Занятие художественно-эстетической направленности "Городецкие узоры"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Продолжать знакомить детей с народным творчеством,декоративно прикладным искуством в частности -городецкая роспись.Учить узнавать городецкую технику в росписи деревянных предметов.Выделять основные характерные признаки присущие только мастерам Городца.Воспитывать добрые чувства любовь к мастерам создающим прекрасные произведения. Воспитывать гордость за свою отчизну,за Россию.Обогащать словарь новыми словами учить составлять рассказ по картине .Учить рисовать элементы росписи смешивать краски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodetskie_uzory.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Художественно – творческой деятельности детей
5 - 6 лет
«ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ»
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле.
Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
Развивающие:
Учить составлять рассказ по сюжетной картине из городецких мотивов, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании по сюжетам городецкой росписи.
Обогатить словарь детей словами по теме: донце, прялка, кудель.
Материалы:
Выставка изделий городецких мастеров, на которой промысел должен быть представлен как можно шире: разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно и т.д.
Бумажные силуэты, гуашь, палитры, кисти (на каждого ребенка).
Ход художественно-творческой деятельности
Педагог: Ребята, сегодня утром я получила письмо. Так как оно адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся.
Хотите посмотреть, что в этом письме?
Посмотрите, что здесь изображено: красивые изделия, со сказочной росписью. А так же прилагается приглашение, в котором написано: «Приглашаем всех на выставку изделий из Городца. Выставка проходит в студии изобразительного искусства». Как вы думаете, стоит нам ответить на приглашение? Ну что ж, тогда собирайтесь на экскурсию.Рассказ об изделиях городецкого промысла
Экскурсовод: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла — городецкие изделия.
А вы знаете какие-нибудь народные промыслы, были уже на каких-нибудь выставках?
Сегодня мы знакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от имени города Городец — маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб — явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.
Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца — доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.
Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.
В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы.
Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представлены на нашей выставке.
Дорогие ребята, вы можете не только посмотреть на них, но и потрогать своими руками.
Рассказ о городецких изделиях Придумывание сказки «Чудо-конь»
Педагог: Понравилась вам выставка и экскурсия по ней? А мне больше всего из городецких изделий понравилось вот это панно, на котором нарисован чудо-конь. Мне кажется, что конь этот сказочный и неспроста он попал на деревянное блюдо. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь?
Если хотите, давайте придумаем свою сказку про городецкого коня. Пусть в этой сказке будут участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:
«Давным-давно на берегу реки Волги в Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры па деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы — голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали людям душу, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за помощью послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за помощью. Был у него вороной конь, быстрый как ветер...»
Затем детям предлагаются вопросы:
Как смог вороной конь проскакать через вражеские войска?
Как помогли мастеру его невеста и волшебная птица?
Пришла ли помощь жителям Городца?
Как отблагодарили коня и птицу жители Городца?
Большее количество вопросов нецелесообразно, так как приводит к излишней детализации, мешает разворачиванию детской фантазии.
Лучшие сказки обязательно записываются.
Затем дошкольникам предлагается пройти в творческую мастерскую и составить красивый узор по мотивам городецкой росписи. В заключении
дети организуют выставку на тему: «Городецкие узоры».
Художественно-творческая деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план занятий художественно-эстетического курса образовательной системы "Детский сад 2100" для детей младшего дошкольного возраста "Кукла Таня", О.Л.Куревина
Данные занятия могут использоваться как кружковая работа и как дополнительный материал по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Морозные узоры"
Конспект занятия для детей средней группы. Нетрадиционная техника рисования - фотокопия (рисование свечей)...
Конспект интегрированного занятия "Ах, как роспись хороша - в ней народная душа", в рамках взаимодействия музыкального руководителя с педагогами ДОУ в проведении занятий художественно-эстетического цикла.
Изучение жанров народного творчества прививает детям любовь к родной культуре, создает предпосылки формирования любви и уважения к труду людей, развивает мышление, волевые качества, внимание, глазомер...
Конспект НОД ОО "Художественно- эстетическое развитие" "Казачьи узоры"
Конспект НОД ОО "Художественно- эстетическое развитие" "Казачьи узоры" для детей подготовительной к школе группы рисование в нетрадиционной технике пенная монотипи...
Конспект по художественному- эстетическому развитию "Морозные узоры"
1. Цели занятия:- вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творч...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Морозные узоры»
формирование эстетического отношения к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования....
Игра по художественно-эстетическому развитию "Русские узоры"
Цель игры: закрепление знаний детей о народных росписях и промыслах; уточнение названий элементов, колорита росписи; развитие внимания, интереса к росписям....