ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию возраст детей 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

 Кузнецова Надежда Ильинична

    Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» автора-составителя И.А. Лыковой.

Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 13 «Родничок».

 Учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. О.В. Солнцевой и др.

Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию, направленная на развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования, рассчитана на детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и включает в себя четыре раздела, на основе которых строится развитие детей с использованием нетрадиционных техник  рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_raduga_krasok_dop.usluga.docx518.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ ДС №13

«Родничок»

________________ /О.В. Любченко/

Приказ от «__» _______20___ № _____

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/04/18/k_5ad768f91927a/466782_7.png

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Радуга красок»

по художественно-эстетическому развитию

возраст детей 4-5 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Автор-составитель:

Кузнецова Надежда Ильинична

Воспитатель высшей категории

пгт. Высокий, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспорт Программы

3

2

Пояснительная записка

5

3

Учебно-тематический план

10

4

Содержание программы

11

4.1

Этапы реализации программы

11

4.2

Календарно-тематическое планирование

12

5

Расходные материалы

17

6

Диагностические параметры промежуточных результатов освоения программы

17

Список используемой литературы

18

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию

Направление программы

Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционной технике рисования

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования

Задачи программы

Образовательные:

  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов
  2. Учить работать на заданном пространстве
  3. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию
  4. Обучать основам создания художественных образов

Развивающие:

  1. Развивать изобразительные умения посредством нетрадиционных техник рисования
  2. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  3. Развивать воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  2. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
  3. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  4. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Обеспечение программы

Нормативно-правовое:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

-  СанПиН.

Научно-методическое:

- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой;

- календарно- тематическое планирование;

- мониторинг знаний.

Материально-техническое:

- художественный и бросовый материал;

- изобразительные инструменты и материалы;

- технические средства;

- ИКТ;

- наглядно-дидактические пособия: альбомы, книжки-малышки, игрушки, лото, домино и др.

Кадровое:

- повышение квалификации педагогов.

Заказчик программы

Администрация Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13 «Родничок»

Автор-составитель программы

Кузнецова Надежда Ильинична, воспитатель высшей категории

Участники программы

Дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Ожидаемые результаты программы

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

  •  - развитию мелкой моторики рук;
  • - обострению тактильного восприятия;
  • - улучшению  цветовосприятия;
  •  -  концентрации внимания;
  • - повышению уровня воображения и самооценки.
  •  -расширение и обогащение художественного опыта.
  • -формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • -сформируются навыки трудовой деятельности
  • -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • -умение находить новые способы для художественного изображения;
  • -умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Срок реализации программы

Один год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» автора-составителя И.А. Лыковой.

Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 13 «Родничок».

 Учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. О.В. Солнцевой и др.

Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию, направленная на развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования, рассчитана на детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и включает в себя четыре раздела, на основе которых строится развитие детей с использованием нетрадиционных техник  рисования.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Занятия по программе «Радуга красок » направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования ¬¬- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.

Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

  • Развивает уверенность в своих силах.
  • Способствует снятию детских страхов.
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами .
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов
  2. Учить работать на заданном пространстве
  3. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию
  4. Обучать основам создания художественных образов

Развивающие:

  1. Развивать изобразительные умения посредством нетрадиционных техник рисования
  2. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  3. Развивать воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  2. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
  3. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  4. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  1. Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  2. Принцип развивающего характера художественного образования.
  3. Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей в данный момент времени.
  4. Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей, возрастных и индивидуальных способностей.
  5. Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
  6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач художественного и эстетического развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям по изобразительной деятельности в технике пластилинографии, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы, формы и средства обучения:

Форма проведения: занятия по дополнительной образовательной программе проводятся в интегративной форме, совместной деятельности и предполагают индивидуальный подход.

Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные, практические, игровые.

Используемые методы:

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.

Особенности содержания программы:

Программа представляет собой образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка и составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

- «Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

- «Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.

- «Речевое развитие» - осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

- «Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.

- «Социально-коммуникативное развитие» - дети учатся общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, у них формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей средствам нетрадиционного рисования помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Такое построение занятий по дополнительной образовательной программе «Радуга красок» способствует более успешному освоению образовательной программы.   

Ожидаемые результаты программы:

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

  •  - развитию мелкой моторики рук;
  • - обострению тактильного восприятия;
  • - улучшению  цветовосприятия;
  •  -  концентрации внимания;
  • - повышению уровня воображения и самооценки.
  •  - расширение и обогащение художественного опыта.
  • - формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • - сформируются навыки трудовой деятельности
  • - активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • - умение находить новые способы для художественного изображения;
  • - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» рассчитана для детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет по развитию художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая, 1 раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся с группой детей - 8 человек в игровой форме длительностью 20 минут.

3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

№ п/п

Содержание темы

Количество занятий/часов

1

Виноград

1 / 20 мин.

2

Осенний букет

1 / 20 мин.

3

Осеннее дерево

1 / 20 мин.

4

Рябинка

1 / 20 мин.

5

Ягоды и фрукты

1 / 20 мин.

6

Грибы в лукошке

1 / 20 мин.

7

Ежики на опушке

1 / 20 мин.

8

Зайчик

1 / 20 мин.

9

Мои любимые рыбки

1 / 20 мин.

10

Цыпленок

1 / 20 мин.

11

Снежинка

1 / 20 мин.

12

Первый снег

1 / 20 мин.

13

Зимний лес

1 / 20 мин.

14

Мои рукавички

1 / 40 мин.

15

Ёлочка пушистая, нарядная

2 / 40 мин.

16

Кто живет в зимнем лесу

1 / 20 мин.

17

Снежок

1 / 20 мин.

18

Снеговичок

1 / 20 мин.

19

Зимнее дерево

1 / 20 мин.

20

Тюльпаны

1 / 20 мин.

21

Самолёт

1 / 20 мин.

22

Плюшевый медвежонок

1 / 20 мин.

23

Чашка

1 / 20 мин.

24

Мимоза для мамы

1 / 20 мин.

25

Солнышко

1 / 20 мин.

26

Подснежники

1 / 20 мин.

27

Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)

1 / 20 мин.

28

Неваляшка

1 / 20 мин.

29

Космос

1 / 20 мин.

30

Волшебный дождик

1 / 20 мин.

31

Подарок для кошки Мурки

1 / 20 мин.

32

Салют

1 / 20 мин.

33

Котенок

1 / 20 мин.

34

Как я люблю одуванчики

1 / 20 мин.

35

Черемуха

1 / 20 мин.

Итого:

36

Таблица 2

Количество

детей в группе

Количество занятий на группу

в неделю

в месяц

в год

8

1

4

36

Данное планирование используется в работе один год.

Резервное время можно использовать на трудные темы. Любую тему можно делить на два занятия или, наоборот, объединять темы в зависимости от индивидуальных особенностей группы и каждого ребенка в отдельности.

Формы и режим занимательной деятельности

В процессе реализации Программы используются разнообразные формы: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, дидактические игры и задания, игровое состязание, шахматный турнир и т.д.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления.

Для закрепления полученных знаний используются различные виды деятельности (театрализованная, художественная), организуются развлечения.

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Этапы реализации программы

Этапы реализации

Цель этапа

1 этап

Организационно-подготовительный

Создание программы и разработка мониторинга по выявлению результативных показателей программы

2 этап

Диагностический

Сбор диагностической информации

3 этап

Аналитико-прогностический

Постановка педагогического диагноза, определение целей и содержания работы  с воспитанниками

4 этап

Коррекционно-образовательный

Реализация программ, их текущая коррекция, отслеживание динамики развития ребенка

5 этап

Аналитический

Выявление эффективности результатов

  1.  Календарно – тематическое планирование (4 – 5 лет)

Месяц

Номер недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема: Виноград (печать пробкой)

Программные задачи: Познакомить с новым способом рисования ягод. Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции.

