ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»
проект (старшая, подготовительная группа)
Данный проект адресован работникам дошкольных образовательных учреждений с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, формирования у детей любви к Родине, к родному городу и его истории. Приобщения дошкольников к изучению культурно – исторического наследия родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe_lyubimyy_gorod_moy_osinniki_-_ty_chast_rossii.docx | 88.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Любимый город мой, Осинники – ты часть России»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ д\с №7, г. Осинники
Вострикова Елена Мурзагереевна
Высшая квалификационная категория
Паспорт проекта
Название проекта | «Любимый город мой, Осинники – ты часть России» |
Вид проекта | Открытый, долгосрочный, исследовательский |
Участники | Дети старшей группы, педагоги, родители. |
По предметно-содержательной области проекта | Междисциплинарный |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный (сентябрь - май ) |
Взаимодействие участников | Специалисты ДОУ, родители, социальные партнёры (музей, библиотека). |
Формы итоговой работы | Участие в конкурсах, краеведческие экскурсии, выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Осинники. |
Лежишь в логах лосиных ты
Над Кондомой – рекой,
Осинники, Осинники –
Зелёный город мой.
Не залит ты сиянием
Неоновых огней,
Но нет тебя желаннее,
Но нет тебя родней.
Н. Курбатов.
Актуальность проекта
Проблема гражданско – патриотического воспитания детей и подростков в настоящее время очень актуальна. Дошкольный возраст, как известно – является важнейшим периодом становления личности. Именно в этот период формируются и закладываются предпосылки нравственных, гражданских, патриотических качеств, развиваются элементарные представления дошкольников об окружающем мире, отношение к своей стране, Отечеству, малой Родине, к своему городу, посёлку, родной природе.
Дошкольные образовательные учреждения, являются первой ступенькой, начальным звеном системы образования и призваны формировать первичные представления у воспитанников об окружающем мире, гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, своей семье. Как гласит народная педагогика – «Начитать воспитывать чадо нужно с того момента, когда он ещё по поперек лавки лежит.
В соответствии с требованиями ФГОС работа по формированию гражданских, патриотических чувств должна начинаться с младшего дошкольного возраста. В образовательной области «Познавательное развитие» в подразделе «Ознакомление с социальным миром» определены следующие задачи:
В младшем дошкольном возрасте:
-формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней:
-напоминать детям название города (поселка), в котором они живут;
-побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
В старшем дошкольном возрасте:
- знакомить детей с окружающим миром;
-формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях родного города , об отечественных традициях и праздниках.
-формировать знания о гражданской принадлежности; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за её достижения, патриотических чувств.
Несомненно именно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка уже сформировались некоторые личностные качества, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию необходимо усилить и углубить работу в данном направлении. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
При условиях, если знакомство с родным городом происходит в активном взаимодействии с окружающим миром, практическим путём (через игру, предметную деятельность, общение, труд) различные виды детальности, которые свойственны дошкольному возрасту, формирование патриотических, нравственных чувств и представлений должен дать необходимый эффект.
Когда мы предлагали детям рассмотреть фотографии, иллюстрации, книги открытки, фотографии о любимом городе они это делали с огромным любопытством. Но при беседах, мы убедились, что у детей поверхностные представления об истории родного города.
Родители не уделяют достаточного внимания к воспитанию у детей патриотических, не дают в полном объёме информацию о родном городе не уделяют внимание данной проблеме не считая её настолько важной для детей дошкольного возраста, воспитанники не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к своей малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Гипотеза: Для познавательного, социально -личностного, нравственного развития огромное значение имеет знакомство с родным городом, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой живёт ребёнок, с известными людьми, которые жили в разные времена и то, чем прославили эти люди наш город.
Для успешной работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут мы применили проектный метод.
Данный проект предназначен для детей старшей группы. В нём пойдёт речь о значении истории родного города и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников.
Цель проекта:
В рамках патриотического воспитания формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории. Приобщение детей к изучению культурно – исторического наследия родного города.
Задачи проекта:
- Поиск эффективных форм и методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного города.
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, направленной на обогащение представлений детей о родном городе.
- Обеспечение взаимодействия «педагоги - родители – дети» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Разработка перспективного плана по ознакомлению с родным городом, его достопримечательностей в старшей группе детского сада.
- Создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
Основные задачи в старшем дошкольном возрасте:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Осинников.
- Знакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
- Знакомить детей с традициями, трудом и бытом горожан, в том числе коренных жителей – людей шорской национальности..
- Прививать чувство гордости за своих земляков, которые прославили родной город.
- Формировать желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.
- Воспитывать у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.
Прогнозируемый результат.
У ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.
Возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.
Ребенок проникается чувством красоты, сопереживания к родному краю, стране, где он живет. Формируются начала духовности как свойства сознания.
У ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в родном городе.
Повышение объема и уровня форсированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Проект реализуется через следующие формы работы с детьми:
- игровая;
- познавательная;
- просмотр презентаций и видеофильмов;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- посещение детской библиотеки;
- праздники;
- экскурсии
Взаимодействие с родителями воспитанников
№ | мероприятия | сроки |
1 | Организационное родительское собрание | сентябрь |
2 | «Мое родословное древо» (выставка) | октябрь |
3 | Создание стенгазеты «Моя мама – лучшая на свете»! | ноябрь |
4 | Праздник в ДОУ, посвящённый «Дню города» | декабрь |
5 | Поход с родителями в снежный городок -«Мы любим зимние забавы» | январь |
6 | Развлечение с родителями «Защищая Родину – защищаю свой город» | февраль |
7 | Спортивный досуг «Папа, мама, я- спортивная семья» | март |
8 | Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Осинники, изготовленных совместно с родителями | апрель |
9 | Участие в Вахте памяти и акции «Бессмертный полк» | май |
Этапы работы над проектом и его реализация
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
I этап - организационный, включает в себя:
- Разработка стратегии реализации проекта.
- Анкетирование родителей с целью выявления у них знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Ознакомление с гербом, флагом, гимном Осинников
- Фотоинформация «Достопримечательности моего города»
- Альбомы «Я здесь живу», «Дорога от дома до детского сада»
- II этап - основной, включает в себя:
- Образовательные ситуации с детьми:
- НОД в соответствии с перспективным планом
- Совместные мероприятия с детьми разного возраста
- Экскурсии по городу
- Пополнение развивающей среды
- Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников
- Создание альбомов, дидактических игр.
- Сотрудничество с родителями:
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Создание альбомов «Улица, на которой я живу», « Мой любимый город».
- Подбор стихов о городе Осинники и разучивание с детьми дома.
- Подбор материала для дидактических игр.
- Организация экскурсий, выставок, походов.
В процессе изучения темы вместе с детьми:
-Читали художественную литературу – стихи и рассказы местных писателей и поэтов В. Колмакова, Н. Курбатова, А. Крекова, Р., Шипиловой и т.д.
-Обыгрывали сюжетно – ролевые игры: «По дороге в детский сад», «Дом», «Ждём в гости соседей по улице».
-Беседовали на темы: «Кто живёт рядом с нами», «Мой детский сад», «История города, его коренные жители», «История города» и т.д..
-Проводили целевые прогулки: «Мой дом», «Двор детского сада», «Природа зимой», «Природа любимого города весной.
-Экскурсии к достопримечательностям города, памятным местам: Свято –Троицкий храм, Городской парк, Краеведческий музей. Посетили мемориал погибшим героям в годы ВОВ.
-В ходе НОД рисовали природу родного края, национальные костюмы коренных жителей.
-Открытое обобщающее мероприятие в детском саду, в рамках празднования «Дня города».
-Приняли участие в викторине знатоков родного города «Мой родной город Осинники»
-Приняли участие совместно с родителями в изготовлении макетов достопримечательностей города.
-Просмотрели презентации о природе родного города, его природе в разное время года, жизни и быте коренного населения.
III этап - заключительный:
- Проведение открытого обобщающего мероприятия «Праздник День рождения города»
- Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Осинники
- Участие в конкурсе «Великой Победе посвящается…» .
Итог: В результате совместной работы детей, родителей и педагогов по проекту ««Любимый город мой, Осинники – ты часть России» - дети расширили свои представления о малой Родине - о родном городе, у детей возник интерес к истории города, коренным жителям города, дети проявили свои творческие и исследовательские способности.
Данный проект является одним из этапов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, и может быть использован педагогами дошкольных учреждений, работающих в данном направлении. Он предназначен для активной деятельности самих детей, педагогов и их родителей.
Список использованной литературы.
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999г.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004г.
- Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
- Якуева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
- А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
- Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.
- Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009 .
Интернет-ресурсы:
http://old.yartsevo.ru/about_pamiatnic.htm
http://www.google.ru/search?sourceid
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...
Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...
Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....
Проект «Ознакомление с родной деревней как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа....