Конспект учебного занятия "Полотенце украшаем - хлебом-солью всех встречаем" с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект учебного занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Полотенце украшаем - хлебом-солью всех встречаем" с использованием игры «Весенние приметы», физкультминутки «Две уточки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polotentse_ukrashaem.docx | 72.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 49 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:
«Полотенце украшаем – хлебом-солью всех встречаем»
с детьми подготовительной к школе группы
с использованием игры «Весенние приметы», физкультминутки «Две уточки»
Подготовила и провела:
педагог дополнительного образования Васильева Елена Евгеньевна
Участники: дети 6-7 лет
Количество детей: 12 человек
Длительность: 30 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- Способствовать расширению осведомленности детей о деятельности человека в сфере сельского хозяйства
- Способствовать обогащению представления детей о процессе выращивания хлеба и людях соответствующих профессий, их значимости для жизни общества
- Прививать чувство благодарности к человеку за его труд
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- Совершенствовать навыки взаимодействия в игровой деятельности
- Способствовать формированию умения слушать собеседника, не перебивая
- Способствовать формированию умения отстаивать своё мнение
- Способствовать формированию позитивной установки к творчеству
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему
- Совершенствовать речь как средство общения
- Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы
- Воспитывать интерес к художественному слову
- Продолжать работу по обогащению словаря: роспись, символ, элемент, орнамент, урожай, пашня, борозда, сноп, хлеб-соль, рушник, Русь
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
- Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, любовь и уважение к ней
- Способствовать формированию представления детей о красоте и символичности мезенской росписи
- Продолжать знакомить детей с линейным геометрическим орнаментом
- Закреплять знания детей о элементах мезенской росписи
- Способствовать развитию декоративного творчества детей: умение создавать орнамент на бумажном полотенце по мотивам мезенской росписи, используя характерные для неё элементы узора и цветовую гамму
- Способствовать развитию художественного восприятия живописных картин
- Способствовать развитию художественного вкуса, чувства ритма и творческой самостоятельности
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
- Воспитывать умение сохранять правильную осанку при самостоятельной изобразительной деятельности
- Способствовать развитию мелкой моторики рук
Предварительная работа:
Материал:
- листы бумаги с намеченной карандашом полосой для орнамента и зигзагообразным краем
- гуашевые краски красного и черного цвета
- кисти синтетика №2
- стакан с водой
- салфетка
- карточки с элементами-символами мезенской росписи в «волшебной» коробочке
- репродукции картин П.Кошевой «Трактор в поле», И.Шишкин «Рожь», А.Раст «В поле», Т.Яблонская «Хлеб», Н.Карачарсков «На хлебозаводе», С.Смирнов «Утро в пекарне», И.Машков «Снедь московская»
- аудиозапись с русской народной мелодией
- взрослый русский народный костюм для девицы
- поднос
- круглый белый хлеб
- картотека стихов
С детьми проведены:
- беседа о народных мастерах мезенской росписи «Северная графика Мезени»
- рассматривание иллюстраций с основными элементами мезенской росписи, образцами вышивки и росписи на полотенцах, с русским народным костюмом
- выполнение простых зарисовок элементов росписи
- беседа о хлебе
- разучивание народных пословиц, поговорок, стихов о хлебе
- чтение художественной литературы для детей о хлебе (А.Березин «Дети и хлеб», М. Глинской "Хлеб", М. Пришвин "Лисичкин хлеб", «Легкий хлеб» (белорусская сказка))
- рисование хлебобулочных изделий с использованием нетрадиционных техник изображения
- сюжетно-ролевая игра «Магазин хлеба»
В НОД использованы наглядный, словесный, игровой, практический методы, приемы
Ход совместной деятельности:
Дети сидят полукругом на ковре.
Педагог: Ребята, вы конечно знаете, что у природы всё идёт своим чередом. Времена года сменяют друг друга и для каждого характерны свои приметы, традиции и народные праздники.
Какое сейчас время года? (ответы детей)
Улыбнитесь друг другу, покажите, как вы рады весне и солнышку.
Кап-кап! Кап-кап!
Со всех сторон – мелодия слышна.
Звучит капели перезвон:
Кап-кап! Весна пришла!
Игра «Весенние приметы» (ответы детей: да, нет)
- Весной встречают Новый год?
- Весной загорают, купаются?
- Весной бывает капель?
- Весной пора сбора урожая?
- Весной катаются на лыжах?
- Весной журчат ручьи?
- Весной собирают грибы?
- Весной желтеет листва на деревьях?
- Весной засевают поля?
Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора –
Весенний сев идёт.
А.Гангов
На прошлом занятии мы познакомились с мезенской росписью. Кто может рассказать о ней? (рассказы детей)
Да, мезенская – это орнаментальная роспись. Она имеет свой неповторимый внешний вид и характер. Получила своё название по имени реки Мезень, которая протекает на Русском Севере и выполняется чёрным контуром и дополнительными элементами по красному замалёвку. Характерной особенностью мезенской росписи являются три яруса, которые символизируют три мира: подземный, наземный и небесный. Каждый элемент мезенского орнамента глубоко символичен.
А вы помните, как в мезенской росписи выглядят элементы: «распаханное поле», «семена», «засеянное поле», «ростки»? Попробуйте отыскать карточки с этими элементами в нашей волшебной коробочке.
Дети выбирают карточки и крепят к фланелеграфу.
Молодцы! А какое время года наступит после весны? (Ответы детей)
Столько света! Столько солнца!
Столько зелени кругом!
Вот наступит снова лето,
И тепло придёт в ваш дом.