Тема: Осенний букет (Набрызг по трафарету)

Программные задачи: Познакомить с приемом набрызга и техникой печати по трафарету. Воспитать у ребенка художественный вкус

Тема: Осеннее дерево (печать листьями)

Программные задачи: Познакомить с приемом набрызга и техникой печати по трафарету. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Рябинка (рисование пальчиками)

Программные задачи: Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Октябрь

Тема: Ягоды и фрукты (рисование пальчиками, карандашом)

Программные задачи: Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Грибы в лукошке  (оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками)

Программные задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Ежики на опушке (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой)

Программные задачи: Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Зайчик (рисование песком)

Программные задачи: Учить детей умению пользоваться техникой «рисование на световом столе».  Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

Тема: Мои любимые рыбки (рисование ладошками) Программные задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Цыпленок  (гуашь, ватные диски, палочки)

Программные задачи: Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Снежинка (набрызг губкой по трафарету) Программные задачи: Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга; развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений

Тема: Первый снег  (оттиск печатками из салфетки)

Программные задачи: Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Декабрь

Тема: Зимний лес (печать по трафарету, рисование пальчиками)

Программные задачи: Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Мои рукавички (оттиск печатками рисование пальчиками)

Программные задачи: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Ёлочка пушистая, нарядная (тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

Программные задачи: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Ёлочка пушистая, нарядная  (2 занятие).

Январь

Тема: Кто живет в зимнем лесу (трафарет, «тычок» жесткой кисти)

Программные задачи: Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования; продолжать обучать детей самостоятельно выбирать технику рисования.

Тема: Снежок (рисование свечой, акварель)

Программные задачи: Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитывать у ребенка художественный вкус.

Тема: Снеговичок (рисование манкой)

Программные задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Зимнее дерево (рисование мятой бумагой) Программные задачи: Учить новой техники рисования мятой бумагой или полиэтиленовый кульком, обмакивая в краску и делать отпечаток на бумаге.

Февраль

Тема: Чашка (Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки)

Программные задачи: Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Плюшевый медвежонок (Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь)

Программные задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Самолёт (рисование пальчиками)

Программные задачи: Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Тюльпаны (рисование вилкой)

Программные задачи: Познакомить с новой техникой изображения цветов. Вызвать интерес

Март

Тема: Мимоза для мамы (рисование мятой бумагой)

Программные задачи: учить рисовать мятой бумагой Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

Тема: Солнышко (рисование ладошками)

Программные задачи: Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Подснежники (акварель, восковые мелки)

Программные задачи: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) (рисование пальчиками)

Программные задачи: Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус

Апрель

Тема: Неваляшка (рисование на световом столе песком)

Программные задачи: Учить рисовать песком, закрепить основные правила рисования. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Космос (рисование по трафарету солью)

Программные задачи: Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе), научить рисовать с помощью соли.

Тема: Волшебный дождик (рисование свечой)

Программные задачи: Закреплять технику рисования свечой Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Подарок для кошки Мурки (ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА)

Программные задачи: Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Май

Тема: Салют (акварель или гуашь, восковые мелки)

Программные задачи: Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Котенок (тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка)

Программные задачи: Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: Как я люблю одуванчики (обрывание, восковые мелки,  тычкование.)

Программные задачи: Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: Черемуха (рисование ватными палочками, пальчиками)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

  1. РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ п/п

Наименование материала, необходимого для оказания услуги

Единица измерения

Количество единиц на учебный год на одного воспитанника

Количество единиц на учебный год на всех воспитанников

1

краски гуашь (24 цветов)

шт.

3

24

2

стаканчики для воды

шт.

1

8

3

восковые мелки (12 цветов)

шт.

2

16

4

Жесткая кисть

шт.

1

8

5

Пастель масляная (24 цвета)

шт.

1

8

6

Краски пальчиковые (6 цветов)

шт.

2

16

7

Набор кистей, 6 шт

шт.

1

8

8

Набор кистей – спонж 4 шт.

шт.

1

8

9

Альбом для рисования (24 листа)

шт.

4

36

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№/n

Ф.И.

Реб.

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Итог. показ-ль по кажд ребенку (сред.зн.)

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н

К.

1

2

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва.2007.

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/04/18/k_5ad768f91927a/466782_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет

Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...

Дополнительная образовательная программа "Радуга красок"

Программа " Радуга красок" имеет художественно-эстетическое направление и составлена для детей старшего  дошкольного возраста 5-6 лет....

Рабочая программа дополнительного образования «В мире красок» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает ...