
  • по мокрому листу;
  • набрызг, зубная паста;
  • пластилинография;
  • штрихом, силуэтом;
  • рельефная бумага;
  • граттаж.

5. Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы);

- наглядные

- практические

- игровые

Используемые методы:

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия.

6. Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, формат бумаги, выделяются новые средства выразительности.

У детей 5- 6 лет эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. В этом возрасте рисунки ребенка приближаются к реальности. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым и реальным.

7. Ресурсы:

- Бумага разного формата и цвета

- Салфетки

- Акварельные краски, гуашь

- Трафареты

- Печатки (пробки, овощи-фрукты и др) 

- Зубные щетки, зубная паста

- Трубочки для коктейля

- Поролон

- Баночки для воды

- Кисти круглые и плоские разного размера

- Нитки, пластилин

- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов

- Клей ПВА

- Ватные палочки, вата

- Свечи, восковые мелки

- Манная крупа, соль

- Зубочистки

- Иллюстрации

8. Режим занятий:

Старшая  группа - количество  занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.

9. Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

- Проведение выставок детских работ.

- Проведение открытого мероприятия.

10. Ожидаемый результат 

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 - расширение и обогащение художественного опыта;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- сформируются навыки трудовой деятельности;

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства. Дети научатся самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом.


11. Календарно-тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Осень

Печатание листьями 

Познакомить с новой техникой рисования печать листьями. Учить детей наносить краску на осенний лист и делать отпечаток на бумагу. Развивать творческие способности при создании композиции рисунка.

2

Осеннее дерево 

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками. Учить составлять коллективную композицию. Развивать мелкую моторику рук.

3

Кисть рябинки

Рисование пальчиками

Закрепить знание техники «рисование пальчиком» рисовать на ветках ягодки пальчиком и листья примакиванием кисти.

4

Весёлый дождик

Рисование пальчиками 

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень) используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

5

Фрукты в вазе

Пуантилизм

Познакомить с техникой пуантилизм - рисование точками. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью.

6

Веселые мухоморы

Рисование пальчиками и ладошкой

Учить рисовать мухомор из составляющих его частей (ножка с юбочкой, шляпка) с помощью ладошки и пальчиков. Закрепить знание детей о съедобных и ядовитых грибах.  

7

Русская изба

Скатывание бумаги – бумажные рулончики

Углубить представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры. Научить делать избу из бревен (бумажных рулончиков) с резными украшениями. Закрепить умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать координацию движения руки.

8

Не обижайте муравья!

Печатка

Познакомить со сказкой «Муравей и одуванчик». Научить рисовать Муравья из трех частей. Учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке. Воспитывать доброту, сострадание.

ОКТЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Осенняя берёзка

Обрывная мозаика

Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе, названия деревьев. Продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики. Учить работать с природным материалом, комбинируя его с бумагой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

2, 3

Расписная тарелочка

(2 занятия)

Рисование ватными палочками и кисточкой

Развивать у детей способность работать ватными палочками, приучать к точным движениям пальцев. Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Формировать умения следовать устным инструкциям.

4

Пудель

Скатывание бумажных салфеток

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать мелкую моторику рук.

5

Звезды и луна

Торцевание

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - торцевание. Упражнять в работе с бумагой и клеем. Учить ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

6

Кленовый лист

Рисование с помощью губки.

Познакомить с техникой рисования - с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

7

Мороженое

Рисование мыльными пузырями

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – мыльными пузырями. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

8

Вот ежик ни головы, ни ножек

Тычок жесткой кистью

Познакомить детей с техниками «тычок жесткой кистью». Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями.

НОЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Волшебная страна – подводное царство

Рисование по мокрому листу

Учить детей рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные движения руки. Развивать мелкую моторику рук.

2

Пушистый котенок

«Тычок» жёсткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью. Учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Воспитывать любовь к животным.

3

Веселый дождик

Кляксография с трубочкой

Познакомить детей с техникой рисования кляксография с трубочкой. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования.

4

Осенний лес у озера

Монотипия

Познакомить детей с техникой рисования – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. Познакомить с понятием «пейзаж».

5

Витражная роспись

Рисование восковыми мелками и акварелью

Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки.

6

Зонтик

Пуантилизм

Познакомить с новой техникой рисования - пуантилизм. Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Силуэты зонтиков, гуашь, ватные палочки.

7

«Веселые матрешки»

Граттаж

Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях.

8

Портрет моей мамы

Ватные палочки + разноцветная соль

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей память, воображение, мелкую моторику рук.

ДЕКАБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимний пейзаж

Рисование зубной пастой

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – зубной пастой. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику рук.

2

Первые снежинки

Рисование манной крупой

Учить проводить прямые линии. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Развивать мелкую моторику рук.

3

Украшаем валенок Деда Мороза

Пластилинография

Учить детей рисованию нетрадиционным способом - пластилинографией. Украшать изделие, используя крупу. Развивать чувство композиции, творчество, воображение, мелкую моторику рук.

4

Веселый жираф

Рисование ладошкой

Вызвать интерес к собственной руке, совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие, мелкую моторику рук.

5

Я слепил снеговика

Обрывание и скатывание бумаги

Продолжать знакомить с техникой обрывания и скатывания бумаги при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Учить замечать красоту зимней природы.

6

Ёжик

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев. Воспитывать воображение. Развивать мелкую моторику рук.

7

Музыкальный котик

Оттиск поролоновой губкой

Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой – оттиск поролоновой губкой. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. Прививать любовь к домашним животным.

8

Морозные узоры

Свеча + акварель

Познакомить с данной техникой – рисование свечой. Воспитание интереса к зимним явлениям природы. Развивать воображение, творческое мышление.

ЯНВАРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1,2

Зимний вечерок

(2 занятия)

 

Граттаж

Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

3

Зимние узоры

 Ниткография

Познакомиться со способами рисования в технике ниткография. Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге. Развивать мелкую моторику рук, зрительную наблюдательность, воображение и фантазию ребенка.

4

Салют

Рисование жесткой полусухой кистью 

Учить детей изображать салют с помощью жесткой полусухой кисти. Развивать мелкую моторику рук.

5

Снегири на ветке

Тычок полусухой жёсткой кистью + крупа

Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах.

6

Самолет

Пластилинография

Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность, воображение, мелкую моторику рук.

7

Совушка

Рисование штрихом

Вызвать интерес к новому способу изображения – штрих. Учить изображать сову карандашными штрихами, рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях. Развивать фантазию, наблюдательность.

8

Цирк

Рисование силуэтом

Вызвать интерес к такому способу графического изображения, как силуэт. Обратить внимание на особенности работы данным способом. Развивать цветовосприятие, фантазию, творчество.

ФЕВРАЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимние напевы

Набрызг

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

2

Цветы в горшочке

Ниткография

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость. Развивать творчество, мелкую моторику рук.

3

Портрет солдат

Восковые мелки + акварель

Закрепить умение детей рисовать в технике «Восковые мелки + акварель». Способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина. Воспитывать эстетическое отношение. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии.

4

Белая береза под моим окном

Свеча + акварель

Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево - березу. Развивать чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей любовь к природе.

5

Пингвины

Тычок сухой жёсткой кистью

Учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов с использованием метода тычка. Расширять знания об окружающем мире. Развитие воображения, чувство цвета, мелкую моторику рук.

6

Трава

Пластилинография

Научить  создавать изображение травы в технике рисования «Пластилинографии». Обучить новому приему - размазывание, скручивание. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, речь.

7

Следы на белом

Оттиск

Продолжать знакомить с техникой рисования - оттиск. Развивать творческое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

8

Зимний лес

Печать по трафарету

Научить детей компоновать многофигурные изображения, углубить знания о тональных градациях. Продолжить учить печати по трафарету. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

МАРТ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Цветы для мамы

Обрывная аппликация

Создать модульную обрывную аппликацию из цветной бумаги своими руками. Познакомить детей со способом модульной аппликации - мозаики. Развивать чувство композиции, правильного выбора цвета и их соотношении, воображение, фантазию, мелкую моторику рук.

2

Рассвет на море

Аппликация

Вызвать интерес к созданию образа утреннего солнца и моря нетрадиционной техникой. Развивать воображение, чувство ритма и композиции, мелкую моторику рук.

3

Птичка из мозаики

Обрывная аппликация

Продолжать знакомить с техникой рисования – обрывная аппликация. Научить рвать кусочки бумаги нужного размера, развивать у детей мелкую моторику, аккуратность в работе. Воспитывать любовь и заботу к птицам.

4

Птичка – подвеска

Объемная аппликация

Научить делать объѐмную аппликацию из бумаги. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность, терпение.

5

Вечерний город

Граттаж

Освоение техники рисования «граттаж». Расширять представления детей о способах создания изображения. Развивать умения продумывать композицию, образ, последовательно  воплощать задуманное. Развивать мелкую моторику рук.

6

Смешанный лес

Пластилинография

Продолжать учить рисовать в техники «пластилинография». Закрепление понятия «пейзажа». Развитие воображения, мелкой моторики рук.

7

Стрекоза

Объемная аппликация

Уточнить знания детей о насекомых. Учить рисовать стрекозу с помощью фольги и фантиков. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.

8

Весна

Рисование ватными палочками

Учить рисовать ватными палочками. Развивать воображению, фантазию, мелкую моторику рук.  

АПРЕЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Радуга красавица

Рисование пальчиками

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. Закрепить знания основных цветов радужного спектра. Развитие мелкой моторики рук, композиционные умения, цветовое восприятие.

2

Веточка вербы

«Тычок» ватной палочкой и поролоном

Продолжать  знакомить со способами рисования -  методом «тычка» ватной палочкой и поролоном. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

3

Пасхальное яйцо

Рисование ватными палочками

Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия. Развивать мелкую моторику рук.

4

Дождик за окном

Рисование окрашенным шариком, штамп

Познакомить с рисованием с помощью шарика. Учить рисовать птиц с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

5

Гусеница

Отпечаток

Продолжаем знакомить рисование отпечатком. Развитие воображения. Развитие мелкой моторики рук.

6

Овечки из ваты

Объемная аппликация

Учить создавать овечку с помощью ватных шариков. Учить приклеивать шарики из ваты. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук.

7

Автопортрет

Линия, штрих

Продолжать учить пользоваться разными приемами рисования – линия, штрих. Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук.

8

Матрешки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Учить рисовать несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук.

МАЙ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Черемуха

 

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования - тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Развивать мелкую моторику рук.

2

Как я люблю одуванчики

Обрывание, восковые мелки, тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Котенок

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Развивать мелкую моторику рук.

4

Бабочка

Монотипия

Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать. Развивать воображение, цветовую гамму, мелкую моторику рук..

5

Ромашки

Рисование на рельефной бумаге

Учить изображать цветы на рельефной бумаге. Развивать чувство цвета, композиции. Развивать мелкую моторику рук.

6

Яблоня

Объемная аппликация

Закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования – объемная аппликация. Развивать связную речь детей, мелкую моторику рук. Расширять словарный запас.

7

Павлин

Рисование пальчиками и ладошкой

Продолжать учить рисовать пальчиками и ладошкой. Развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к птицам.

8

Веселый лягушонок

Цветные восковые мелки + краска

Уточнять представление о внешнем виде лягушки. Закреплять умение изображать лягушку, используя навыки рисования цветными восковыми мелками, кистью и красками. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

12. Диагностика уровня освоения программы

Диагностика проводится один раз в год в конце учебного года (май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу: ФИО ребенка, цветовое восприятие, предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование. 

1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.

2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник.

Цель проведения диагностики:

1. Выявить уровень художественного развития детей.
        2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень соответствует 3 баллам, средний уровень соответствует 2 баллам, низкий – 1 баллу.

Высокий (3 балла)

• ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;

• быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках;

• владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;

• передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;

• обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;

• умеет создать яркий нарядный узор;

• может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста);

• ребенок самостоятельно выполняет работу.

Средний (2 балла)

• у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;

• ребёнок выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения;

• знает способы изображения некоторых предметов и явлений;

• правильно пользуется материалами и инструментами;

• владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого;

• проявляет интерес к освоению новых техник;

• проявляет самостоятельность;

• ребенок работает самостоятельно, изредка обращается к взрослому за помощью. 

Низкий (1 балл)

• интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;

• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;

• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;

• узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке;

• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;

• не достаточно освоены технические навыки и умения;

• ребёнок рисует только при активной помощи взрослого.

На основе полученных данных делаются выводы, строится дальнейшая стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.
  2. Есафьева Г. П. «Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы». / Художник Афоничева Е. А. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 80 с., ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3. Румянцева Е. А. «Аппликация. Простые поделки» / Екатерина Румянцева. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 144 с.: ил. – (Внимание: дети!).
  4. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников». – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002. – 80 с.
  5. Под общей редакцией кандидата педагогических наук Грибовской А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью». М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

Приложение 1

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

«Осень»

Осень в гости к нам пришла, ( дети шагают на месте )

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, (поднимают руки вверх и качают ими)

С веточек листву сдувает.

Листья на ветру кружатся (кружатся),

И под ноги к нам ложатся ( приседают)

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберём! (собирают листочки)

«Осенние листочки»

Осень к нам пришла, (дети берутся за руки и идут по кругу)

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, (поднимают руки вверх и качают ими)

С веточек листву сдувает.

Листья на ветру кружатся (разбегаются в разные стороны, кружатся)

И под ноги к нам ложатся (и приседают)

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберём! (собирают листочки

«Рябинка»

На холме стоит рябинка, (Потягивания – руки вверх)

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете – (Вращение туловищем вправо – влево)

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнётся,

Не печалится - смеётся. (Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер)

«Хоровод овощей»

(Дети стоят в круге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог и дети рассказывают стихотворение)

В огород пойдем, хоровод заведем.    (Дети идут по кругу, держатся за руки)
В хоровод возьмем редиску. 
С ней присядем низко- низко.    
(Приседают, держатся за руки)
В хоровод возьмем морковку. 
И с морковкой спляшем ловко.    
(Выполняют танцевальные движения)
Вверх потянемся с лучком,    
(Тянутся вверх, поднявшись на носочки)
Побежим за кабачком    
(Бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке, как зеленые горошки.    
(Скачут по кругу друг за другом)

 

«Солнышко и дождик»

По сигналу воспитателя «вышло солнышко»- дети гуляют

По сигналу «идет дождь» - дети прячутся под зонт (игра продолжается 3 раза)

«Вкусный обед»

Дети встают вокруг взрослого, берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:

Ты, наш повар, не ленись!

За обед скорей берись.

Ты почисти нас быстрей,

Чтобы был обед вкусней.

Приготовишь ты сейчас:

Вкусный борщ, компот из нас.

После окончания слов под музыку двигаются подскоками в разных направлениях. С окончанием музыки бегут к кастрюлям – обручам.

Малоподвижная игра «Вырос гриб»

Дети строятся в круг, выполняют упражнение под речевое сопровождение; ходьба по кругу.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап! (Щелкают пальцами обеих рук)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох! (Трут ладошки друг о друга)

Где листок к листку прилип ( приседают на корточки, медленно поднимаются)

Вырос гриб, гриб, гриб! (Встают на носки, руки вверх)

Кто нашел его, друзья?

 

«Яблочко»

На носочки я встаю,                                    Подняться на носки
Яблочко я достаю,                                      
Руки вверх
С яблочком бегу домой,                            
Бег на месте
Мамочке подарок мой!                               Хлопки в ладоши

«В лес за грибами»

Все зверушки на опушке (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (дети прыгают) 

Рыжики срывали. (срывают их) 

Лисичка бежала,

Лисички собирала. (дети бегут по кругу и собирают их) 

Скакали зайчатки,

Искали опятки. (дети прыгают, собирают опята) 

Медведь проходил, (дети идут как мишка вразвалку) 

Мухомор раздавил. (дети топают правой ногой)

«А теперь, ребята, встать!»

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

«Муравей»

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад – вперёд.

И совсем не устаёт!

(Дети самостоятельно имитируют движения муравья)

 «Березка»

Мы берёзку посадили,

Мы водой её полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд).

И берёзка подросла,

К солнцу руки подняла, (Потянуть руки вверх)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая).

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть)

«Ракеты»

Дети становятся в круг и бегут друг за другом.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет: (Дети садятся на корточки)
Опоздавшим места нет!
Повторяют несколько раз.

«Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(дети сидят на корточках, встают, покачиваясь из стороны в сторону)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(потягивания  – руки вверх)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(наклоны вперёд)

Вправо – влево, взад – вперёд

Так деревья ветер гнёт.

(наклоны вправо  – влево, вперёд  – назад)

Он их вертит, он их крутит.

(вращение туловищем)

Да когда же отдых будет?

(садятся на корточки, качают головой)

«Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко,                        Идут на цыпочках. Стараясь не

Как ступает мягко кошка.                             производить никакого шума.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый.                Прыгают на месте легко и как

Кошка может быть и быстрой.                      можно выше.

Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, ещё подскок,

То вперёд, а то отскок.

А потом мяукнет тихо                                     Приседают и делают вид,

И заснёт в углу мурлыка.                               Что спят. 

«Зарядка для котят»

Утром солнышко проснулось (Руки вверх – круг) 
Встали и котята 
(Ручки на голове - показ ушки вперед-назад )
Маме улыбнулись (Небольшой наклон вперед, указательные пальцы обеих рук к уголкам губ - показ улыбки) 
Вышли на зарядку 
(Маршируем на месте) 
Мыли, мыли, мыли лапки 
(Моем ручки, наклонясь вперед) 
Причесали все усы! 
Мыли, мыли, мыли ушки 
(Указательными пальцами крутим возле ушек, морщимся) 

Мыли брюшки малыши (Двумя руками гладим животик) 
А потом они гуляли (Пошли по кругу) 
Дружно ножками шагали 
Дружно ножками шагали 
С мамой солнышко встречали 
(Руки вверх – круг) 

«В гости к  Матрешке»

Позвала к себе матрёшка ( ладошки на щёки, качаем головой)

И пошли мы по дорожке  ( шагаем на месте)

Видим дерево высоко (кулачок на кулачок )

Видим озеро глубокое (волна рукой)

Птицы песенки поют (скрестить пальцы)

Зёрнышки везде клюют (стучим на ладошке пальцем )

Тут клюют и там клюют, никому их не дают  (прыжки на  месте)

Это дом .а в нём окошко (крышка и окно из рук)

 ,нас встречает там матрёшка  ( наклоны вперёд )

Мы немножко погостим и обратно побежим  (здороваются, бег на месте…)

«Снежинки»

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте)

Ну а мы идём, идём

(Ходьба на месте)

И к себе приходим в дом

«Самолет»

Полетели, полетели,

(Стойка ноги врозь)

Вперед руками завертели.

(Вращение руками перед грудью)

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет,

(Развести горизонтально руки в стороны)

Правое крыло вперед,

(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)

Левое крыло вперед.

(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Замечательный пилот

В путь отправил самолет.

(Произвольный бег с расставленными в стороны руками)

«Сова»

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

«Клоун»

Клоун рыжий, конопатый (показ)

Очень нравится ребятам (3 хлопка)

Нос как красный помидор (гладит нос)

А в глазах его задор (показ руками глаза)

Слезы льются как у крана (собирают слезы в ладошки)

В разноцветные карманы (показывают карманы)

А в карманах там и тут (показ цветы)

Розы красные растут

То он плачет, то смеется (показ мимикой)

То он добрый, то дерется (гладит руки, выбрасывает кулаки)

Ах, какой он неуклюжий (наклон вправо- влево)

Но такой он всем и нужен (руки скрещиваем на груди, потом разводим в стороны, затем ставим руки на бока)

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками)

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)

А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.

«Мы военные» 
Мы станем все военными, (Шагают на месте)
Большими, здоровенными. (Руки вытянуть вверх, опустить через стороны)
Будем в Армии служить,  

Будем Родину любить. (Движения повторяются) 
Сад и дом свой охранять, (Наклон вперёд, смотрим в «бинокль») 
Будем мир мы защищать! (Шагают на месте)

«Пингвинята»

Бело-черные пингвины

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

Крылья вверх чуть приподняли

И быстрее побежали.

«Снежный ком»

Рано утром в парк ходили.

Там снеговика лепили.

Веселились и резвились.

А потом с горы катались.

В Таню кинули снежком,

В Ваню кинули снежком,

Получился снежный ком.

Холодно гулять зимой.

Побежим скорей домой.

«Море»

Мы пойдем весенними лугами (обычная ходьба друг за другом)

И букеты первоцветов соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Вместе весело шагая

Дружно к морю попадем (обычная ходьба)

«А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются)

«На лужайке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (поскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И опять пешком пойдём (ходьба на месте)

«Радуга»

В небе дождь, гроза. (Поднимаем руки вверх)

Закрывай глаза! (Закрываем глаза руками)

Дождь прошел, трава блестит. (Руки в стороны)

В небе радуга стоит. (Руками рисуем радугу над головой)

«Черемуха»

 Кругом роса медвяная сползает по коре,

(Наклониться вперед, опустить руки вниз)

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом у проталинки, в траве, между корней,

(Плавно покачать внизу руками из стороны в сторону – «ручей»)

Бежит струится маленький серебряный ручей.

Черемуха душистая развесившись стоит,

(Встать прямо, руки в стороны – «ветки»)

А зелень золотистая на солнышке горит

(Руки поднять вверх, растопырить пальчики – «солнечные лучики»)

Ручей волной гремучею все ветки обдает

(Покачать поднятыми вверх руками влево – вправо)

И вкрадчиво под кручею ей песенки поет

(Опустить руки вниз, сесть на место)

«Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.

(приседают, медленно поднимаются)

Если ветер быстрый – быстрый

На поляну налетит,

(разбегаются в разные стороны)

Все вокруг зашелестит

(говорят « ш – ш – ш – ш – ш»)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом

(берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

(поднимают руки к верху).

«Зоопарк»

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад!

(Ходьба)

Там медведи и пингвины,

Попугаи и павлины,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Все мы весело играем

И движенья выполняем

(Руки на поясе, полуприседания с поворотами вправо-влево)

Вот павлин.

Он чудо-птица

И всегда собой гордится,

Выступает ровно, прямо.

Смотрит гордо, величаво!

(Дети убирают руки за спину, поворачивают голову в одну, затем в другую сторону, двигаются грациозно, мягко переступают, вытянув носок, с одной ноги на другую)

«Веселая лягушка»

Ну, лягушка, поскачи, поскачи,

Лапкой задней постучи, постучи.

Ты в водичку упади, упади,

Полежи и отдохни.

Отдохнула? Теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро прыгай к камышам,

И скорей скачи назад. (Дети прыгают на двух нога, имитируя движения лягушек. Потом приседают на корточки и отдыхают. Встают и снова прыгают. По команде бегут быстро к «камышам», а затем разбегаются по своим местам.)

Приложение 2

ЗАГАДКИ

Нам в дождь и зной

Поможет друг

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек

 (Дерево)

Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная ...

(Рябина)

Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(Рябина)

Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я?

(Дождик)

По небесам, оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше  мы

От дырявой……..

(Тучи)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

(Яблоко)

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос —

Сладок мягкий...

(Абрикос)

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий...

(Ананас)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

(Банан)

На шнурочке - стебелёчке

Сладких ягод груда

На большое блюдо.

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный.

(Мухомор)

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская 

(Изба)

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может…

(Муравей)

Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Назовите, кто же это. 

(Космонавт)

Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звезд. 

(Ракета)

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это ...

(Ёж)

Она в реках обитает,
А бывает и в морях.
Червячков так обожает,
К людям испытывает страх.
Все потому, что червячком они ее заманят,
И на свою удочку поймают.
(Рыба)

Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки. 