Конечно, урожай зависит от погоды. Что нужно колосьям для созревания? (Ответы детей)
Солнце согреет зёрна, дождь польёт, люди удобрят поля и семена, дав корешки, превратятся в ростки, а затем в колосья.
Давайте выберем карточки с элементами «солнце», «небо с каплями дождя», «корни», «трава» из коробочки и прикрепим их на фланелеграф. Молодцы!
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Наступит осень! Природа начнёт грустить. Птицы потянутся в тёплые края. На полях начнётся пора сбора урожая. В нашей коробочке есть и такие элементы: «летящая птица», «урожай», «небо с облаками», «дождь».
Дети выбирают карточки и крепят к фланелеграфу.
А сейчас давайте вспомним и назовём профессии людей и виды их работ, которые они выполняют в разные времена года, прежде чем у нас на столе появится хлеб.
Дети высказывают свои предположения, рассматривая репродукции картин П.Кошевой «Трактор в поле», И.Шишкин «Рожь», А.Раст «В поле», Т.Яблонская «Хлеб», Н.Карачарсков «На хлебозаводе», С.Смирнов «Утро в пекарне», И.Машков «Снедь московская»
Да, трактористы засеяли поле, агрономы наблюдали за ростом посевов, комбайнеры собирали зерно в машины, шоферы возили зерно на элеватор для сушки и хранения, а потом на мельницу. Затем из муки на хлебозаводе пекари пекут хлеб, а оттуда он попадает в магазины и на наш стол.
Дети встают в круг.
Физкультминутка «Две уточки» | |
Две уточки, две уточки Пошли жито жать, | Дети идут по кругу, взявшись за руки, проговаривая слова |
Два селезня, два селезня Пошли помогать. | Дети останавливаются, расцепляют руки, шагают на месте |
Две курочки, две курочки Жито молотили. | Дети поочередно поворачиваются вправо и влево, сцепив руки в кулак и вытянув их вперёд |
Два петушка, два петушка На мельницу носили. | Дети садятся на корточки, встают, поднимая прямые руки вверх |
Козёл мелет, козёл мелет, Коза подсыпает, | Дети кружатся вокруг себя, руки на поясе |
А малые козлятки В мешочки собирают. | Дети выполняют наклоны вперёд |
Баран месит, баран месит, Овца воду носит, | Дети выполняют круговые движения руками, имитируя замес теста |
А малые ягнятки пирогов просят. | Дети наклоняются с вытянутыми вперёд руками, имитируя поклон |
Дети садятся на свои места.
Хлеб на Руси уважали и почитали! «Будет хлеб – будет и праздник!»
На Руси после уборки хлеба устраивали весёлый праздник. Именинником на нём был последний сжатый сноп! Его наряжали в сарафан и платочек, несли ему самое дорогое угощение – хлеб-соль и низко кланялись. Подавали его на красивом, расшитом полотенце.
И нас хочет угостить хлебом-солью русская красавица!
Под русскую народную мелодию входит девица в традиционном русском сарафане с хлебом-солью на подносе.
Русская красавица: Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величие мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.
Символ дружбы, мира и согласия,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожелание счастья
Преподносят дорогим гостям.
Н.Павловская (отрывок)
Спасибо, красавица, за хлеб-соль!!!
Ребята! А чего не хватает на подносе у русской красавицы? Посмотрите внимательно. (ответы детей). Разве можно подавать хлеб-соль на обычном подносе? (ответы детей).
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Давайте распишем для душистого хлеба полотенца-рушники. А ты, красавица, присаживайся, да посмотри, как ребята их украсят.
Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные полотенца и необходимые изобразительные материалы, предлагает их расписать, располагая орнамент на полосе, используя знакомые повторяющиеся элементы мезенской росписи.
Эти символы неба, плодородия и урожая являются элементами Мезенской росписи.
Помните, что традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. И наши полотенца мы украсим мезенским орнаментом.
Самостоятельная художественная деятельность детей.
При необходимости педагог осуществляет индивидуальную помощь для решения изобразительной задачи.
Русская красавица: Молодцы, ребята! Как красиво вы украсили полотенца!
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Радо полотенце хлебушку: он на нём как солнышко.
(по Г.Виеру)
Русская красавица прощается, уходит.
Планируемый результат:
- дети уважительно относятся к русской народной культуре, бережно к хлебу, как итогу большой работы многих людей
- дети освоили характерные элементы, колорит, композицию мезенской росписи и активно применяют в самостоятельной изобразительной деятельности
- у детей сформировано устойчивое желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью
Дальнейшая работа:
- чаепитие
- выставка детских рисунков
- «Праздник Хлеба»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема "Математическое путешествие".
Программное содержание:...
Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» (с применением ЭОР)
Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» с использованием интерактивной доски...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...
План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Мой Родной край»
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Задачи:1. Уточнять и расширять представления о Родном крае, о...
Конспект физкультурного занятия с использованием метода круговой тренировки с детьми подготовительной к школе группе.
Обучение, закрепление, совершенствование и обеспечение достаточной физиологической нагрузки при использовании метода круговой тренировки развивает: гибкость, ловкость, выносливость, силу. Подобранные ...
Конспект открытого Комплексного занятия по развитию речи и конструированию с детьми подготовительной к школе группы группы "Весёлый зоопарк" воспитателя Кузьмичёвой Елены Фёдоровны
1 частьКонспект разработан для проведения открытого занятия по работе детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о животных с помощью мнемотаблиц. в течение года дети уч...
Конспект открытого занятия с элементами нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной к школе группы «Весна»
Цель: формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать мелкую...