Проект по ознакомлению с книжной иллюстрацией и творчеством художников-иллюстраторов детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Назарова Анастасия Юрьевна

  «Кто и как создает картинки в книжках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_knizhnoy_illyustratsii.odt30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по ознакомлению с книжной иллюстрацией и творчеством художников-иллюстраторов детей старшего дошкольного возраста

                           «Кто и как создает картинки в книжках»

Цель: Создать условия для развития восприятия  детьми книжной иллюстрации, содействовать формированию у детей ценностного отношения к творчеству художников-иллюстраторов Подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, в создании которой принимают участие писатель, художник.

Задачи:  

- Познакомить детей с художниками- иллюстраторами:

 И.Я. Билибин,  В.М. Конашевич, Е.Н Чарушин, Ю.Васнецов, Е.М. Рачев, В.А.Белышев.

- Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать; развивать художественное видение.

- Познакомить детей с творчеством писателя и художника-иллюстратора

Е. И. Чарушина, В.А.Белышев.

- Формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них, воспитывать доброе отношение к животным и птицам. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и зверей.

- Познакомить детей с жизнью птиц и зверей.

- Повысить интерес детей к чтению книг.

- Расширить  читательский кругозор детей.

- Воспитывать бережное отношение к книге, желание постоянного общения с ней. -Воспитывать уважение к труду художников – иллюстраторов.

-  Научить детей создавать собственные иллюстрации к сказкам, стихам, рассказам.

- Организация выставки «Книги о птицах»

Оборудование:

- Портреты :  И.Я. Билибин, В.М. Конашевич, Е.Н Чарушин, Ю.Васнецов, Е.М. Рачев, Е.И.Чарушина, М.Горького.

- Книги С.Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», К.Чуковский «Цыпленок»,

Е.Чарушин «Вот они какие», «Как лошадка зверей катала», «Кто как живет», «Друзья».

- Дидактические  игры : «Угадай, какие звери в этом домике живут?»,

«Угадай, чьи уши, чей хвост?», «Кто сидит, кто бежит».

Инструменты художников-иллюстраторов: краски, кисти, карандаши, уголь, мелки, фломастеры, перьевые ручки и т.д.

Записи голосов разных птиц.

Предварительная работа: 

Чтение рассказа М. Горький «Воробьишко»,  иллюстрированный Е.И.Чарушиным.

Прослушивание голосов разных птиц

Отгадывание загадок про птиц

Наблюдение на прогулке за птицами

Дидактические игры «Угадай, какие звери в этом домике живут?», «Угадай, чьи уши, чей хвост?», «Кто сидит, кто бежит».

Познакомить детей с разной техникой изображения птиц художественными средствами.

Занятие : «Создадим книгу сами»

Воспитатель: - Ребята многие из вас были в детской библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает, которые необходимые ему для работы. Расскажите, у кого дома есть библиотека и какие в ней книги? (Ответы детей.) А какую последнюю книгу вы прочитали сами или прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.) Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные.  Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку. Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей. А вы помните свою первую книжку? (Ответы детей). А еще бывают книжки-малышки.  Почему же они «малышки»? (Ответы детей.) Правильно, сами книжки маленькие. Взрослые говорят про такие – книги малого формата. Это значит, что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». Были ли у вас такие?(Ответы детей).

Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем"

Покажите пальцем
(Дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца,
(Вытягивают средний и указательный пальцы)

Книжку,
(Две раскрытые ладони складывают рядом)

Мышку и
(Ладони прикладывают к макушке)

Орех.
(Сжимают кулак)

Указательному пальцу
Все известно
Лучше всех.
(Вытягивают вверх указательный палец, сгибают и разгибают его несколько раз. (Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)

Воспитатель: - По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи. Расскажите мне, какие вы читали книги : о природе? стихи? сказки? рассказы? (Ответы детей.)

- А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.) Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.)

Отгадайте загадку:

Кто-то скачет вдоль дорожки,

      Семечки клюет и крошки.

      «Здесь не страшно, не робей!»

- Крикнул другу... (воробей)

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что скоро у всех птиц будет «день рождения»?. Этот день называется «Международный день птиц».

- Садитесь  поудобней и приготовьтесь слушать. Я хочу прочитать вам  рассказ «Воробьишко», написал его Максим Горький, а иллюстрации нарисовал детский художник Евгений Чарушин.

Непосредственное чтение текста.  Рассматривание иллюстраций. Обсуждение прочитанного.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что у птиц все так же, как у людей? Кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-самка). Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец). Давайте посмотрим на эту иллюстрацию Е.Чарушина.

Воспитатель: - Чье это семейство?

- Что вы видите на иллюстрации?

- Что здесь происходит?

- Что еще вы видите?

- Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?

- Как там у них?

- Как бы вы назвали эту картину?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня есть еще одна книга. Как вы думаете о чем она? (Ответы детей).

Воспитатель:- Правильно , это то же книга про воробьишку, только иллюстрировал ее другой художник, Вениамин Белишев. Как вы думаете сильно ли они отличаются друг от друга? В чем сходство?В чем различия?(Ответы детей).

Воспитатель:  - А как вы думаете с помощью чего художникам так хорошо удалось изобразить мягкость  и пушистость перышек? А шерстка кошки получилась как настоящая? Так и хочется ее потрогать.(Ответы детей).

Воспитатель:  - Правильно, мы использовали с вами краски и щетинные кисти.

А может быть можно еще что-то использовать? Восковые мелки или карандаши? Нужно попробовать! А пока давайте отдохнем!

Физминутка "Вот так!"

Как живешь?
Вот так!
(Показать большие пальцы  обеих рук, направленные вверх)

Как идешь?
Вот так!
(Маршировать)

Как бежишь?
Вот так!
(Бег на месте)

Ночью спишь?
Вот так!
(Ладони соединить и положить на них голову (щекой).)  
Как берешь?
Вот так!
(Прижать ладонь к себе)

А даешь?
Вот так!
(Выставить ладошку вперед) 

Как шалишь?
Вот так!
(Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним)

Как грозишь?
Вот так!
(Погрозить пальцем друг другу)

Загадки о книгах

- Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не поле, а засеяно,
Не человек, а рассказывает.(книга)

- Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас?(книга)

Воспитатель: - Скоро вы пойдете в школу, а в нашу группу придут малыши. Им надо оставить все книжки в полном порядке. Во все времена люди ценили и берегли книги. Родители передавали книги своим детям. Говорят, что «книга – мост в мир знаний», «чтение – лучшее учение» и что «книга – лучший подарок». Как вы понимаете эти пословицы? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Сегодня я вам предлагаю нарисовать иллюстрацию к рассказу «Воробьишко».  И мы с вами создадим свою книгу про жизнь  воробьишки, и передадим ее малышам. Выбирайте, чем вы будете рисовать. Можете приступать к работе. Какие красивые птицы у вас получились!

Воспитатель:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Какой праздник, мы отмечаем 1 апреля?

Предлагаю дома с родителями, составить небольшой рассказ про нашего «Воробьишку». Какие еще приключения или невероятные истории могли с ним произойти. Ваш  рассказ мы дополним  рисунками, которые сегодня нарисовали. В конце недели мы соберем все истории про Воробьишку, рисунки и сделаем книгу.

В группе была создана благоприятная развивающая художественная среда для ознакомления детей с иллюстрациями и художниками- иллюстраторами детских книг. Подобраны различные изобразительные материалы (уголь,  пастель, карандаши, фломастеры, мелки, бумага, картон, клей).

В книжном уголке подобраны книги С.Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», К.Чуковский «Цыпленок»,

Е.Чарушин «Вот они какие», «Как лошадка зверей катала», «Кто как живет», «Друзья».  Альбомы для ознакомления детей с различными видами искусств: живопись, графика, декоративное искусство.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.

формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...

Перспективный план по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации р...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

«Развитие изобразительного творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мультипликацией».

Существует противоречие между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточным практическим применением его возможностей в условиях дошкольного учреждения; между проблемой восприятия ш...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...