Перспективный план по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Лихачева Елена Васильевна

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов с использованием развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_st.gr_.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов

Месяц

Совместная деятельность педагога и детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов с использованием развивающей среды

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. «Кто и как создает картинки в книжках»

Цель: закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатник. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать; развивать художественное видение, зрительную память детей.

2. «Рассматривание иллюстраций художника В. Сутеева и рисование по теме «Герои сказок собрались под грибком».

Цель: продолжать развивать у детей интерес к творчеству В.Сутеева; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от встречи с выразительными рисунками худож-ника; развивать художественное восприятие, наблюдательность. Учить использовать полученные знания в собственной деятельности, передавать в рисунках особенности персонажей сказок В. Сутеева (пушистые, забавные, похожи на мягкие игрушки), пропорции тела по форме и величине,  располагать изображение на всем листе.

1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора  Ю. Васнецова. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора. Учить детей срисовывать понравившиеся иллюстрации из детских книг; рассказывать с выражением потешки, песенки и прибаутки.

2. «Как художник Юрий Васнецов животных рисовал».

Цель: продолжать знакомство детей с творчеством Ю. Васнецова, формировать интерес к книжной графике, привлекая внимание к особенностям средств выразитель-ности и декоративности нарисован-ных образов животных обратить внимание детей на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает образ животных. Помочь детям увидеть, что рисунки художника поясняют текст, обогащая его художественными образами и деталями. Художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по-своему, наглядно «рассказывает» нам потешку, сказку.

1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюста-тора Е. М. Рачева, с его иллюстрациями к произведениям устного фольклора. Учить эмоционально воспринимать ил-люстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художником; соотносить изображение с текстом. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств.

2. «Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова и Е.М. Рачева и рисование по мотивам сказки «Теремок».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллю-страторов Ю.А. Васнецова и Е.М. Рачева, учить видеть выразитель-ные средства, сравнивать творческую манеру двух художни-ков-иллюстраторов Е. Рачева и Ю. Васнецова. Использовать получен-ные знания при создании образа сказочного персонажа. Учить передавать простые движения. Развивать чувство композиции, цвета.

1. «Ознакомление с творчеством писателя и художника-иллюстратора Е. И. Чарушина».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Продолжать развивать у детей художественное восприятие книжной графики. Формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них, воспитывать доброе отношение к животным. Обратить внимание детей на своеобразие художественной мане-ры в изображении птиц и зверей.

2. Художественно-развивающая игра «Угадай, кто что делает?»

Цель: подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, уме-ние в речи, лепке, пластикой дви- жений передавать воспринятые графические образы животных.

1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора А.Ф. Пахомова».

Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюстра-тора А. Пахомова. Продолжать учить их понимать содержание книжной иллюстрации, видеть выразительные средства (рисунки выполнены в черно-белых тонах и очень понятно передают жесты, мимику, позы героев книг – детей); воспитывать уважение к труду художника.

1. «Ознакомление с творчеством художника- иллюстратора В. М. Конашевича».

Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюстра-тора В. М. Конашевича. Учить выделять выразительные средства, передающие характер образа. Вос-питывать интерес к творчеству художника-иллюстратора.

2. «Сказочные герои К.Чуковского в иллюстрациях Ю. Васнецова, В. Сутеева, В. Конашевича».

Цель: продолжать формировать у детей интерес к книжной графике, закреплять знания детей о художниках-иллюстраторах Ю. Васнецове, В. Сутееве и В, Конаше-виче, учить сравнивать и узнавать манеру каждого из художников, видеть особенности выразительных средств.

1. «Художник В.В. Лебедев и поэт С.Я. Маршак».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. Лебедева, содержанием его иллюстраций. Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать иллюстрации и их выразительные средства.

2. «Творчество С.Я. Маршака и В.В. Лебедева. Рисование «Усатый-полосатый».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством поэта С. Маршака и художника-иллюстратора В.Лебе-дева. Учить выделять выразитель-ные средства, которыми пользовал-ся художник, эмоционально откликаться на художественный образ. Учить создавать вырази-тельный образ котенка, передавать пропорции, движение, цвет, допол-нять изображение.

1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Т.А. Мавриной».

Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюста-тора Т.А. Мавриной. Учить видеть характерные особенности ее творчества. Обратить внимание на декоративность, праздничность, связь ее рисунков с народным русским творчеством. Вызвать у детей интерес и желание внимательно рассматривать рисун-ки художницы, развивать зрительное внимание, навыки восприятия образного языка книжной графики. Расширять представления детей о многообра-зии сказочного мира.

2. «Чтение и последующая драматизация потешки «Плетень».

Цель: вызвать у детей радость от встречи с веселой потешкой, с яркими рисунками Т.А.Мавриной, желание их рассматривать и удивляться творческим находкам художницы. Обратить внимание на средства выразительности: технику, яркие звучные краски, крупное изображение животных, свободную композицию рисунка – во всю страницу, множество деталей, характеризующих образов зверей и птиц, их сказочность, крупные буквы текста, свободную манеру создания силуэтного цветного пятна, ярко обрисованного черной контурной линией.

«Художники-иллюстраторы детской книги» (итоговое).

Цель: учить детей эмоционально откликаться на художественный образ; вызвать желание рас-сматривать иллюстрации к детской книге, отмечать своеобразие выразительных средств, радоваться творческим находкам художника; учить составлять рассказы-описания иллюстраций, задавать вопросы по рисункам и отвечать на них.

- Беседа  на тему «Книга – мой лучший друг». Закрепить материал прошлогод-них занятий, вспомнить уже знакомых детям художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева, Е.Чарушина.

- Чтение художественных произведе-ний с рассматриванием иллюстраций. Помочь почувствовать индивидуаль-ную манеру каждого художника.

- Рассматривание инструментов худож-ника-графика: карандаши, уголь, мелки, фломастеры, перьевые ручки и т.д. Обратить внимание на роль линии в графике (рисунок может быть выполнен одной линией, но она передает и форму, и движение, и характер образа).

- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

- Чтение С. Маршака «Книжка про книжку».

- Дидактическая игра «Разрезная мозаика».

- Чтение и рассматривание книг В. Сутеева со сказками и иллюстрациями к ним: «Петух и краски», «Мешок яблок», «Капризная кошка» и др.

- Инсценирование отрывков из сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

- Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Под грибом».

- Отгадывание загадок о животных.

- Дидактические игры «Узнай сказку по иллюстрации», «Узнай сказку по отрывку».

- Выставка книг В Сутеева в книжном уголке.

- Чтение русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю. А. Васнецовым: «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад» и др.

- Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам «Волк и козлята», «Зимовье», «Лиса и заяц» и др.

- Выставка книг в книжном уголке иллюстрированных Ю.А. Васнецовым к произведениям К. Чуковского, В. Бианки, Л. Толстого.

- Дидактическая игра «Угадай, кто что делает».

- Чтение и рассматривание иллюстра-ций Ю. Васнецова к потешкам, сказкам.

- Рассматривание альбомов с изображением животных.

- Драматизация сказки «Лиса и заяц».

-  Дидактическая игра «Угадай-ка».

- Срисовывание понравившихся иллюстраций из детских книг.

- Использование иллюстраций Ю. А. Васнецова на музыкальных занятиях.

-  Экскурсия на выставку дымковских игрушек.

- Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций Е.М. Рачева к русским народным сказкам «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» и др.

- Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных Е. М. Рачевым.

- Дидактические игры «Угадай сказку», «Кому весело, кому грустно».

- Драматизация русской народной сказки «Теремок».

- Отгадывание загадок о животных.

- Дидактическая игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

- Викторина по сказкам с иллюстрациями художников-ил-люстраторов Е. М. Рачева и Ю. А. Васнецова.

- Рисование на тему сказок о животных (изобразительные материалы по выбору детей).

- Чтение рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е. И. Чарушиным: С.Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Теремок», «Курочка Ряба», авторские сказки «Волчишко», «Большие и маленькие», «Зайчата» и др.

- Дидактические игры «Угадай, какие звери в этом домике живут?», «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

- Организация в книжном уголке выставки «Книги о животных».

- Чтение книги С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Е.Чарушина.

- Отгадывание загадок о животных.

- Пластические этюды.

- Дидактические игры «Угадай, чьи уши, чей хвост?», «Кто сидит, кто бежит».

- Предложить детям пластический материал для отображения в лепке полученных впечатлений от игры.

- Чтение книг и рассматривание иллюстраций А. Пахомова: В.Мая-ковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?», В.Осеева «Волшебное слово», «На катке», рассказы Л. Толстого и др.

- Выставка в книжном уголке книг, иллюстрированных А Пахомовым.

- Дидактические игры «Кому весело, кому грустно», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Кто художник этой книги?»

- Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных В.М. Конашеви-чем.

- Чтение книг С.Маршака «Вот какой рассеянный», «От одного до десяти», «Кошкин дом» и др. и К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Айболит» и др.

- Чтение и рассматривание книг со сказками К. Чуковского, иллюстриро-ванных художниками Ю.Васнецовым, В. Сутеевым, В. Конашевичем: «Краденое солнце», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе» и др.

- Выставка книг К.Чуковского в книжном уголке.

- Дидактическая игра «Узнай сказку К. Чуковского по иллюстрации».

- Декламация отрывков из стихотворе-ния К. Чуковского «Телефон».

- Викторина «Знаешь ли ты произведения К.Чуковского».

- Чтение стихотворений С. Маршака.

- Рассматривание иллюстраций В. Лебедева к стихам С. Маршака: «Цирк», «Тихая сказка» и др.

- Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных В. Лебедевым.

-  Выставка книг С. Маршака с иллюстрациями В. Лебедева.

- Чтение стихотворений С.Маршака.

- Драматизация стихотворения С. Маршака «Усатый – полосатый».

- Дидактические игры «Убери лишнюю», «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

- Выставка книг в книжном уголке оформленных Т. Мавриной.

- Чтение сказок А.С. Пушкина, русских народных сказок и потешек и рассматривание к ним иллюстраций Т.Мавриной.

- Рассматривание произведений народных промыслов (росписи по дереву и бересте).

- Слушание русских народных песен.

- Чтение и рассматривание иллюстраций к потешке Т. Мавриной.

- Рисование животных, встречающихся в потешке.

- Художественно-развивающая игра «Порисуем» веревочками на фланелеграфе».

- Развлечение «Веселая ярмарка».

- Чтение книг с иллюстрациями знакомых детях художников, рассматривание иллюстраций.

- Викторина «Знаем ли мы русские народные сказки?»

- Дидактическая игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

- Выставки детских работ.

- Посещение детской библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективный план работы специалистов с родителями в ДОУ, для часто болеющих детей старшего дошкольного возраста".

1.Организация совместной работы специалистов ДОУ и родителей.2.Организация совместной деятельности родителей и детей в условиях семьи....

Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.

формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...

Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю  перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада  оказать психологическую помощь детям для   профилактики нарушений в эмоциональн...

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста...