ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию возраст детей 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» автора-составителя И.А. Лыковой.
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 13 «Родничок».
Учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. О.В. Солнцевой и др.
Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию, направленная на развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования, рассчитана на детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и включает в себя четыре раздела, на основе которых строится развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_raduga_krasok_dop.usluga.docx | 518.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ ДС №13
«Родничок»
________________ /О.В. Любченко/
Приказ от «__» _______20___ № _____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Радуга красок»
по художественно-эстетическому развитию
возраст детей 4-5 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Автор-составитель:
Кузнецова Надежда Ильинична
Воспитатель высшей категории
пгт. Высокий, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт Программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 5 |
3 | Учебно-тематический план | 10 |
4 | Содержание программы | 11 |
4.1 | Этапы реализации программы | 11 |
4.2 | Календарно-тематическое планирование | 12 |
5 | Расходные материалы | 17 |
6 | Диагностические параметры промежуточных результатов освоения программы | 17 |
Список используемой литературы | 18 | |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию |
Направление программы | Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционной технике рисования |
Цель программы | Развитие художественно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования |
Задачи программы | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Обеспечение программы | Нормативно-правовое: - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция ООН о правах ребенка. - СанПиН. Научно-методическое: - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой; - календарно- тематическое планирование; - мониторинг знаний. Материально-техническое: - художественный и бросовый материал; - изобразительные инструменты и материалы; - технические средства; - ИКТ; - наглядно-дидактические пособия: альбомы, книжки-малышки, игрушки, лото, домино и др. Кадровое: - повышение квалификации педагогов. |
Заказчик программы | Администрация Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13 «Родничок» |
Автор-составитель программы | Кузнецова Надежда Ильинична, воспитатель высшей категории |
Участники программы | Дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет |
Ожидаемые результаты программы | Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства. |
Срок реализации программы | Один год |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» автора-составителя И.А. Лыковой.
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 13 «Родничок».
Учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. О.В. Солнцевой и др.
Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию, направленная на развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования, рассчитана на детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и включает в себя четыре раздела, на основе которых строится развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования ¬¬- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах.
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами .
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов
- Учить работать на заданном пространстве
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию
- Обучать основам создания художественных образов
Развивающие:
- Развивать изобразительные умения посредством нетрадиционных техник рисования
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- Развивать воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- Принцип развивающего характера художественного образования.
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей в данный момент времени.
- Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей, возрастных и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач художественного и эстетического развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям по изобразительной деятельности в технике пластилинографии, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы, формы и средства обучения:
Форма проведения: занятия по дополнительной образовательной программе проводятся в интегративной форме, совместной деятельности и предполагают индивидуальный подход.
Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные, практические, игровые.
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Особенности содержания программы:
Программа представляет собой образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка и составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
- «Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
- «Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
- «Речевое развитие» - осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
- «Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.
- «Социально-коммуникативное развитие» - дети учатся общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, у них формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей средствам нетрадиционного рисования помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Такое построение занятий по дополнительной образовательной программе «Радуга красок» способствует более успешному освоению образовательной программы.
Ожидаемые результаты программы:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- - развитию мелкой моторики рук;
- - обострению тактильного восприятия;
- - улучшению цветовосприятия;
- - концентрации внимания;
- - повышению уровня воображения и самооценки.
- - расширение и обогащение художественного опыта.
- - формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- - сформируются навыки трудовой деятельности
- - активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- - умение находить новые способы для художественного изображения;
- - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» рассчитана для детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет по развитию художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая, 1 раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся с группой детей - 8 человек в игровой форме длительностью 20 минут.
3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1
№ п/п | Содержание темы | Количество занятий/часов |
1 | Виноград | 1 / 20 мин. |
2 | Осенний букет | 1 / 20 мин. |
3 | Осеннее дерево | 1 / 20 мин. |
4 | Рябинка | 1 / 20 мин. |
5 | Ягоды и фрукты | 1 / 20 мин. |
6 | Грибы в лукошке | 1 / 20 мин. |
7 | Ежики на опушке | 1 / 20 мин. |
8 | Зайчик | 1 / 20 мин. |
9 | Мои любимые рыбки | 1 / 20 мин. |
10 | Цыпленок | 1 / 20 мин. |
11 | Снежинка | 1 / 20 мин. |
12 | Первый снег | 1 / 20 мин. |
13 | Зимний лес | 1 / 20 мин. |
14 | Мои рукавички | 1 / 40 мин. |
15 | Ёлочка пушистая, нарядная | 2 / 40 мин. |
16 | Кто живет в зимнем лесу | 1 / 20 мин. |
17 | Снежок | 1 / 20 мин. |
18 | Снеговичок | 1 / 20 мин. |
19 | Зимнее дерево | 1 / 20 мин. |
20 | Тюльпаны | 1 / 20 мин. |
21 | Самолёт | 1 / 20 мин. |
22 | Плюшевый медвежонок | 1 / 20 мин. |
23 | Чашка | 1 / 20 мин. |
24 | Мимоза для мамы | 1 / 20 мин. |
25 | Солнышко | 1 / 20 мин. |
26 | Подснежники | 1 / 20 мин. |
27 | Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) | 1 / 20 мин. |
28 | Неваляшка | 1 / 20 мин. |
29 | Космос | 1 / 20 мин. |
30 | Волшебный дождик | 1 / 20 мин. |
31 | Подарок для кошки Мурки | 1 / 20 мин. |
32 | Салют | 1 / 20 мин. |
33 | Котенок | 1 / 20 мин. |
34 | Как я люблю одуванчики | 1 / 20 мин. |
35 | Черемуха | 1 / 20 мин. |
Итого: | 36 |
Таблица 2
Количество детей в группе | Количество занятий на группу | ||
в неделю | в месяц | в год | |
8 | 1 | 4 | 36 |
Данное планирование используется в работе один год.
Резервное время можно использовать на трудные темы. Любую тему можно делить на два занятия или, наоборот, объединять темы в зависимости от индивидуальных особенностей группы и каждого ребенка в отдельности.
Формы и режим занимательной деятельности
В процессе реализации Программы используются разнообразные формы: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, дидактические игры и задания, игровое состязание, шахматный турнир и т.д.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления.
Для закрепления полученных знаний используются различные виды деятельности (театрализованная, художественная), организуются развлечения.
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Этапы реализации программы
Этапы реализации | Цель этапа |
1 этап Организационно-подготовительный | Создание программы и разработка мониторинга по выявлению результативных показателей программы |
2 этап Диагностический | Сбор диагностической информации |
3 этап Аналитико-прогностический | Постановка педагогического диагноза, определение целей и содержания работы с воспитанниками |
4 этап Коррекционно-образовательный | Реализация программ, их текущая коррекция, отслеживание динамики развития ребенка |
5 этап Аналитический | Выявление эффективности результатов |
- Календарно – тематическое планирование (4 – 5 лет)
Месяц | Номер недели | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | Тема: Виноград (печать пробкой) Программные задачи: Познакомить с новым способом рисования ягод. Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции. | Тема: Осенний букет (Набрызг по трафарету) Программные задачи: Познакомить с приемом набрызга и техникой печати по трафарету. Воспитать у ребенка художественный вкус | Тема: Осеннее дерево (печать листьями) Программные задачи: Познакомить с приемом набрызга и техникой печати по трафарету. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Рябинка (рисование пальчиками) Программные задачи: Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. |
Октябрь | Тема: Ягоды и фрукты (рисование пальчиками, карандашом) Программные задачи: Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Грибы в лукошке (оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками) Программные задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Ежики на опушке (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) Программные задачи: Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Зайчик (рисование песком) Программные задачи: Учить детей умению пользоваться техникой «рисование на световом столе». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | Тема: Мои любимые рыбки (рисование ладошками) Программные задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Цыпленок (гуашь, ватные диски, палочки) Программные задачи: Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Снежинка (набрызг губкой по трафарету) Программные задачи: Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга; развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений | Тема: Первый снег (оттиск печатками из салфетки) Программные задачи: Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Декабрь | Тема: Зимний лес (печать по трафарету, рисование пальчиками) Программные задачи: Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Мои рукавички (оттиск печатками рисование пальчиками) Программные задачи: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Ёлочка пушистая, нарядная (тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками) Программные задачи: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Ёлочка пушистая, нарядная (2 занятие). |
Январь | Тема: Кто живет в зимнем лесу (трафарет, «тычок» жесткой кисти) Программные задачи: Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования; продолжать обучать детей самостоятельно выбирать технику рисования. | Тема: Снежок (рисование свечой, акварель) Программные задачи: Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | Тема: Снеговичок (рисование манкой) Программные задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Зимнее дерево (рисование мятой бумагой) Программные задачи: Учить новой техники рисования мятой бумагой или полиэтиленовый кульком, обмакивая в краску и делать отпечаток на бумаге. |
Февраль | Тема: Чашка (Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки) Программные задачи: Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Плюшевый медвежонок (Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь) Программные задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Самолёт (рисование пальчиками) Программные задачи: Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Тюльпаны (рисование вилкой) Программные задачи: Познакомить с новой техникой изображения цветов. Вызвать интерес |
Март | Тема: Мимоза для мамы (рисование мятой бумагой) Программные задачи: учить рисовать мятой бумагой Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус | Тема: Солнышко (рисование ладошками) Программные задачи: Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Подснежники (акварель, восковые мелки) Программные задачи: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) (рисование пальчиками) Программные задачи: Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус |
Апрель | Тема: Неваляшка (рисование на световом столе песком) Программные задачи: Учить рисовать песком, закрепить основные правила рисования. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Космос (рисование по трафарету солью) Программные задачи: Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе), научить рисовать с помощью соли. | Тема: Волшебный дождик (рисование свечой) Программные задачи: Закреплять технику рисования свечой Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Подарок для кошки Мурки (ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА) Программные задачи: Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. |
Май | Тема: Салют (акварель или гуашь, восковые мелки) Программные задачи: Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Котенок (тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка) Программные задачи: Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Тема: Как я люблю одуванчики (обрывание, восковые мелки, тычкование.) Программные задачи: Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Тема: Черемуха (рисование ватными палочками, пальчиками) Программные задачи: Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
- РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ п/п | Наименование материала, необходимого для оказания услуги | Единица измерения | Количество единиц на учебный год на одного воспитанника | Количество единиц на учебный год на всех воспитанников |
1 | краски гуашь (24 цветов) | шт. | 3 | 24 |
2 | стаканчики для воды | шт. | 1 | 8 |
3 | восковые мелки (12 цветов) | шт. | 2 | 16 |
4 | Жесткая кисть | шт. | 1 | 8 |
5 | Пастель масляная (24 цвета) | шт. | 1 | 8 |
6 | Краски пальчиковые (6 цветов) | шт. | 2 | 16 |
7 | Набор кистей, 6 шт | шт. | 1 | 8 |
8 | Набор кистей – спонж 4 шт. | шт. | 1 | 8 |
9 | Альбом для рисования (24 листа) | шт. | 4 | 36 |
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | Итог. показ-ль по кажд ребенку (сред.зн.) | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н | К. | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет
В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей 5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...
Дополнительная образовательная программа "Радуга красок"
Программа " Радуга красок" имеет художественно-эстетическое направление и составлена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет....
Рабочая программа дополнительного образования «В мире красок» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает ...