Конспект интегрированного занятия "Ах, как роспись хороша - в ней народная душа", в рамках взаимодействия музыкального руководителя с педагогами ДОУ в проведении занятий художественно-эстетического цикла.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Изучение жанров народного творчества прививает детям любовь к родной культуре, создает предпосылки формирования любви и уважения к труду людей, развивает мышление, волевые качества, внимание, глазомер, умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей работе. При этом, народное декоративно-прикладное искусство неотделимо от народной музыки, что позволяет сделать процесс восприятия, познания и творчества более насыщенным, эмоциональным, глубоким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ah_kak_rospis_horosha.docx | 438.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 г.о. Самара
«Ах, как роспись хороша –
в ней народная душа»
(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами в проведении интегрированных занятий художественно-эстетического цикла)
2015г.
Цель: продолжать воспитывать в детях любовь, интерес к народным традициям, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за Россию и русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души, показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества;
Актуальность: Русское народное изобразительное искусство зародилось в художественных ремеслах, в простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт. Оно чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам, богато образами, красками и используемым материалом. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми.
Изучение жанров народного творчества прививает детям любовь к родной культуре, создает предпосылки формирования любви и уважения к труду людей, развивает мышление, волевые качества, внимание, глазомер, цветовидение, умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей работе. При этом, народное декоративно-прикладное искусство неотделимо от народной музыки, что позволяет сделать процесс восприятия, познания и творчества более насыщенным, эмоциональным, глубоким.
Психолого-педагогические задачи:
- Развивать коммуникативные навыки и доброжелательное отношение к окружающим;
- Подводить к осознанному пониманию значимости труда в жизни людей;
- Обогащать художественно-эстетические впечатления;
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие
- обобщить и закрепить имеющиеся знания о народных промыслах (дымковском, гжельском, филимоновском, хохломском), о видах росписи, систематизировать знания детей о ярмарке;
- развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, в разных видах художественно-эстетической деятельности;
- формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета.
задачи музыкального развития:
- развивать музыкальность, способность определять характер музыкального произведения и выделять средства музыкальной выразительности;
- развивать навыки чистого интонирования, плавного пения, выразительного исполнения знакомой песни;
- развивать двигательную сферу: двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движении разнообразие музыкального настроения;
- развивать эмоциональность, эстетическое отношение к окружающему миру;
речевое развитие
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие, упражнять в использовании речи-рассуждения при ответах на вопросы;
- развивать выразительную речь в процессе продуктивной деятельности;
физическое развитие:
- способствовать совершенствованию деятельности опорно-двигательной системы организма;
- развивать координацию движения, ориентацию в пространстве;
познавательное развитие
- воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать заключения, расширять кругозор;
социально-коммуникативное развитие
- воспитывать трудолюбие, ценностное отношение к собственному труду и труду других людей;
- формировать доброе отношение к себе и окружающим;
- развивать способность взаимодействовать в коллективе, умение договориться;
- развивать свободное общение взрослого и детей между собой;
Методы:
Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений, наблюдение, показ презентаций и слайд-шоу на медиапроекторе;
Словесный: беседы, чтение художественных произведений;
Словесно-слуховой: пение
Слуховой: слушание музыки
Игровой: музыкальные, подвижные народные, дидактические игры, игровой материал;
Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий, рисование, аппликация, лепка.
Материалы и оборудование:
ТСО – музыкальный центр, набор СD дисков;
ИКТ - видеопроектор, мультимедийная доска, ноутбук, мультимедийная
презентация с элементами дидактических игр.
Костюмы - народные костюмы для воспитателей и детей, костюмы
скоморохов.
Атрибуты: прилавки и сундуки с народными игрушками, деревянные ложки (расписанные и без росписи, разных форм), изделия народных промыслов (жостовские, хохломские, дымковские, гжельские, филимоновские игрушки, павловские платки, яркие ткани).
Продуктивная деятельность - рисунки расписные матрешки, и поделки, сделанные руками детей, шаблоны народных игрушек (изготовлены родителями) и детали росписи к ним (совместная деятельность воспитателей и детей).
Музыкальное оформление:
- CD «Плясовые наигрыши»;
- Музыкальная подборка русских мелодий;
ЭОР - http://gzhellux.ru/press-relizy
http://dekatop.com/archives/1965
http://bellezza-storia.livejournal.com/237016.html и мн. др.
Словарная работа: ярмарка, скоморох, коробейник, купец, сундук,
короб, ларь.
Предварительная работа:
- подбор методической, художественной литературы;
- оформление родительских уголков на данную тему;
- проведение консультаций для педагогов ДОУ «Музыка и декоративно-прикладное искусство»;
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- подвижные и малоподвижные, дидактические игры;
- выставка детского творчества;
- работа с родителями: консультации, беседы;
- обогащение предметно-развивающей среды, создание мини-музея;
- знакомство и разучивание музыкального фольклора (песни и танцы о художественных промыслах, видео подборки выступлений народных ансамблей и хореографических коллективов и др.)
- создание подборки альбомов и мультимедийных презентаций по теме;
- проведение цикла интегрированных занятий и развлечений в течение года.
Участники:
Дети подготовительной логопедической группы, взрослые (воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители)
Прогнозируемый результат:
- Пополнение библиотеки и видеотеки ДОУ;
- Повышение у детей интереса к народным традициям, уважение к труду других людей.
- Обогащение художественного восприятия дошкольников;
- Развитие у детей активности, способности к взаимодействию, возможность самореализации через доступную деятельность.
Музыкальный руководитель встречает детей в русском сарафане
Слайд № 1
Игра на развитие эмоций «Как живете?»
М.р.- Как живете?
Дети- Вот так! ( руки вперед, пальцы сжаты, большой палец поднят вверх).
М.р.- Как идете?
Дети – Вот так! ( шагают на месте).
М.р. – Как стоите?
Дети – Вот так! ( стоят на месте).
М.р. – Как шалите?
Дети – Вот так! ( показывают).
М.р.- Не пойму никак, а смеётесь как?
Дети – ( смеются).
М.р. – Ну что ж, я вижу вы все в хорошем настроении и готовы отправиться….а вот куда, узнаете, если отгадаете загадку:
Там есть разные товары,
Валенки и самовары,
Сарафаны и игрушки
Бусы, чайники, подушки.
Ленты, бублики, сапожки,
Леденцы, свистульки, ложки.
Скоморохи там и тут,
Всех на …..(ярмарку) зовут
М.р.: Смех с собою мы возьмем и на ярмарку пойдем,
Вы хотите ль, дети?
Дети: Да!
М.р.: Ну скорее в путь тогда!
А чтоб нам не потеряться,
Нужно за руки всем взяться,
Дивный русский хоровод нас на ярмарку ведет!
«Русский хоровод «Цепочка»», Слайд № 2
М.р.: А вот и ярмарки веселой голоса,
Скоморохи тут творят такие чудеса!
Танец скоморохов
1 скоморох: Люди добрые, народ честной!
Поздоровайтесь со мной!
2 скоморох: Я, скоморох Ивашка!
На мне нарядная рубашка!
3 скоморох: На ярмарку вас приглашаем!
Глаза открыть по-шире предлагаем!
4 скоморох: Подходите ближе, подходите,
Головой своею повертите!
1 скоморох: На каждом прилавке товар просто сказочный:
Нужный, красивый и очень загадочный!
1 Ребенок: Пойдем к тому прилавку дружно,
Может купим, что нам нужно?
(подходят к прилавку, за которым переодетый воспитатель)
2 Ребенок: Купец-продавец, каков твой товар?
Чашки, игрушки иль самовар?
Купец: Мои товары круглые, да еще железные,
очень-очень нужные, в хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные!
М.р.: Что же это за товар?
Круглый, железный, но не самовар?
Дети отгадывают слайд № 3
Рассказ и вопросы воспитателя-купца об особенностях Жостовского промысла – 3-4 предложения, сопровождается слайдами (слайды №4 - 17)
3 Ребенок: До чего же он хорош – этот Жостовский поднос
Все цветы горят на нем словно писаны огнем.
4 Ребенок: Мы ведь тоже можем смело взяться за любое дело.
Засучили рукава, дружно взялись за дела.
М.р.: В мастерской кипит работа – мы поможем, и охотно
Парни трудятся, куют, девки хвалят, продают!
Дети самостоятельно разбиваются на подгруппы:
1 подгруппа складывает целый поднос из кусочков (разрезные картинки)
2 подгруппа украшает готовую основу подноса объемной аппликацией(объемные цветы изготовлены детьми заранее на занятиях)
В это время несколько девочек исполняют
Хоровод с Жостовскими подносами, Слайд № 18
Купец: Молодцы! Работали быстро и аккуратно!
На таких подносах ладных угощать гостей приятно!
5 Ребенок: Мы возьмем поднос собой,
Где наш короб расписной? (складывают подносы в короб)
М.р.: Постарались ребята, да дел многовато.
Товару очень много ведь, успеть бы всё нам рассмотреть.
Дети разбегаются врассыпную по залу
Музыкально-танцевальное упражнене
«Ярмарка» Слайд № 19
После упражнения дети подходят к следующему прилавку.
За ним стоит другой воспитатель-купец.
М.р.: Эй, купец, купец-молодец, с чем пришел на базар?
Скорее показывай нам свой товар!
2 купец: Мой товар известный! Красивый и полезный!
Кормит всех с охотою, а сама безротая… (ложка)
Дети отгадывают. слайд № 20
Рассказ и вопросы воспитателя-купца о деревянных ложках и особенностях их росписи – 3-4 предложения, сопровождается слайдами (слайды №21 - 31)
6 Ребенок: Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит все вокруг.
7 Ребенок: Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
8 Ребенок: И расписана красиво, ну не ложка прямо – диво!
2 купец: А как еще можно использовать ложки? (на них можно играть) Сейчас уже никто не помнит, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент. Известно только, что очень давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным русским инструментом.
Ложки в руки вы возьмите, друг о дружку постучите.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, получился четкий звук. Слайд № 32
М.р.: Ну, а если встать нам вместе, то получится оркестр!
Песня «Ложки деревенские», муз. З. Роот
Оркестр ложкарей «Ах вы, сени»
Танец с ложками.
2 купец: Молодцы, играли отлично!
Динамично и ритмично!
Вот вам ложки без одежки. (вручает детям не расписанные ложки для росписи в группе на занятиях или в самостоятельной деятельности)
Коль работы не боитесь,
Попыхтите, потрудитесь.
И справите ловко для ложки обновку.
Ложки дети складывают в расписной короб
9 Ребенок: Купец-продавец, а что в сундуке?
Если игрушки, купим их все!
2 купец: Сундучок мой не простой,
В нем товар расписной, слайд № 33
Все игрушки знатные,
Складные и ладные.
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.
Вынимаем на показ и ведем про них рассказ:
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла? (корова) слайд № 34
2купец: Угадали, налетайте, и корову покупайте,
Берегитесь, здесь рога,
Что корова означала в очень древние века?
(ответы детей - Корова символизирует плодородие,
и могущество.)
2 купец:С переливами поет, утром будит весь народ. Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок) слайд № 35
выход Петушка, песня Петушка
Я петух по кличке Петя,
Раньше всех встаю на свете.
Песню звонкую свою,
Я для солнышка пою! Ку-ка-ре-ку!
Петушок: Поскорей скажите вслух, что символизировал раньше петух? (ответы детей - Для древних славян образ птицы символизировал весну).
2 купец: А вот индюк нарядный, Слайд 36
Весь такой он ладный,
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
10 ребенок: Гляньте, у большого индюка все расписаны бока.
11 ребенок: Кони глиняные мчатся слайд 37
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
12 ребенок: А на конях хороша сидит девица-душа слайд 38
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Танец дымковских барышень и кавалеров.
1 Ребенок: Да, все игрушки просто – диво!
В них всё изящно и красиво!
2 купец: Угодно купить? Могу уступить.
Лишь ответьте мне, откуда, появилось это чудо?
Дети: Из деревни Дымково. Слайд 39
2 купец: Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
И лепили там из …. (глины)
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
А теперь ответьте, дети, какой узор на Дымке встретим?
2 Ребенок: На Дымке узор, как на белой березке –
Кружочки, ромбы, волнистые полоски. Слайды 40 - 41
2 купец: Да, а что означает такой орнамент? (ответы детей - согретое солнцем и напоенное небесной влагой прорастет зерно - начнется новая жизнь.)
2 купец: Ну, а если у игрушки с длинной шеей все зверушки,
А в хвосте сидит дудулька, как зовут её?
Дети: Филимоновская свистулька! Слайд № - 42
М.р.: Чем интересны Филимоновские игрушки?
Может их кладут в кадушки?
3 Ребенок: Длинные шеи, полоски трехцветные,
Эти игрушки очень приметные.
Все они поют-свистят,
Потешают, веселят!
2 купец: Верно, ребята. В отличие от дымковской игрушки, все Филимоновские игрушки – свистульки.
Рассказ и вопросы воспитателя-купца об особенностях росписи Филимоновской свистульки – 3-4 предложения, сопровождается слайдами (слайды №43 - 46)
Интерактивная дидактическая игра: Найдите на слайде среди народных игрушек Филимоновскую свистульку.
М.р.: В последнее время свистульки используются в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.
Дети слушают в записи фрагмент выступления ансамбля Свистулек
2 купец: А теперь вам всем, ребята, поиграть немного надо!
Игра «Укрась игрушку»
На полу зала раскладываются шаблоны народных игрушек:
Дымковские - конь и петушок,
Филимоновские - конь и петушок.
По всему залу раскладываются элементы росписи этих игрушек (круги, полоски, ромбы определенного цвета и т.д.)
Возле каждого шаблона дети встают в круг.
Под музыку они как мастера лепят воображаемые игрушки,
Затем взявшись за руки водят хоровод вокруг шаблона, ожидая, когда высохнут вылепленные изделия.
Затем разбегаются по залу,
собирают элементы для украшения своего шаблона.
Кто первым украсит свою игрушку, начинает плясать.
Купец и музыкальный руководитель проверяют, верно ли выбраны элементы украшения.
2 купец: Осталась у меня одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко… Догадались ли?
Дети хором: – Матрешка! Слайд 47
Рассказ и вопросы воспитателя-купца об особенностях росписи различных Матрешек – 3-4 предложения, сопровождается слайдами (слайды №47 - 62)
Интерактивная дидактическая игра: Найдите на слайде среди множества матрешек - Семеновскую матрешку слайд 63
М.р.: Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?
(Под музыку выбегают Матрешки)
М.р.: Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Матрешки поют частушки под русскую народную мелодию
1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
мы втроем поем частушки
И танцуем мы втроем.
2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
3. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
я - Матрена, я - Матрешка, ну а я - Матрешечка.
4. Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
5. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2 Купец: Вы матрешек рисовали, вы старались от души,
Хороши матрешки ваши!
Дети хором: Мы и сами хороши!
Ребенок: Наши матрешки красивы и ярки,
Мы малышам их возьмем на подарки!
(после занятия дети зайдут к малышам в группу и подарят им матрешек, расписанных предварительно на занятиях)
М.р.: Вижу все вы мастера, ловко правили дела,
Торговались, покупали, дело к вечеру, устали?
Что ж домой идти пора… слайд 64
Дети хором: К малышам зайдем сперва.
Под музыку дети уходят из зала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада
В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....
Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."
Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....
Конспект интегрированного занятия (художественно – эстетическое развитие: аппликация) во второй младшей группе на тему: «Удивительный цветок»
Занятие поможет познакомиться с удивительным цветком и закрепить полученные умения и навыки в данной образовательной области (аппликация)...
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Проц...
Эссе "Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла"
Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях художественно-эстетического цикла»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМдля педагогов«Использование проблемных ситуаций на занятиях художественно-эстетического цикла»Цель: Формирование творческих способностей на занятиях по изо-деятельно...
Открытое занятие художественно-эстетической направленности для педагогов ДОО по теме «Народные традиции. Русская изба»
Цели:Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.Задачи:1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, пос...