Конспект учебного занятия "Полотенце украшаем - хлебом-солью всех встречаем" с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Васильева Елена Евгеньевна

Конспект учебного занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Полотенце украшаем - хлебом-солью всех встречаем" с использованием игры «Весенние приметы», физкультминутки «Две уточки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polotentse_ukrashaem.docx72.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 49 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:

«Полотенце украшаем – хлебом-солью всех встречаем»

с детьми подготовительной к школе группы

с использованием игры «Весенние приметы», физкультминутки «Две уточки» 

Подготовила и провела:

педагог дополнительного образования Васильева Елена Евгеньевна

Участники: дети  6-7 лет

Количество детей: 12 человек

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

  • Способствовать расширению осведомленности детей о деятельности человека в сфере сельского хозяйства
  • Способствовать обогащению представления детей о процессе выращивания хлеба и людях соответствующих профессий, их значимости для жизни общества
  • Прививать чувство благодарности к человеку за его труд

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  • Совершенствовать навыки взаимодействия в игровой деятельности
  • Способствовать формированию умения слушать собеседника, не перебивая
  • Способствовать формированию умения отстаивать своё мнение
  • Способствовать формированию позитивной установки к творчеству

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

  • Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему
  • Совершенствовать речь как средство общения
  • Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы
  • Воспитывать интерес к художественному слову
  • Продолжать работу по обогащению словаря:  роспись, символ, элемент, орнамент, урожай, пашня, борозда, сноп, хлеб-соль, рушник, Русь

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

  • Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, любовь и уважение к ней
  • Способствовать формированию представления детей о красоте и символичности мезенской росписи
  • Продолжать знакомить детей с линейным геометрическим орнаментом
  • Закреплять знания детей о элементах мезенской росписи
  • Способствовать  развитию декоративного творчества детей: умение создавать  орнамент на бумажном полотенце по мотивам мезенской росписи, используя характерные для неё элементы узора и цветовую гамму
  • Способствовать развитию  художественного восприятия живописных картин
  • Способствовать развитию  художественного вкуса, чувства ритма и творческой самостоятельности

Образовательная область «Физическое  развитие»

Задачи:

  • Воспитывать умение сохранять правильную осанку при самостоятельной изобразительной деятельности
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук

Предварительная работа:

Материал:

  • листы бумаги с намеченной карандашом полосой для орнамента и зигзагообразным  краем
  • гуашевые краски красного и черного цвета
  • кисти синтетика №2
  • стакан с водой        
  • салфетка
  • карточки с элементами-символами мезенской росписи в «волшебной» коробочке
  • репродукции картин П.Кошевой «Трактор в поле», И.Шишкин «Рожь», А.Раст «В поле», Т.Яблонская «Хлеб», Н.Карачарсков «На хлебозаводе», С.Смирнов «Утро в пекарне», И.Машков «Снедь московская»
  • аудиозапись с русской народной мелодией
  • взрослый русский народный костюм  для девицы
  • поднос
  • круглый белый хлеб
  • картотека стихов

С детьми проведены:

  • беседа о народных мастерах мезенской росписи «Северная графика Мезени»
  • рассматривание иллюстраций с основными элементами мезенской росписи, образцами вышивки и росписи на полотенцах, с русским народным костюмом
  • выполнение простых зарисовок элементов росписи
  • беседа о хлебе
  • разучивание народных пословиц, поговорок, стихов о хлебе
  • чтение художественной литературы для детей о хлебе (А.Березин «Дети и хлеб», М. Глинской "Хлеб", М. Пришвин "Лисичкин хлеб", «Легкий хлеб» (белорусская сказка))
  • рисование хлебобулочных изделий с использованием нетрадиционных техник изображения
  • сюжетно-ролевая игра «Магазин хлеба»

В НОД использованы наглядный, словесный, игровой, практический методы, приемы

Ход совместной деятельности:

Дети сидят полукругом на ковре.

Педагог:  Ребята, вы конечно знаете, что у природы всё идёт своим чередом. Времена года сменяют друг друга и для  каждого характерны свои приметы, традиции и народные праздники.

Какое сейчас время года? (ответы детей)

Улыбнитесь друг другу, покажите, как вы рады весне и солнышку.

Кап-кап! Кап-кап!

Со всех сторон – мелодия слышна.

Звучит капели перезвон:

Кап-кап! Весна пришла!

Игра «Весенние приметы» (ответы детей: да, нет)

- Весной встречают Новый год?

- Весной загорают, купаются?

- Весной бывает капель?

- Весной пора сбора урожая?

- Весной катаются на лыжах?

- Весной журчат ручьи?

- Весной собирают грибы?

- Весной желтеет листва на деревьях?

- Весной засевают поля?

Пришла горячая пора,

Пора больших забот.

Рокочут в поле трактора –

Весенний сев идёт.

                                         А.Гангов

На прошлом занятии  мы познакомились с мезенской росписью. Кто может рассказать о ней? (рассказы детей)

Да, мезенская – это орнаментальная роспись. Она имеет свой неповторимый внешний вид и характер. Получила своё название по имени реки Мезень, которая протекает на Русском Севере и выполняется чёрным контуром и дополнительными элементами по красному замалёвку. Характерной особенностью мезенской росписи являются три яруса, которые символизируют три мира: подземный, наземный и небесный. Каждый элемент мезенского орнамента глубоко символичен.

А вы помните, как в мезенской росписи выглядят элементы:  «распаханное поле», «семена», «засеянное поле», «ростки»? Попробуйте отыскать карточки с этими элементами в нашей волшебной коробочке.

Дети выбирают карточки и крепят к фланелеграфу. 

Молодцы! А какое время года наступит после весны? (Ответы детей)

Столько света! Столько солнца! 
Столько зелени кругом! 
Вот наступит снова лето,
И тепло придёт в ваш дом.

Конечно, урожай зависит от погоды. Что нужно колосьям для созревания? (Ответы детей)

Солнце согреет зёрна, дождь польёт, люди удобрят поля и семена, дав корешки, превратятся в ростки, а затем в колосья. 

Давайте выберем карточки с элементами  «солнце», «небо с каплями дождя», «корни», «трава» из коробочки и прикрепим их на фланелеграф. Молодцы! 

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. 
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. 

Наступит осень! Природа начнёт грустить. Птицы потянутся в тёплые края. На полях начнётся пора сбора  урожая.  В нашей коробочке есть и такие элементы: «летящая птица», «урожай», «небо с облаками», «дождь».

Дети выбирают карточки и крепят к фланелеграфу. 

А сейчас давайте вспомним и назовём профессии людей и виды их работ, которые они выполняют в разные времена года, прежде чем у нас на столе появится хлеб.

Дети высказывают свои предположения, рассматривая репродукции картин П.Кошевой «Трактор в поле», И.Шишкин «Рожь», А.Раст «В поле», Т.Яблонская «Хлеб», Н.Карачарсков «На хлебозаводе», С.Смирнов «Утро в пекарне», И.Машков «Снедь московская»

Да, трактористы засеяли поле, агрономы  наблюдали за ростом посевов, комбайнеры собирали зерно в машины, шоферы возили зерно на элеватор для сушки и хранения, а потом на мельницу.  Затем из муки на хлебозаводе пекари пекут хлеб, а оттуда он попадает в магазины и на наш стол. 

Дети встают в круг.

Физкультминутка «Две уточки»

Две уточки, две уточки

Пошли жито жать,

Дети идут по кругу, взявшись за руки, проговаривая слова

Два селезня, два селезня

Пошли помогать.

Дети останавливаются, расцепляют руки,

шагают на месте

Две курочки, две курочки

Жито молотили.

Дети поочередно поворачиваются вправо и влево, сцепив руки в кулак и вытянув их вперёд

Два петушка, два петушка

На мельницу носили.