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это…

(Кошка)

Вот художник так художник! 
Все леса позолотил! 
Даже самый сильный дождик, 
Эту краску не отмыл… 
Отгадать загадку просим 
Кто художник этот? 
(Осень) 

Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под...
(Зонт)

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …

(Матрешки)

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.

(Соль)

Приехала к бабушке Маша,

Сварила ей бабушка кашу.

– Садись, гостья желанная,

Остынет каша.

(Манная)

В Африке наш зверь проживает,
По длинной шее каждый узнает.
Травку он кушает всегда и везде,
Пятна большие лишь на спине.
Можно погладить и подружиться,
Будет потом, нам точно уж снится.
Все вместе мы скорее отвечаем,
И зверя славного, конечно, угадаем!
(Жираф)

Появился во дворе 
Он в холодном декабре. 
Неуклюжий и смешной 
У катка стоит с метлой. 
К ветру зимнему привык 
Наш приятель …

(Снеговик)

Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – …
(Снегирь)

Не пчела, а гудит,

Не птица, а летит,

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет.

(Самолет)

Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о

(Сове)

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали. 

(Цирк)

Воздух очищают

Создают уют

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

(Комнатные растения)

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)

Вразвалочку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои …

(Пингвин)

Здесь — куда не кинем взор 

Водный голубой простор. 

В нем волна встает стеной, 

Белый гребень над волной. 

А порой тут тишь да гладь. 

Все смогли его узнать? 

(Море)

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой!
(Лес)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет—

Золотистые глаза.

Кто же это?  

(Стрекоза)


Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу …
(Весна)

Послушайте, пожалуйста:

Разноцветно коромысло

Над дорогою повисло.

Семь цветов - одна дуга,

Это чудо-…

(Радуга)

Ходят модницы за речкой –
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.
(Овечка)

Предлагается детям отгадать загадку

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел!

(Одуванчик)

Спал цветок и вдруг проснулся –                                              

Больше спать не захотел.         

Шевельнулся, встрепенулся,         

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

На лугу у той дорожки

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке-

Белый с жёлтеньким глазком

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

(Ромашка)

Что за чудо, по полянке,

Ходит важно веер яркий!

Красоты той властелин,

Горд хвостом своим…

(Павлин)

На болоте кто живет?

Громко квакая поет?

Спят в кувшинках –

без подушки?

Это видимо…

(Лягушки)

Приложение 3

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Дождик»

Дождик, дождик, капелька.

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

И устал, и перестал.

Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки. Постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения. Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки. Постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения.

«Фрукты»
Будем мы варить компот.                          Маршировать на месте.
Фруктов нужно много. Вот.                      Показать руками - "много".
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.                            Имитировать, как крошат, рубят,                                                                                                      отжимают, кладут, насыпают песок. 
Варим, варим мы компот,                        Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ.                            Хлопать в ладоши. 

«Мы шагаем за грибами»

Топ – топ – топ шагаем за грибами,

Топ – топ – топ грибочки собираем.

Раз грибок лисичка – рыжая сестричка,

Вторая волнушка - рыжее ушко,

Третий гриб сморчок - бородатый старичок,

А четвёртый, боровик – самый главный в лесу гриб,

Ну, а пятый, мухомор, для лосей его возьмём!

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости устали.

Махать ладошками.

На каждое название насекомого загибать пальчик.

Сделать кружочки из пальчиков и поднести их к глазам.

Махать ладошками.

Положить ладони на стол.

«Девочки и мальчики»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,        (Сделать замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики        (Сгибать и разгибать пальцы рук)

Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять        
(Загибание каждого пальца)

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать
. ( Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя
листья осины
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем
! («Шагают» по столу средними и 
указательными пальцами).

«Каша»

Каша в поле росла,                  (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.         («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,             (В правой ладошке мешают

По тарелке дадим.                         указательным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке,                   (Загибают по одному

Зайцу и лисичке,                             пальчику на обеих руках.)

Кошке и матрешке,

Всём дадим по ложке!                (Разжимают кулачки.)

