Рабочая программа кружка: " Волшебный завиток"
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая группа) по теме
В современных условиях ФГОС ДОО нового поколения предъявляет высокие требования к уровню художественно - эстетического воспитания и развития творчества. Поэтому вопросы развитие детского творчества сохраняют свою актуальность, оставаясь одними из наиболее значимых проблем современного дошкольного образования. Говоря о развитии детского творчества через развитие навыков изобразительной деятельности, правомерно указать на его особую роль в процессе складывания индивидуального своеобразия личности ребенка уже на ранних этапах его социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tertova_programma_dekorativka_cherez_skazku.docx | 88.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №233 ОАО «РЖД»
Открытого Акционерного Общества
«Российские железные дороги»
Утверждаю
Заведующий ЧДОУ
детским садом №233
___________ Л.к. Чикаш
«__» _____________ 2018 г
Рабочая программа кружка
«Волшебный завиток»
Развитие декоративного творчества детей на основе интеграции нардного декоративного искусства и произведений художественной литературы
Составитель: Воспитатель: Тертова Е.М
г. Улан – Удэ
2018 г.
Структура программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………3 1.2. Цели и задачи реализации программы………………..........................5 1.3. Основные принципы……………………………………………………6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления образовательной работы…………………….7
2.2. Методы и приемы……………………………………………………….8
2.3. Методы и приемы работы со сказкой………………………………….9
2.4. Формы организации кружка…………………………………………….11
2.5. Перспективное планирование кружка «Волшебный завиток»………14
2.6. Педагогический мониторинг качества………………………………….38
2.7. Список литературы………………………………………………………41
1. Целевой раздел программы.
1.1. Пояснительная записка
Детство – это самый сказочный волшебный мир. Если перечислить все виды деятельности детей дошкольного возраста, то не найдется ни одной, в которой мы не смогли бы использовать фольклорные произведения. Уже в два года дети с большим вниманием слушают и с удовольствием повторяют понравившиеся фразы песенок, потешек, сказок и быстро их запоминают, только малышей необходимо заинтересовать. В дошкольном возрасте у детей начинает бурно развиваться воображение, которое обнаруживает себя в игре и при восприятии сказок.
" Сказка, - писал Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать, добро, то есть учит сопереживать".
Чем больше ребенок знаком со сказками, тем богаче его воображение, тем ярче его творческие способности. Творческие способности могут развиваться через рисование, лепку, аппликацию сказочных героев. Используя знакомые элементы росписи дымковских, филимоновских игрушек. Дети могут расписывать одежду, посуду, жилье сказочных героев. Фантазия ребенка безгранична.
Актуальность.
В современных условиях ФГОС ДОО нового поколения предъявляет высокие требования к уровню художественно - эстетического воспитания и развития творчества. Поэтому вопросы развитие детского творчества сохраняют свою актуальность, оставаясь одними из наиболее значимых проблем современного дошкольного образования. Говоря о развитии детского творчества через развитие навыков изобразительной деятельности, правомерно указать на его особую роль в процессе складывания индивидуального своеобразия личности ребенка уже на ранних этапах его социальной жизни.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
В наше время у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках подлинные изделия, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и неизбежно отражается в дальнейшем на развитии эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства, в частности.
Декоративно - прикладное искусство призвано знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста
Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: Усова А. П., Саккулина Н. П., Комарова Т. С., Шпикалова Т. Я., Езикеева В. Я., Халезова Н. Б., Богатеева З. А., Доронова Т. Н., Грибовская А. А. и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.
В этом процессе дошкольному педагогу принадлежит высокая миссия - стать источником духовного познания в мире детства. Педагог становится для ребенка нравственным образцом, приобщая его к духовным ценностям, содействуя открытию многообразия народного декоративно-прикладного искусства. Поэтому каждое занятие, направленное на развитие навыков изобразительной деятельности, непосредственное взаимодействие ребенка с выдающимися образцами прикладного искусства своего народа.
У ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных тонких движений руки. Которые необходимы для рисования и которые, можно назвать рисовательными движениями
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Чем лучше ребенок научится пользоваться кистью, управлять ей, тем легче ему будет при обучении письму
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности . Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически зрительно ребенок видит, как двигается рука, и ощущает это движение. В свое время Е.А. Флерина указывала на декоративное рисование, как на один из путей обработки техники. После ряда декоративных работ движения руки у детей остановились смелее
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства на занятиях и обучение декоративному рисованию поможет познакомить с народными традициями, заложить основы эстетического и нравственного воспитания.
Эффективным способом решения проблемы по формированию творческих способностей, является объединение детского фольклора и декоративного рисования, в работе с детьми совместно с педагогом.
1.2 Цель и задачи реализации программы
Цель :
Обеспечить развитие творческих способностей детей на основе синтеза формирования декоративного рисования и ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Задачи:
Обучающие:
1.закреплять и расширять знания детей основ народного декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
2. познакомить детей с народными сказками для использования их в творческой, самостоятельной изобразительной деятельности, декоративной росписи; 3. знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения;
4.обеспечить преемственность в работе детского сада и семьи по художественно – эстетическому развитию детей.
Развивающие:
1.развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
2.пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства; 3.развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; развивать художественный вкус детей развивать чувство цвета – умение красиво сочетать контрастные цвета;
4.совершенствовать технические умения и навыки работы с кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки )
5.развивать умение в ритмичном расположении форм узора на полосе, квадрате, круге, контуре предмета. Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к народным промыслам и произведениям художественной литературы (сказкам) творческое использование полученных знаний.
2.воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
3.формировать устойчивый интерес к художественной росписи;
прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;
1.3. Принципы разработки программы
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: - принцип воспитывающего обучения;
- развивающего обучения;
- научности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- доступности;
- принцип осознания процесса обучения.
2. Содержательный раздел программы
2.1 Основные направления.
1.Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
2. Знакомство с художественными произведениями - сказками и художниками иллюстраторами сказок.
3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий на основе синтеза фольклора и декоративно – прикладного искусства с творческим применением полученных знаний.
Материал подбиратся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия по декоративной росписи. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с народным промыслом и вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению в интеграции с художественной литературой.
Для развития творческих способностей рекомендуется использовать следующие условия:
- проводить занятия кружка в игровой форме и в процессе сказки;
- использовать разнообразные виды декоративно – прикладного искусства по материалу и способу обработки;
- предоставление детям выбора средств для самостоятельной изобразительной деятельности из уголока «Художественно – эстетического развития», оснащенный необходимым материалом и оборудованием, а так же художественная литература из уголка «Чтение художественной литературы». Для ознакомления и рассматривания художественных произведений;
- создание эмоционально – психологического комфорта;
2.2. Методы и приемы:
1.Наглядный:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
2.Экспериментирование с художественными материалами.
3. Словесный:
- беседа,
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы),
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения,
- анализ выполненных работ;
4.Личностно- ориентированный подход к детям;
5. Мотивационный метод
- убеждение,
- поощрение;
- создание ситуации успеха;
6. Игровой:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковые игры, динамические;
2.3. Методы и приемы ознакомления со сказкой
1. Чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста
2. Рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
3. Дидактические игры на материале знакомых сказок для закрепления знаний (Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие).
Приемы формирования восприятия сказки
1. Выразительное чтение, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2. Повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать рисованием. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
3. Выборочное чтение, способствует лучшему усвоению текста, – (отрывков, песенок, концовок).Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?
4. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль - сказочного персонажа.
5. Словесные приемы. Зачастую, детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации.
6. Рассматривание иллюстраций в книге. Является широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
7. Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
2.4. Формы организации кружка:
- индивидуальные
- групповые
- педагога с родителем
- совместное сотворчество родителей и детей
Типы занятий:
- На тему, предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного);
- На тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
Просмотр презентаций;
Дидактические игры;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Чтение сказок, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
Использование физминуток.
Формы работы с родителями:
- Совместная деятельность детей и родителей в кружке.
Организация деятельности кружка.
Занятия организуются на основе ознакомления со сказкой -1 раз в месяц по 15-20 минут в средней группе, 20 – 25 минут в старшей группе. -1 раз в месяц ознакомлению с новым видом декоративной росписи по 15-20 минут в средней группе, 20 – 25 минут в старшей группе. - 1 раз в неделю кружковая работа по 15-20 минут в средней группе, 20 – 25 минут в старшей группе.
Структура занятия:
1. Вводная.
2. Основная часть.
3. Практическая.
4. Заключительная.
Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:
- внешние стимулы (красочное оборудование и материалов, выполнение заданий для героев сказки ) – мотив помощи родителей; - познавательный мотив (почему так?); - ситуация выбора; - наличие оборудования и инструментов для изобразительной деятельности;
Ожидаемый результат:
Средняя группа:
- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
- Знают название художественных произведения (сказки авторские и русские народные)
Старшая группа:
- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка; - Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов;
- Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
- Знают название художественных произведения (сказки авторские и русские народные)
2.5. Перспективное планирование кружка «Волшебный завиток»
Средняя группа 4 – 5 лет
2016 – 2017 годы
Месяц. Сентябрь.
Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю) | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Распиши ложку для Жихарки». Цель: Познакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства городецкой росписи. Учить составлять узор на силуэте в виде ложки, украшая его растительным узором (ягодки, веточки, листочки). Развивать самостоятельность, аккуратность. Воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов. | Тема: «Знакомство с работой кружка». Цель: Познакомить детей с особенностями работы кружка по рисовани «Волшебный завиток». Знакомить с разнообразными художественными материалами. Дети учатся работать кистью и красками. | Консультация «Знакомство с декоративной росписью детей4 – 5 лет». Тема совместной деятельности «Роспись посуды для Жихарки» Оборудование: Иллюстрации к сказке «Жихарка». Белые листы бумаги, акварель, гуашь, палитра, кисти, салфетки. Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские филимоновские игрушки; Городецкие, гжельские, хохломские изделия. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Выложи узор из геометрических форм», «Третий лишний», «Цветные капельки». Аудиокассеты с записью народных мелодий. |
II неделя | Тема: «Народное искусство» Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | ||
III неделя | Чтение сказки: «Жихарка», обр. И. Карнауховой. Цель: Учить детей слушать сказку, отвечать вопросы. Упражнять в умении, драматизировать знакомые сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | ||
IV неделя | Тема: «Деревянная посуда». Цель: познакомить детей с деревянной посудой. Рассмотреть, как расписывали деревянную посуду, рассмотреть простые элементы узоров городецкой росписи. |
Месяц. Октябрь. Неделя
| Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю) | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Городецкая роспись Тема: «Распиши кузовок для грибов». Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять их представления о городецкой росписи, рассказать о истории городецкой росписи. Формировать эстетическое отношение к народно – прикладному искусству. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. | Просмотр мультфильма «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; Цель: Формировать у детей эмоциональный отклик к литературному произведению. Задачи: Формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку. развивать речь как средство общения Вызвать положительный отклик на героев прочитанной сказки | Тема совместной деятельности «Подарим тетке Варваре красивые предметы». Оборудование: Выставка предметов с городецкой росписью. Таблицы с изображением элементов росписи. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой. |
II неделя | Тема: «Составь узор на полоске». Цель: Познакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства. Учить составлять узор в полоске, украшая его кругами одного цвета, рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом. Воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов. | ||
III неделя | Тема: «Составь узор в круге». Цель: Учить составлять узор в круге, выделяя новые элементы узора – кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Прививать интерес к русской культуре | ||
IV неделя | Тема: «Городецкая роспись» Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоска), используя элементы росписи дымковских игрушек. Развивать творчество. Воспитывать интерес к глиняной игрушке. |
Месяц. Ноябрь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю) | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Украсить зимовье для животных» Цель: Учить рисовать сказочный теремок, учить передавать форму дома (квадрат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки. Развивать воображение, самостоятельность. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. | Тема: Драматизация сказки «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова Цель:Учить владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами; развивать память, умение выступать перед публикой. Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; | Консультации для родителей «Народные игры в семье» Показать родителям драматизацию сказки «Зимовье». |
II неделя | Тема: «Коврик для зимовья: Цель: Учить составлять узор в круге, выделяя новые элементы узора – кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом. | ||
III неделя | Тема: «Животные в дымковских игрушках» Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоска), используя элементы росписи дымковских игрушек. | ||
IV неделя | Тема: Работа в тетради «В гостях у матрешки» Цель: Учить рисовать сказочный теремок, учить передавать форму дома (квадрат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки. |
Месяц. Декабрь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: Филимоновская игрушка «Раскрась лошадку» Цель: Закреплять умения детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Развивать самостоятельность, творческую активность. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Оборудование: Образцы игрушек, силуэты игрушек, кисточки, гуашь, салфетки, вода. | Тема: Знакомство с творчеством филимоновских мастеров. Цель: Расширять представления о народной игрушке. Закреплять знания детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, ёлочек, цветов | Цель: Рассматривание филимоновских игрушек на выставке. Обратить внимание на их особенности: длинное, вытянутое туловище, маленькая голова, короткие ноги. Выбор наиболее понравившегося силуэта и его украшение по своему усмотрению. Оборудование: силуэты игрушек, кисточки, гуашь, салфетки, вода. |
II неделя | Чтение сказки и инсценировка отрывок из сказки «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. | ||
III неделя | Тема: «Филимоновские свистульки» Цель: Познакомить с новым видом народно – прикладного искусства – филимоновской игрушкой, рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти. | ||
IV неделя | Тема: «Хитрая плутовка, рыжая головка…» Цель: Учить рисовать филимоновскую красавицу, при этом передавая её характерные особенности. Развивать творчество и инициативу при украшении нарисованной формы игрушки. |
Месяц. Январь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: Филимоновская игрушка «Козлик». Задачи: Знакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушкой последовательностью ее изготовления, росписью. Учить детей рисовать элементы узора филимоновской росписи. Воспитывать желание знакомиться с русской культурной традицией. Материал: образцы росписи филимоновской игрушки, презентация о происхождении игрушки, силуэты козлика на каждого ребенка, кисти, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки. | Пересказ сказки «Лиса и козел», обр. О. Капицы. Цель: Учить понимать замысел сказки и давать оценку персонажам, их взаимоотношениям; Закреплять представления о структуре текста ( начало, середина, конец), умение озаглавливать их; Учить пересказывать сказку с опорой на схему, точно воспроизводя реплики главных героев. | Тема «Филимоновские свистульки» Задачи: |
II неделя | Тема: «Украсим дорожку». Цель: Закрепить знания о народном – прикладном искусстве – филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти. | ||
III неделя | Тема: «Филимоновские цветы». Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, элементами ее росписи, цветовой гаммой узоров и способами их выполнения. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – «цветок». | ||
IV неделя | «Рисование по замыслу» Цель:Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы. Формировать чувство ритма в сочетании цветов. Воспитывать интерес к глиняным игрушкам. |
Месяц. Февраль. Неделя
| Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Использование элементов дымковской и филимоновской росписи «Птичий двор» Цель: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи: точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов. И филимоновской росписи. Учить рисовать широкие линии боковой стороной кисти; точки - концом кисти. Учить подбирать цвет для элементов. Продолжать учить детей убирать лишнюю краску о край баночки; перед тем, как рисовать краской другого цвета, хорошо промывать кисточку и осушивать её о салфетку. Добиваться лёгкости движения и поворота кисти рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности. Материал: Дымковская филимоновские игрушка – птичка (гусь, утка, курочка); силуэты птичек, вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов | Тема: Чтение сказки «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; Цель: учить понимать жанровые особенности сказки,• учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; | Тема «Птичий двор». Цель: Познакомить родителей с новыми игрушками. Закрепить умение украшать их. Материал: Дымковская филимоновские игрушка – птичка (гусь, утка, курочка); силуэты птичек, вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов |
II неделя | Тема: «Филимоновские птицы» Цель:. Продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Продолжать учить рисовать узоры в сочетании с разнообразными мелкими элементами: точками, палочками, штрихи, овалами. | ||
III неделя | Тема :«Дымковские птицы» Цель: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи: точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов. | ||
IV неделя | Тема: «Сюжетное рисование по сказке с использованием элементов узора в украшении героев сказки» Цель: |
Месяц. Март. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Платочек для девочки». Использовать элементы дымковской росписи. Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской росписи, их цвет и форму: круг, кольцо, полоски, точка. Закреплять умение рисовать кольца, наносить точки концом кисти, а также используя нетрадиционные средства (тычки). Закреплять навыки правильного пользования кистью. Закреплять знания цвета. Способствовать развитию речедвигательной координации. Развивать мышление, способность к обобщению. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к дымковской росписи, вызвать эмоциональный отклик на красоту произведений народного декоративно-прикладного искусства. | Тема: Чтение сказки «Привередница», обр. В. Даля; Цель: Формировать умение слушать сказку, понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру начала сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения. | Путешествие по сказке «Привередница», обр. В. Даля. Цель: Сформировать интерес и потребность в чтении русских народных сказок, восприятии книг. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоска), используя элементы росписи дымковских игрушек. Развивать творчество. Воспитывать интерес к глиняной игрушке. |
II неделя | Тема: «Узор в полосе». Цель: закрепить умение составлять узор в полоске, украшая его кругами одного цвета, рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом. Воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов. | ||
III неделя | «Узор на круге». Цель: закрепить умение составлять узор в круге, выделяя новые элементы узора – кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Прививать интерес к русской культуре. | ||
IV неделя | «Дымковские игрушки в гостях у ребят.» Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоска), используя элементы росписи дымковских игрушек. Развивать творчество. |
Месяц. Апрель. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Филимоновский козлик» Цель: осуществление преемственной работы с семьей в развитии интереса к художественному творчеству средствами рисования Задачи: | Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа. Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке. | Тема: «Мастерская». Цель: Содействовать творческому взаимодействию детей и родителей в художественной деятельности. изготовление изделий филимоновских игрушек из разных материалов. Материал: образцы росписи филимоновской игрушки, презентация о происхождении игрушки, силуэты козлика на каждого ребенка, кисти, гуашевые краски, соленое тесто, глина. баночки с водой, салфетки. |
II неделя | Тема: «Филимоновские игрушки сравнить с дымковскими». Цель: познакомить с историей возникновения филимоновской игрушки. расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушки, колорите, основных элементах узора. | ||
IIнеделя | Тема: «Узор на полоске». Цель: Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти. Формировать понятие об особенностях узора: чередовании. Развивать интерес к народному творчеству. | ||
IV неделя | Тема: «Лепка козлика из соленого теста» Цель: Умение детей узнавать и правильно называть элементы филимоновской росписи. Умение детей лепить из соленого теста фигурку филимоновского петушка и украшать узорами. |
Месяц. Май.
Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Использование элементов филимоновской и дымковской росписи «Распиши силуэт петушка и курочки» Цель: Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров. Учить сравнивать игрушки. Закрепить умения рисовать полоски сверху – вниз и с лево – направо, закрепить знание цветов росписи филимоновской игрушки; круги, точки дымковской росписи. Развивать воображение, чувство формы. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству. | Пальчиковый театр «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы. Цель: Формировать у детей чувство любви к русскому фольклору, через чтение, рассказывание русских народных сказок. Развивать речь детей посредствам театрализованных игр. Привлечь детей к участию в сказке. | Совместная деятельность детей и родителей. «Ярмарка» Цель Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке. |
II неделя | Тема: «Составь узор на полоске». Цель: Познакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства. Учить составлять узор в полоске, украшая его кругами одного цвета, рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом. Развивать самостоятельность, аккуратность. Воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов. | ||
II неделя | Тема: «Филимоновские и дымковские игрушки» Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоска), используя элементы росписи дымковских игрушек. Развивать творчество. Воспитывать интерес к глиняной игрушке. |
Месяц. Сентябрь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю) | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Помоги, лягушке украсить скатерть декоративным узором». Цель: Учить составлять узор в круге, квадрате. Развивает цветовое восприятие, самостоятельность. Прививать интерес к русской культуре. | Чтение сказки: «Царевна лягушка». Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам. Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. | Путешествие по сказке Царевна-лягушка». Художник Иван Билибин. Цель: Рассмотреть иллюстрации художника Ивана Билибина, его характерные приемы в иллюстрировании сказки (Фоном картины стали многочисленные оттенки зелёного цвета, которые придают особую душевность действию). Предложить родителям и детям иллюстрировать сказку. Оборудование: акварельные краски, бумага, кисточки, салфетки, вода. |
II неделя | «Дымковский конь» Цель: упражнять детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шея и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом). | ||
IIIнеделя | «Дымковские животные» Цель: Упражнять детей украшать дымковским узором животных, ввести в узор новый элемент — кольцо; закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных (расположение узора вертикальными рядами воспитывать уважение к труду народных мастеров. | ||
IV неделя | «Дымковские барышни и кавалеры». Цель: Упражнять детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку — узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки, учить передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке. Развивать чувство цвета, умение видеть колорит росписи. Воспитывать интерес к глиняной игрушке. |
Уровни освоения интеллектуально-эстетического развития детей
средняя группа
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству
у детей в средней группе (4-5 лет).
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
1. | Назвать виды народного искусства. Знать и различать народные художественные промыслы, их признаки. Дидактическая игра «Художественные часы». Задание: 1. «Заведи» часы и назови промысел, на котором остановиться стрелка. 2. Обоснуй свой выбор. 3. Нравится ли тебе это изделие? Почему? | Игровое поле, на котором иллюстрации с изображением народных промыслов: Дымковская барышня, филимоновский медведь, коргопольский Полкан – богатырь, богородская игрушка, семеновская матрешка, городецкая тарелка, хохломская чаша, гжельский кувшин, стрелка, кубик. | С удовольствием вступает в игру. Называет и различает изделия разных народных промыслов, обоснует свой выбор | С удовольствием вступает в игру. Называет предметы народного декоративно-прикладного искусства, иногда путается в различии изделий разных народных мастеров. | Характеризуется слабым интересом к народному декоративно-прикладному искусству. Не знает многие виды народного декоративно-прикладного искусства. С трудом выделяет характерные особенности того или иного промысла. |
2. | Провести самостоятельный анализ произведения. Дидактическая игра «Сувенир из России». Задание: 1. Выбери и купи у продавца понравившуюся вещь, при условии, если правильно назовешь предмет и вид промысла. 2. Опиши купившую вещь. 3. Чем она тебе понравилась? 4. Какие мастера выполнили изделие? 5. Какой росписью расписано изделие? 6. Какое изделие тебе больше всего понравилось? Почему? | Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, павлово - посадские, дымковские, филимоновские, богородские, матрешка). | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Может провести самостоятельно анализ, выделяя характерные признаки (не менее 6). | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Может провести самостоятельно анализ, выделяя характерные признаки (не менее 5). | |
3. | Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства. Дидактическая игра «Ярмарка». Задание: 1. Выбери у мастеров на ярмарке два изделия, которые тебе понравились. 2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию. | Подбор подлинных изделий (дымковских, филимоновских, богородских, семеновских, павлово – посадских, гжельских, хохломских мастеров). | последовательное сравнение по сходству и различию. Определяет основные элементы, доминирующий фоновый цвет, композицию узора, характер цветового исполнения. При выполнении узора четко следует стилю росписи.
| Проводит сравнение по сходству и различию. Определяет доминирующий фоновый цвет, основные элементы, характер цветового исполнения. Может ошибаться в композиции узора и стиле «письма». | |
4. | Выражение своего отношения к произведениям народного искусства. Дидактическая игра «Вернисаж». Задание: 1. Перед вами предметы народно – прикладного искусства, вам необходимо оформить выставки, т.е. отобрать предметы, которые вам очень понравились. 2. Расскажите о своих предметах искусства. | Предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства (хохлома, городец, гжель, жостово, дымка, филимоновская, богородская, коргопольская, матрешки). | Передает свое отношение при восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Понимает содержание предметов народного искусства. Называет элементы росписи, цветовое решение. | Передает свое отношение к предметам декоративно – прикладного искусства, обосновывая свое решение, может дать им эстетическую оценку. | |
5. | Выполнение узора на силуэте из бумаги. Соответствие элементов росписи; уровень творческого решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; владение пониманием символов, знаками в росписи. Занятие на тему: «Народные поделки». Задание: 1. Представь, что ты народный умелец, мастер. 2. Выбери полюбившийся тобой промысел и распиши силуэт. | Силуэты: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, изделий городца, жостовских подносов, изделия . Гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник. | Создает узоры по мотивам народно- прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. Самостоятельно выбирает композицию узора, элементы росписи, придерживаясь характерных особенностей, узор создает на фоне. Отдает предпочтение полюбившемуся виду росписи. В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи. Имеет навык работы кистями разных размеров. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого, с использованием различных нетрадиционных техник. При выполнении узора вносит новые элементы. Владеет пониманием и использует знаки и символы-обереги в росписи. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Работа полностью завершена. | мотивам изделий народно – прикладного искусства. Отдает предпочтение простейшим элементам росписи. Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. Затрудняется в рисовании двойного мазка в гжельской и жостовской росписи. Использует символы в росписи. Использует в рисовании приемы: концом кисти, всем ворсом, примакиванием, прикладыванием, гладью, «тычком». Затрудняется в постепенном переходе от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом. Использует несколько нетрадиционных техник. Умеет контролировать свои действия со словесным объяснением. Работа редко бывает не завершена. |
Месяц Сентябрь.
Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Помоги, лягушке украсить скатерть декоративным узором». Цель: Учить составлять узор в круге, квадрате. Развивает цветовое восприятие, самостоятельность. Прививать интерес к русской культуре. | Чтение сказки: «Царевна лягушка». Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам. Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. | Путешествие по сказке Царевна-лягушка». Художник Иван Билибин. Цель: Рассмотреть иллюстрации художника Ивана Билибина, его характерные приемы в иллюстрировании сказки (Фоном картины стали многочисленные оттенки зелёного цвета, которые придают особую душевность действию). Предложить родителям и детям иллюстрировать сказку. Оборудование: акварельные краски, бумага, кисточки, салфетки, вода. |
II неделя | «Дымковский конь» Цель: упражнять детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шея и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом). | ||
III неделя | «Дымковские животные» Цель: Упражнять детей украшать дымковским узором животных, ввести в узор новый элемент — кольцо; закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных (расположение узора вертикальными рядами Воспитывать уважение к труду народных мастеров. | ||
IV неделя | Дымковские барышни и кавалеры. Цель: упражнять детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку — узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки, учить передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке. Развивать чувство цвета, умение видеть колорит росписи. Воспитывать интерес к глиняной игрушке. |
Перспективный план. Старшая группа 5 -6 лет 2017 – 2018 годы
Месяц. Октябрь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Наш кувшинчик расписной». Распиши кувшин гжельским узором. Цель: Познакомить детей с историей промысла. Учить рассматривать гжельскую посуду. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий. Воспитывать художественный вкус, уважение к рукотворному труду. | Пересказ сказка «Лиса и кувшин». в обработке О. Капицы. Цель: Совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу. | «Гжельская сказка». Цель: Создать настроение гжельской сказки через расписывание форм гжельской посуды сине –голубым цветом. Оборудование. Гуашь голубая, синяя, кисточки, вода , салфетки. |
II неделя | «Узор на полосе-кайме». Цель: Продолжать знакомить с изделиями мастеров Гжели. Упражнять детей получать оттенки разных тонов, составлять из них коллективную работу. Развивать чувство ритма, цвета, композиции. Воспитывать положительное отношение к коллективной работе | ||
III неделя | «Гжельская посуда» Цель: Учить детей любоваться гжельской посудой, отличать ее форму, цвет. Учить выделять кайму и другие элементы узора. Закреплять умение рисовать орнамент из линий, завитков, «капелек». Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Вызывать радость от создания тонкого изящного рисунка. | ||
IV неделя | «Нарядные тарелочки». Цель: Продолжать знакомить детей с промыслом. Учить рассматривать узор, выделять цветок, его элементы. Выделять украшения – пружинки, веточки, капельки и т.д. Учить рисовать цветок на круге, используя цвет и оттенок, дополнять мелкими деталями. Развивать эстетические чувства .Прививать любовь и уважение к народному творчеству |
Месяц. Ноябрь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: Палех. Укрась шкатулку. Угадай, чья это роспись? Цель: познакомить детей с историей палехской росписью. Познакомить с простыми элементами Палехского узора, закреплять умение рисовать завитки, мелкую изогнутую травку, закрепить знания о колорите Палехской росписи.
| Тема: Русская народная сказка «Финист - ясный сокол» Цель: Продолжать знакомить детей с волшебными сказками, как литературным жанром. Развивать чувство языка. Показать детям, как мастера палехской росписью, изображают сюжеты из сказок в декоративной росписи. Рассмотреть изделия из палеха. | Путешествие по сказке «Финист – Ясный сокол» Цель: привлечь детей и родителей к украшению готовых рисунков. Оборудование: гуашь, клей ПВА, кисточки, салфетки. |
II неделя | «Иллюстрации из сказки». Цель упражнять украшать иллюстрации из сказки используя простую технику прорисовывания гуашью и клеем ПВА, кисточкой. | ||
III неделя | «Иллюстрации из сказки». Цель упражнять украшать иллюстрации из сказки используя простую технику прорисовывания гуашью и клеем ПВА, кисточкой. | ||
IV неделя | «Иллюстрации из сказки». Цель упражнять украшать иллюстрации из сказки используя простую технику прорисовывания гуашью и клеем ПВА, кисточкой. |
Месяц Декабрь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Солнышко покажись!» Цель: Предлагаю создать образ солнышка по мотивам декоративно –прикладного искусства. Используй в узоре декоративные элементы: точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, волна, трилистник. | Тема: Чтение сказки «Двенадцать месяцев» обработка С. Маршак Цель: Поддерживать интерес к чтению детской литературы; уточнить и закрепить знания детей о временах и месяцах года, используя содержание сказки; Воспитывать интерес к художественной литературе. | «Путешествие по сказке» Цель: Изобразить 12 месяцев через декоративные элементы узоров.Развивать творчество , фантазию. Оборудование: Акварель, карандаши, салфетки, листы бумаги. Вода. |
II неделя | «Нарядные солнышки» Цель: Вызвать у детей желание создать образ нарядного сказочного солнышка; обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, капелька), развивать воображение. Закрепить умение в качественном закрашивании, умелом пользовании кистью (закрашивать фон легкими свободными движениями). | ||
III неделя | «Солнышко улыбнись» Цель: побудить придумать свои узоры (косичка, бантик, геометрический узор и т.д.). развивать воображение. | ||
IV неделя | «Декабрьские узоры» Цель: Вызвать у детей желание создать морозные узоры ; обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, капелька), |
Месяц Январь. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Украшение для Ангары». Цель: Познакомить с бурятским орнаментом . Развивать познавательную активность, воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству других народов.
| Чтение«Легенда о реке Ангаре» Цель: продолжать знакомить детей с творчеством бурятского народа; воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; продолжать вводить в речь эмоционально-оценочную лексику; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки; воспитывать способность испытывать сострадание, сочувствие; формировать качества: отзывчивость, доброта, сочувствие. | «Бурятский орнамент». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством бурятского народа; воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; использовать орнамент в украшении национальных костюмов. Оборудование: формы силуэтов, гуашь, салфетки, вода. |
II неделя | «Украсить дорожку». Цель: украсить дорожку бурятским узором – «волна». | ||
III неделя | «Украсить круг». Цель: украсить круг бурятским орнаментом . | ||
IV неделя | «Украсить квадрат». Цель: украсить квадрат бурятским орнаментом. . |
Месяц Февраль. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Филимоновская игрушка – «корова». Цель Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Корова», Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи. Развивать познавательную активность. Расширять представления детей о народных промыслах. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. | Русская народная сказка «Хаврошечка», обработка А.Н. Толстого. Цель: Развивать интерес детей к художественной литературе. Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказки. Формировать эмоциональное отношение литературным произведениям. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать умения передавать образы персонажей сказок. | «Ярмарка игрушек» Цель: создать условия для совместной работы детей и родителей. |
II неделя | Тема: «Филимоновская свистулька». Цель: познакомить с промыслом – «Филимоновская» свистулька. Знакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор). узоры». в изображении элементов узора по народным мотивам. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером. | ||
III неделя | «Фигурки человека в филимоновской росписи». Цель: Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы. Формировать чувство ритма в сочетании цветов. Воспитывать интерес к глиняным игрушкам. | ||
IV неделя | «Филимоновские цветы». Цель: закрепить знания о филимоновской игрушке, элементами ее росписи, цветовой гаммой узоров и способами их выполнения. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – «цветок». Формировать последовательность рисования каждого цветка. Воспитывать интерес к народному творчеству. |
Месяц Март. Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми.(1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Городецкая роспись «Украсим Козла». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. | Сказка «Серебряное копытце» Павел Бажов. Цель: Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно. Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. | «Путешествие в Городец». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. Оборудование: силуэты городецких изделий, гуашь, кисточки, вода , салфетки. |
II неделя | «Узор на полосе из бутонов и листьев» Цель: Учить детей составлять узор из 2 элементов городецкой росписи (бутонов, листьев), изображать гирлянду в указанной последовательность от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета (розовый с красным или голубой с синим). Формировать умение смешивать краски для получения розового и голубого цветов. Воспитывать положительное отношение к народному искусству. «Кружка, украшенная цветочной гирляндой» Цель: Учить рисовать гирлянду с уменьшением величины элементов от центра к краям; ввести новый элемент в узор — цветок с узкими лепестками на круглом пятне; закреплять представления о цветосочетании городецкого узора. Формировать у детей умение анализировать свою работу. Воспитывать интерес к деревянным изделиям. | ||
IV неделя | «Узоры на кухонных досках» Цель: Учить самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать цветочные гирлянды по мотивам городецкой росписи. Развивать чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор. |
Месяц. Апрель. Недел | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Подарим кокошник и сарафан Василисе» Цель: Формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полоску на подоле рубахи; Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме; Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса, плашмя; Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение. «Царевна-лягушка»; | Тема: Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» Цель: познакомить с понятием - устное народное творчество; расширить знания о русских народных сказках на примере сказки «Василиса Прекрасная»; познакомить с загадочной цифрой «3», встречающейся в сказках; вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными. формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение, творческие способности; воспитывать по средствам сказок любовь к ближнему, прекрасному, гордость за свой народ и Родину. | Тема: «Русские народные костюмы». Цель: Формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полоску на подоле рубахи; Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме; Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса, плашмя; Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение. Материал и оборудование. Контуры изображения: рубахи, сарафана, альбом «Русский народный костюм», |
II неделя | «Украсим коврик» Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса, плашмя; Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение. | ||
III неделя | «Украсим рубаху» Цель: познакомить детей с русским народным костюмом; научить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма- головным убором- кокошником; обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника; вызвать интерес к русскому костюму и познакомить детей с названиями других национальностей. | ||
IV неделя | «Украсим сарафан» Цель: познакомить детей с русским народным костюмом; научить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма- головным убором- кокошником; обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника; вызвать интерес к русскому костюму и познакомить детей с названиями других национальностей. |
Месяц Май.
Неделя | Совместная образовательная деятельность с детьми. (1 раз в месяц) | Совместная деятельность в режимных моментах (кружковая деятельность) Кружок «Волшебный завиток» (1 раз в неделю | Совместная деятельность детей и родителей. Салон декоративного рисования «Волшебный завиток» (1раз в квартал) |
I неделя | Тема: «Костюм богатыря» Цель: Учить украшать рубашку, щит характерными узорами в русском народном стиле. Формировать умение составлять узоры путем чередования разных элементов. Стимулировать проявление творчества в определении композиции построения узоров и орнаментов в украшении традиционного праздничного костюма. Воспитание любви к Родине, уважения к традициям предков. | Тема: «Чтение былины Илья Муромец и Соловей разбойник» Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. | Совместная деятельность детей и родителей «Ярмарка» Цель Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке. |
II неделя | «Украшение рубашки» Цель: познакомить детей с элементами мужского русского народного костюма; | ||
III неделя | «Украшения коня его сбрую» Цель: расмотреть образцы сбруи, орнамент , расположение. воспитывать интерес и уважение к русской культуре; | ||
IV неделя | «Украшение шлема». Цель:познакомить детей с головным убором богатырей. воспитывать интерес и уважение к русской культуре; |
Уровни освоения интеллектуально-эстетического развития детей
старшая группа
2.6. Педагогический мониторинг качества
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству
у детей в старшей группе (5-6 лет).
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
1. | Узнавать виды народного искусства. Узнавать и называть знакомые народные художественные промыслы. Дидактическая игра «Назови правильно» Задание: 1. «Открой» окно которое хочешь. 2. Узнай и назови промысел, который появился. 3. Обоснуй свой выбор. 4. Нравится ли тебе это изделие? Почему? | Игровое поле – плакат с закрытыми «окнами», в которых иллюстрации с изображением народных промыслов: Дымковских, филимоновских, каргопольских, игрушкек, семеновская матрешка, изделия Хохломы, Городца, Гжели. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Узнает и в основном правильно называет народные промыслы. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов.. | Интерес проявляет слабо, в игру вступает не охотно. Называет один-два вида росписи. |
2. | Провести анализ произведения. Дидактическая игра «Делаем покупки». Задание: 1. Выбери вещь, которая тебе нравиться, и ты хотел бы ее подарить товарищу. 2. Чем тебе она понравилась? 3. Из какого материала она сделана? 4. Назови знакомые элементы? | Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, павлово - посадские, дымковские, филимоновские, семеновская матрешка).
| Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5. | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки промысла, не менее 4. | Ошибается в названии предметов народного декоративно-прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла. |
3. | Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства. Дидактическая игра «Подарок». Задание: 1. Выбери две игрушки или два изделия для подарка Мишутке. 2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию. | Подбор подлинных изделий (дымковских, филимоновских, семеновской матрешки, павлово – посадских, гжельских, хохломских мастеров). | Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция). | Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.
| Затрудняется в проведении анализа предмета народного декоративно-прикладного искусства |
4. | Выражение своего отношения к произведениям народного искусства. Дидактическая игра «Выставка». Задание: 1.Перед вами предметы народно – прикладного искусства, вам необходимо оформить выставки, т.е. отобрать предметы, которые вам очень понравились. 2. Расскажите о своих предметах искусства. | Предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства (хохлома, городец, гжель, дымка, филимоновская, коргопольская игрушки, семеновская матрешка). | Ярко выраженное положительное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения. | Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. | Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его. |
5. | Выполнение узора на силуэте из бумаги. Соответствие элементов росписи; уровень творческого решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; владение пониманием символов, знаками в росписи. Занятие на тему: «В гостях у мастеров». Задание: 1.Представь, что ты народный умелец, мастер. 2. Выбери полюбившийся тобой промысел и распиши силуэт. | Силуэты: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек, матрешеки, хохломской и гжельской посуды, изделий городца, Гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник. | Создает узоры по мотивам народно- прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора вносит новые элементы. Использует знакомую нетрадиционную технику. Работа всегда завершена. | При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена. Иногда использует нетрадиционную технику. | Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной на 2/3. не использует нетрадиционную технику. |
Анализ уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводится следующими показателями (по Комаровой Т.С):
- Называет игрушку (изделие) правильно - 3 балла, сомневается (ошибается, но в итоге называет правильно) - 2 балла, неправильно - 1 балл, не называет - 0 баллов;
- Описывает достаточно полно - 3 балла, называет лишь некоторые признаки - 2 балла, неправильно называет - 1 балл, совсем не называет признаков - 0 балл;
- Сравнение правильное и полное - 3 балла, правильное, но частичное - 2 балла, неправильное - 1 балл, не проводит сравнения - 0 баллов;
- Ярко выражает свое отношение к произведениям искусства - 3 балла, необоснованное отношение - 1 балла, безразличное отношение - 0 баллов;
- Выполнение узора на силуэте полностью соответствует - 3 балла, частичное несоответствие - 2 балла, большое несоответствие - 1 балл;
- Техника исполнения - высокая - 3 балла, средняя - 2 балла, низкая - 1 балл.
Шкала уровней
Низкий уровень
Ребенок не дифференцирует виды росписи. Затрудняется в описании предмета. Не может сравнить по признакам. Не может выразить своего отношения. Узор не соответствует стилю росписи. Низкий технический уровень исполнения. Средний уровень
Называет только один вид росписи. Описание неполное. Затрудняется в сравнении. Выражает необоснованное отношение к изделию. Часто полностью копирует роспись. Технические навыки средние.
Высокий уровень 6
Называет оба вида росписи. Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Высокая техника исполнения.
2.7. Список литературы
1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа / В.В. Алексеева - М.: Советский художник, 2009 - 286 с.
2. Антонова А.В. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / А.В. Антонова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова - М.: Знание, 2011, 194 с.
3. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий - Волгоград: Учитель, 2010. - 143 с.
4. Горожанина С.В.: Народные художественные промыслы Подмосковья. -- Москва: Мелихово, 2006, с. 90, 94
5. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4.
6. Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Академия, 2006.
8. Коржавина И.Л. О промысле Гжели. М. 2011
9. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: учеб. пособие / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2009. - 124 с.
10. Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников / В.Ф. Котляр. - Киев: Радянська школа, 2007. - 95 с.
11. Левин С.А. «Воспитание творчества». Томск: Пеленг, 2012-56с.
12. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Академия, 2008.
13. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Бумеранг, 2009.
14. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: Феникс, 2011.
15. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. - М.: Академия, 2006.
16. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия. АПН РСФСР М., 2007 г.
17. Тихонова, М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. - СПб.: Детство - Пресс, 2008. - 208 с.
18. Усова, А. П. Русское народное творчество детскому саду : кн. для восп. дет.сада / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2006. - 78 с.
19. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение: теория, методология, практика» М: Международная педагогическая академия, 2010.
20. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание школьника // художественное воспитание школьника - М., 2009 г.
21. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А.М. Прохов. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 2010.
22. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. - М.: Академия, 2008.
23. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие. / Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2007.
24. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"
Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....
Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).
Пояснительная запискаМир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и с...
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4 возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...
Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"
Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....
Программа кружка "Волшебный завиток"
Программа по овладению приемами бумагокручения (квиллинга) для детей дошкольного возраста....
рабочая программа кружок "Волшебный завиток" для старшей группы доу
рабочая программв по ФГОС кружок "Волшебный завиток" для детей 5-6 лет (старшая группа) . В программу включены методические разработки в помощь педагогу, работающему по данной программе....
Программа кружка "Волшебный завиток"
Программа кружка "Волшебный завиток"...