Дети садятся на корточки, встают, поднимая прямые руки вверх

Козёл мелет, козёл мелет,

Коза подсыпает,

Дети кружатся вокруг себя, руки на поясе

А малые козлятки

В мешочки собирают.

Дети выполняют наклоны вперёд

Баран месит, баран месит,

Овца воду носит,

Дети выполняют круговые движения руками, имитируя  замес теста

А малые ягнятки пирогов просят.

Дети наклоняются с вытянутыми вперёд руками, имитируя поклон

Дети садятся на свои места.

Хлеб на Руси уважали и почитали! «Будет хлеб – будет и праздник!»

На Руси после уборки хлеба устраивали  весёлый праздник. Именинником на нём был последний сжатый сноп! Его наряжали в сарафан и платочек, несли ему самое дорогое угощение – хлеб-соль и низко кланялись.  Подавали его на красивом, расшитом полотенце.

И нас хочет угостить хлебом-солью русская красавица! 

Под русскую народную мелодию входит девица в традиционном русском сарафане с хлебом-солью на подносе.

Русская красавица:  Хлеб – бесценный дар земли родимой.
                                     Соль – величие мудрости земной.
                                     Дорогим гостям преподносимы
                                     В добрый час и сердцем и душой.

                            Символ дружбы, мира и согласия,
                           Хлеб да соль, столетия спустя,
                           Как залог и пожелание счастья
                           Преподносят дорогим гостям.

                                                                    Н.Павловская (отрывок)

Спасибо, красавица, за хлеб-соль!!!

Ребята! А чего не хватает на подносе у русской красавицы? Посмотрите внимательно. (ответы детей). Разве можно подавать хлеб-соль на обычном подносе? (ответы детей).

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Давайте распишем для душистого хлеба полотенца-рушники. А ты, красавица, присаживайся,  да посмотри, как ребята их украсят.

Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные полотенца и необходимые изобразительные материалы, предлагает их расписать, располагая орнамент на полосе, используя знакомые повторяющиеся элементы мезенской росписи.

Эти символы неба, плодородия и урожая являются элементами Мезенской росписи.
Помните, что традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. И наши полотенца мы украсим мезенским орнаментом.

Самостоятельная художественная деятельность детей.

 При необходимости педагог осуществляет индивидуальную помощь для решения изобразительной задачи.

Русская красавица:  Молодцы, ребята! Как красиво вы украсили полотенца!

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. 
Радо полотенце  хлебушку: он на нём как солнышко.
         

                                                                            (по  Г.Виеру)

Русская красавица прощается, уходит.

Планируемый результат:

  • дети уважительно относятся к русской народной культуре, бережно к  хлебу,  как итогу большой работы многих людей
  • дети освоили характерные элементы, колорит, композицию мезенской росписи и активно применяют в самостоятельной изобразительной деятельности
  • у детей сформировано устойчивое желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью

Дальнейшая работа:

  • чаепитие
  • выставка детских рисунков
  • «Праздник  Хлеба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» (с применением ЭОР)

Конспект совместной образовательной деятельности  по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» с использованием интерактивной доски...

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...

План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Мой Родной край»

Образовательные  области:   «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие».Задачи:1.  Уточнять и расширять представления о Родном крае, о...

Конспект физкультурного занятия с использованием метода круговой тренировки с детьми подготовительной к школе группе.

Обучение, закрепление, совершенствование и обеспечение достаточной физиологической нагрузки при использовании метода круговой тренировки развивает: гибкость, ловкость, выносливость, силу. Подобранные ...

Конспект открытого Комплексного занятия по развитию речи и конструированию с детьми подготовительной к школе группы группы "Весёлый зоопарк" воспитателя Кузьмичёвой Елены Фёдоровны

1 частьКонспект разработан для проведения открытого занятия по работе детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о животных с помощью мнемотаблиц. в течение года дети уч...

Конспект открытого занятия с элементами нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной к школе группы «Весна»

Цель: формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать мелкую...