«Домик»

Под грибом - шалашик-домик,                                     (Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.                  (Постучать кулаком одной руки о

Мы тихонько постучим,                                                  ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.                                   («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,             (Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем - дубовый стол.                                             (Показываем стол)

Рядом - стул с высокой спинкой                                  (Показываем стул)

На столе - тарелка с вилкой.                 (Ладонь левой руки направлена
И блины горой стоят -                    
вверх (тарелка), правая рука (вилка):
Угощенье для ребят.                                           
ладонь направлена вниз,

                                                                       четыре пальца выпрямлены

                 и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать.                   (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит.                                               
 (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет,
                                      (Поднять левую руку и
Утро ясное придет,
                                           распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать,
                                          (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!

«Космос»

1,2,3,4,5 (Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки).
Будем в космосе летать (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак).
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого).
До свидания друзья! (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь).
То же с другой рукой.

«Ёжик»

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся. (прижать пальцы)

Солнце ежика согрело

Ежик развернулся. (выпрямить пальцы)

«Ежик колкий»

Ежикежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежикежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.

(Пальцы складываются в замок)

«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком».)
Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг,
(Выполняют движения руками, как будто плывут.)
Рыбы плавают вокруг:
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

«Листья»

Лист у клена и каштана –

Как ладони великана.

У березки, у березки –

Белый ствол и листья – слезки.

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки.

(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)

(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

(Показать руками «стволы»)

(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)

«Осень»

Осень, осень,

Приходи!

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем

Знаем месяцы:

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

(трем ладошки друг о друга)

( зажимаем кулаки по очереди)

(трем ладошки друг о друга)

(ладони на щеки)

(плавное движение ладонями)

( ладони гладят по коленям)

(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

( синхронно наклоняем руки в разные стороны)

( «птица» из двух скрещенных рук)

( барабанить пальцами по одной, то по другой ладони) (имитируем)

(топаем ногами)

(ладони стучат по коленям)

( кулак, ребро, ладонь)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили,

Круглый,

Крепкий,

Очень гладкий,

Но совсем-совсем несладкий.

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три - уроним

И сломаем.

(загибать пальцы по одному)

(«лепить»)

(сделать из пальцев обеих рук круг)

(сделать пальцы в «замок»)

(погрозить пальцем)

(« подбросить »)

(«сломать»)

(«уронить»)

(постучать ладонью об ладонь)

«Цветы»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём.

(Пальцы маршируют по столу)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются)

«Снежок»

1.2.3.4 (пошевелить пальчиками)

Мыс тобой снежок лепили (лепим руками снежок)

Круглый, крепкий (чертим круг руками)

Очень гладкий, (одной ладонью гладим другую)

И совсем не сладкий. (грозим пальчиком)

«Рыбки»

Рыбки плавают, ныряют
В чистой голубой морской воде.

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)

То сожмутся,

(Пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся,

(Пальчики сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке.

(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)

«Ладошки»

Посмотрите на ладоши!

Проверьте – чистые, хорошие?

Будем пальчики считать:

1,2,3,4,5…10!

Сколько пальчиков на одной ручке?

Пять!

Значить будем рисовать!

«Шарик»

Лист бумаги мы сжимаем

И ладошки разжимаем

Мы стараемся катаем

Дружно в шарик превращаем

Не дадим ему скучать

Будем им мы рисовать.

«Одуванчик»
Одуванчик вырос на поляне, (Соединить руки, изображая «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрыть руки, разжать пальцы.
В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание.
Дружно дают под землей корешки! (Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки. (Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают. (Положить руки на колени) 
Одуванчики «живые», им больно, когда на них наступают ногами и рвут.

«Бабочка»

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала

Пыльцу собирала.

( Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)

«Лягушки»

Две весёлые лягушки (Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят. (Резко распрямляют пальцы, рука как бы

подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки. (Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят. (Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для детей старшей группы, сост...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе О...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Рисование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солны...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию возраст детей 4-5 лет

  Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Музыкального руководителя составлена на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой по образовательной области « Художественно-эстетического развитие» для детей 1.5 -7 года жизни

Рабочая программаМузыкального руководителясоставлена на основе  программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой по образовательной области « Художественно-эстетич...