Программа кружка "Волшебный завиток"
рабочая программа по аппликации, лепке
Программа кружка "Волшебный завиток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volshebnyy_zavitok.docx | 71.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Владимира
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Владимира «Детский сад №89 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому направлению развития детей»
Утверждена на заседании Утверждаю
Педагогического совета И.о заведующего МБДОУ «Детский сад № 89»
_____________ Е. В.Данилова
«____»___________20_____г. «____»____________20_____г.
Протокол №1
Программа дополнительного образования
кружка по обучению детей элементарным приемам техники квиллинга для детей среднего и старшего
дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №89»
«Волшебный завиток»
Программа предназначена для детей 4-6 лет.
Срок освоения программы – 2 года.
Составитель:
Воспитатель: Ершова И.А
Пояснительная записка
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Актуальность программы
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг». Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм, создавать самые различные композиции. Квиллинг – увлекательное творчество для детей и взрослых с эффектным результатом работы. К тому же она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, воображение, помогает выработать художественный вкус. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.
На практике эти задачи реализуются через программу дополнительного образования детей «Волшебные полоски». Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Программа кружка «Волшебные полоски» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Хелен Уолтер, Александра Быстрицкая, Давыдовой Г.Н., Джуди Кардинал, Джейн Дженкинс, Анна Зайцева, Светлана Букина, Докучаевой Н.И.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток» разработана в соответствии с нормативными требованиями:
Федеральный закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ; «Об образовании в РФ»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы, образовательных организаций дополнительного образования детей".
Письмо ДОгМ № 01-50/02-2166/14 от 06.10.2014г.
Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Педагогическая целесообразность:
Программа способствует формированию у ребенка нового мышления, развитию визуальной культуры, кругозора, развитию навыков и умений художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. В процессе работы по курсу квиллинга, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Особое место в развитии и воспитании детей занимает - его труд, в который вложено много старания, усилий, терпения, времени, а главное, желания сделать хорошо, оригинально и красиво. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Для детей важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. Основой цивилизованного государства всегда являлась культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности.
Цель программы
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи :
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Сроки реализаци
Программа кружка «Волшебный квиллинг» рассчитана на 2 год (с детьми средней и старшей группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.
Формы работы:
· индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
· групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
· коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
· активизация и индивидуализация обучения;
· игры и игровые ситуации; творческие работы и т.д.
Содержание программы.
Учебно-тематический план занятий. (1-й год обучения)
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Месяц | Тема. | Теория. | Практика. |
Сентябрь | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
| Набор кружковцев. Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.
|
Сентябрь | Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. | Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. |
Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость) |
Сентябрь |
История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
|
Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.
|
|
Сентябрь. |
Вырезание полосок для квиллинга. (1 занятие)
|
Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;
|
Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
|
Октябрь. |
Вырезание полосок для квиллинга. (2 занятие)
|
Совершенствовать навыки вырезания. Развивать мелкую моторику рук.
|
Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
|
Октябрь. |
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”
|
Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
|
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
|
Октябрь. |
Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.
| Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
|
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
|
Октябрь. |
Основные формы “завитки”.
|
Учить детей правильно выполнять форма «завиток». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
|
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
|
Ноябрь. |
Основные формы “спирали в виде стружки”.
| Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки». Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
| Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.
|
Ноябрь. |
Основные формы «глаз», «лист».
|
Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
|
Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.
|
Ноябрь. |
Основные формы «полукруг», «стрела».
|
Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах
| Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.
|
Ноябрь. |
Коллективная работа.(1занятие)
| Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. |
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
. |
Декабрь. |
Коллективная работа.(2занятие)
|
Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
|
Коллективная работа. Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
|
Декабрь. |
Изготовление цветов.
( 1 занятие)
|
Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.
|
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
|
Декабрь. |
Изготовление цветов. (2 занятие)
|
Учить детей приемам изготовления более сложных цветов. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.
|
Дети учатся приемам изготовления более сложных цветов. Подбирают цветовую гамму. Изготавливают листочки с продольными жилками.
|
Декабрь. |
Изготовление цветов (3занятие)
| Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
| Дети учатся изготовлению простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов.
|
Январь. |
Композиция из цветов. (1 занятие)
| Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления. развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. |
Коллективная работа. Композиция из цветов. Преподаватель дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют композицию. |
Январь. |
Композиция из цветов. (2 занятие)
|
Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
|
Дети продолжают работу над созданием композиции из цветов.
|
Январь
| Викторины, конкурсы.
|
| Проведение развлекательной программы «Самый, самый» |
Январь | Открытка «Ирисы».
| Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.
| Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка. Затем собирают открытку. |
Февраль. | Открытка – валентинка. (1 занятие) | Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами плетения. | Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки. |
Февраль. | Открытка – валентинка. (2 занятие) | Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности | Дети продолжают выполнять необходимые заготовки. Собирают открытку. |
Февраль. | Открытка для мамы. (1 занятие) |
Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы». | Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. |
Февраль. | Открытка для мамы. (2 занятие) | Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. | Дети самостоятельно выполняют необходимые заготовки. |
Март | Открытка для мамы. (3 занятие) | Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. | Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально. |
Март | Оформление фото рамки. ( 1 занятие)
| Знакомство с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка». | Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. |
Март | Оформление фото рамки. ( 2 занятие)
| Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. | Самостоятельное выполнение необходимых заготовок. |
Март | Оформление фото рамки. ( 3 занятие)
| Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги | Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально. |
Апрель | Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
| Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы | Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы. |
Апрель | Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
| Помочь детям в разработке задуманной работы, сделать эскиз. Развивать творческие способности детей. Учить работать коллективно, обсуждать задуманное. | Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок. |
Апрель | Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
| Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук. | Самостоятельное выполнение необходимых заготовок. |
Апрель | Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
| Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание помогать товарищу. | Дети собирают в единое полотно все элементы и заканчивают работу. |
Май | Тематические праздники. «День именинника». Праздники и подготовка к ним. | Рассказать детям о традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Развивать самостоятельность, творческие способности. | Дети выслушивают рассказ взрослого. Изготавливают подарки для друзей в технике «квиллинг».
|
Май | Тематические праздники. «День девочек», | Развивать интерес к изготовлению работ в технике «квиллинг».
| Дети самостоятельно определяются в выборе работы. Самостоятельно выполняют необходимые заготовки и заканчивают работу. |
май | Тематические праздники. «День джентельмена». | Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. | Дети самостоятельно определяются в выборе работы. Самостоятельно выполняют необходимые заготовки и заканчивают работу. |
Май | Оформление выставки работ. | В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг». | Дети оформляют свои работы для выставки. |
Учебно-тематический план. (2-го года обучения)
Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг . Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности детей и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.
Содержание программы.
месяц | Тема. | Теория. | Практика. |
Сентябрь | Вводный блок.
| Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
| Просмотр презентации «Чудо квиллинг» |
Сентябрь | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. (1 занятие) | Познакомить детей с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. | Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета. |
Сентябрь |
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. (2 занятие)
|
Развивать умение детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
|
Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета
. |
Сентябрь |
Композиция «Бабочки». (1 занятие)
|
Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочка».
|
Изготовление заготовок, базовых форм.
|
Октябрь |
Композиция «Бабочки». (2 занятие)
|
Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Предвосхищать результат своей деятельности.
|
Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально
|
Октябрь | Композиция «Бабочки». (3 занятие)
|
Развивать глазомер, фантазию, творческие способности, аккуратность. Воспитывать желание доводить начатое до конца.
|
Дети продолжают сборку изделия и оформляют в композицию.
|
Октябрь |
Поделка «Зеленый попугай». (1 занятие)
|
Познакомить с технологией изготовления поделки «Зеленый попугай». Рассказать какие базовые формы используются. Помочь детям в оформлении композиции.
|
Изготовление заготовок, базовых форм. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально. Задания дает детям сам педагог.
|
Октябрь |
Поделка «Зеленый попугай». (2 занятие)
|
Развивать умение детей самостоятельно подбирать цветовую гамму для поделки. Совершенствовать навыки вырезания. Развивать мелкую моторику рук.
|
Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки.
|
Ноябрь |
Поделка «Зеленый попугай». (3 занятие)
|
Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание помогать товарищу.
|
Дети продолжают работу, собирают изделие в единую композицию.
|
Ноябрь |
Открытки с элементами плетения.
(1 занятие)
|
Рассказать детям о технологии изготовления открыток с элементами плетения. Демонстрация примерных работ. Учить работать коллективно, обсуждать задуманное.
| Познакомить детей с новым способом изготовления открытки. Работа групповая. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.
|
Ноябрь |
Открытки с элементами плетения.
(2 занятие) | - Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Развивать самостоятельность, инициативу. Развивать мелкую моторику рук детей. |
Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки.
|
Ноябрь |
Открытки с элементами плетения.
(3 занятие)
|
Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.
. |
Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.
|
Декабрь |
Открытка «Букет тюльпанов». (1 занятие)
|
Рассказать детям о технологии изготовления тюльпанов в технике квиллинг. Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. |
Работа выполняется индивидуально. Дети изготавливают заготовку к открытке.
|
Декабрь |
Открытка «Букет тюльпанов». (2 занятие)
| - Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Развивать творческие способности и художественный вкус.
|
Дети изготавливают базовые заготовки цветка «тюльпан». Затем собирают открытку
|
Декабрь |
Открытка «Букет тюльпанов». (3 занятие)
| - Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Развивать интерес к конструированию из бумаги. |
Дети собирают открытку в единую композицию.
|
Декабрь |
«Снежинка». ( 1 занятие)
| – Учитель знакомит с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Показывает примеры работ.
|
Работа выполняется индивидуально. Каждый ребенок разрабатывает схему поделки.
|
Январь |
«Снежинка». ( 2 занятие)
|
Контролировать выполнение заготовок из базовых форм. Развивать самостоятельность, терпение, трудолюбие. Развивать мелкую моторику рук.
|
Выполняет заготовки из базовых форм.
|
Январь |
«Снежинка». ( 3 занятие)
| - Учить детей доводить начатое до конца. Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус. |
Собирает поделку в единую композицию..
|
Январь | «Пасхальное яйцо». ( 1 занятие) | Познакомить детей с технологией выполнения поделки «Пасхальное яйцо». Помочь детям разработать дизайн поделки. | Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». |
Январь | «Пасхальное яйцо». ( 2 занятие) | Учить детей предвосхищать результат своей деятельности. Помочь в сборке изделия. Развивать эстетические вкус. | Изготовление базовых форм. Сборка поделки. |
Февраль | «Пасхальное яйцо». (3 занятие) | Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. | Собирают поделку в единую композицию. |
Февраль | Изготовление сувениров к празднику. (1 занятие)
| Учитель рассказывает о традиции вручения сувениров к празднику. Как дарить подарки, сделанные своими руками. | Изготовление сувениров на День рождения, Пасху. Дети самостоятельно разрабатывают дизайн сувениров. |
Февраль | Изготовление сувениров к празднику. ( 2 занятие)
| Проконтролировать выполнение необходимых заготовок детьми. Развивать самостоятельность, инициативу. | Дети самостоятельно выполняют необходимые заготовки. Оформляют работы. |
Февраль | Изготовление сувениров к празднику. ( 3 занятие)
| Помочь детям в оформлении композиции. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. | Оформляют заготовки в единую композицию. |
Март | Коллективная работа. (1 занятие) | Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы | Дети самостоятельно выбирают тематику для сувенира. Разрабатывают дизайн. Делятся на группы. |
Март | Коллективная работа. (2 занятие) | Развивать ответственность , сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию., умение договариваться между собой. | Делают заготовки. Затем собирают работу. Решают кому будет подарен сувенир. |
Март | Гофрированный картон. ( 1 занятие) | Знакомство с гофрированным видом бумаги. Свойствами гофрированного картона | Выполнение базовых форм из гофрированного картона. |
Март | Гофрированный картон. ( 2 занятие) | Учить детей составлять простые композиции из готовых форм. | Составление простых композиций из форм. |
Апрель | Занимательные игрушки. ( 1 занятие)
| Учитель рассказывает о технологии выполнения игрушек из гофрированного картона. Показывает примеры игрушек изготовленных в технике «квиллинг» | Изготовление игрушек «Клоун», «Гном». Изготовление базовых форм. Сбор игрушки. |
Апрель | Занимательные игрушки. ( 2 занятие) | Контролировать выполнение базовых форм для изготовления игрушек. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. | Изготовление базовых форм. Сбор игрушки. |
Апрель | Занимательные игрушки. (3 занятие)
| Помочь детям в оформлении поделок. Развивать интерес к конструированию. | Оформление поделки. |
Апрель | Цикл творческих работ. ( 1 занятие ) | Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы | Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы. |
Май
| Цикл творческих работ. ( 2 занятие)
| Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук. | Разрабатывают дизайн. Выполняют базовые формы. |
Май
| Цикл творческих работ. ( 3 занятие)
| Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. | Оформляют заготовки в единую композицию. |
Май
| Цикл творческих работ. ( 4 занятие)
| Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать желание помогать товарищу. | Оформляют заготовки в единую композицию. |
Май
| Организация выставки
| В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг». | Подготовка работ для выставки. Оформление выставки |
Ожидаемые результаты .
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Оборудование:
- столы
-стулья
-мольберт
-доска
- плакаты
-образцы объектов труда
-инструкционные карты
Методическое обеспечение программы кружка «Волшебный квиллинг»
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. 1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. 2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
8. 3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
9. 4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
10. http:/stranamasterov.ru
II. Материалы из опыта работы педагога
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
2. Инструкционные карты сборки изделий
3. Образцы изделий
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Волшебный квиллинг».
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Срез творческих и эстетических знаний и умений.
Фамилия, имя обучаемого | Организация рабочего места | Основы квиллинга | Умение пользоваться инструментами и приспособлениями | Знание базовых форм и условных обозначений | Владение разнообразными приемами | Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги | Умение пользоваться чертежами и схемами | Моделирование художественно-выразительных форм | Проявление творчества и фантазии в создании работ | Стремление к совершенству и законченности в работе | Система оценок: средний урове ь |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка_______________________________
Возраст____________
Вид и название детского объединения_______________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей |
|
1. Участие в проведении праздников, концертов |
|
2. Участие в конкурсах |
|
3.Работа по образцу. |
|
4.Работа с внесением изменений. |
|
5.Работа над своим вариантом. |
|
6.Конструирование. |
|
7. Владение техникой. |
|
8. Придумывание композиций. |
|
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
|
ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
· Средний уровень – 3б, 4б.
· Высокий уровень – 5б.
уровни показатели | год обучения |
| |
С | В |
| |
1. Участие в проведении праздников, концертов. |
|
|
|
2. Участие в конкурсах. |
|
|
|
3.Работа по образцу; |
|
|
|
4.Работа с внесением изменений; |
|
|
|
5.Работа над своим вариантом. |
|
|
|
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию; |
|
|
|
7. Владение техникой. |
|
|
|
8. Придумывание композиций. |
|
| |
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
|
| |
Средний процент |
|
|
Список литературы.
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
1.Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
4.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
5. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "ЗАВИТОК"- обучение детей элементарным приемам техники квиллинга.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность....
Программа "Чудесный завиток"
Программа разработана для работы кружка художественноэстетичсекой направленности...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
1.Ознакомление детей с определенным видом народного- прикладного искусства.2.Обучение декоративному рисованию.3.Формирование детского декоративного творчества....
Дополнительная образовательная программа ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК (КВИЛЛИНГ) 5-6 лет
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетически...
Дополнительная образовательная программа ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК (КВИЛЛИНГ) 6-7 лет
Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к тв...
Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».
Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесный завиток»
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества».В. А. Сухомлинский. Направленность общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного обра...