Перспективный план по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов с использованием развивающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_st.gr_.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов
Месяц | Совместная деятельность педагога и детей | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов с использованием развивающей среды | |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1. «Кто и как создает картинки в книжках» Цель: закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатник. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать; развивать художественное видение, зрительную память детей. 2. «Рассматривание иллюстраций художника В. Сутеева и рисование по теме «Герои сказок собрались под грибком». Цель: продолжать развивать у детей интерес к творчеству В.Сутеева; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от встречи с выразительными рисунками худож-ника; развивать художественное восприятие, наблюдательность. Учить использовать полученные знания в собственной деятельности, передавать в рисунках особенности персонажей сказок В. Сутеева (пушистые, забавные, похожи на мягкие игрушки), пропорции тела по форме и величине, располагать изображение на всем листе. 1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. Васнецова. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора. Учить детей срисовывать понравившиеся иллюстрации из детских книг; рассказывать с выражением потешки, песенки и прибаутки. 2. «Как художник Юрий Васнецов животных рисовал». Цель: продолжать знакомство детей с творчеством Ю. Васнецова, формировать интерес к книжной графике, привлекая внимание к особенностям средств выразитель-ности и декоративности нарисован-ных образов животных обратить внимание детей на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает образ животных. Помочь детям увидеть, что рисунки художника поясняют текст, обогащая его художественными образами и деталями. Художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по-своему, наглядно «рассказывает» нам потешку, сказку. 1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюста-тора Е. М. Рачева, с его иллюстрациями к произведениям устного фольклора. Учить эмоционально воспринимать ил-люстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художником; соотносить изображение с текстом. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств. 2. «Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова и Е.М. Рачева и рисование по мотивам сказки «Теремок». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллю-страторов Ю.А. Васнецова и Е.М. Рачева, учить видеть выразитель-ные средства, сравнивать творческую манеру двух художни-ков-иллюстраторов Е. Рачева и Ю. Васнецова. Использовать получен-ные знания при создании образа сказочного персонажа. Учить передавать простые движения. Развивать чувство композиции, цвета. 1. «Ознакомление с творчеством писателя и художника-иллюстратора Е. И. Чарушина». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Продолжать развивать у детей художественное восприятие книжной графики. Формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них, воспитывать доброе отношение к животным. Обратить внимание детей на своеобразие художественной мане-ры в изображении птиц и зверей. 2. Художественно-развивающая игра «Угадай, кто что делает?» Цель: подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, уме-ние в речи, лепке, пластикой дви- жений передавать воспринятые графические образы животных. 1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора А.Ф. Пахомова». Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюстра-тора А. Пахомова. Продолжать учить их понимать содержание книжной иллюстрации, видеть выразительные средства (рисунки выполнены в черно-белых тонах и очень понятно передают жесты, мимику, позы героев книг – детей); воспитывать уважение к труду художника. 1. «Ознакомление с творчеством художника- иллюстратора В. М. Конашевича». Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюстра-тора В. М. Конашевича. Учить выделять выразительные средства, передающие характер образа. Вос-питывать интерес к творчеству художника-иллюстратора. 2. «Сказочные герои К.Чуковского в иллюстрациях Ю. Васнецова, В. Сутеева, В. Конашевича». Цель: продолжать формировать у детей интерес к книжной графике, закреплять знания детей о художниках-иллюстраторах Ю. Васнецове, В. Сутееве и В, Конаше-виче, учить сравнивать и узнавать манеру каждого из художников, видеть особенности выразительных средств. 1. «Художник В.В. Лебедев и поэт С.Я. Маршак». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. Лебедева, содержанием его иллюстраций. Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать иллюстрации и их выразительные средства. 2. «Творчество С.Я. Маршака и В.В. Лебедева. Рисование «Усатый-полосатый». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством поэта С. Маршака и художника-иллюстратора В.Лебе-дева. Учить выделять выразитель-ные средства, которыми пользовал-ся художник, эмоционально откликаться на художественный образ. Учить создавать вырази-тельный образ котенка, передавать пропорции, движение, цвет, допол-нять изображение. 1. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Т.А. Мавриной». Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюста-тора Т.А. Мавриной. Учить видеть характерные особенности ее творчества. Обратить внимание на декоративность, праздничность, связь ее рисунков с народным русским творчеством. Вызвать у детей интерес и желание внимательно рассматривать рисун-ки художницы, развивать зрительное внимание, навыки восприятия образного языка книжной графики. Расширять представления детей о многообра-зии сказочного мира. 2. «Чтение и последующая драматизация потешки «Плетень». Цель: вызвать у детей радость от встречи с веселой потешкой, с яркими рисунками Т.А.Мавриной, желание их рассматривать и удивляться творческим находкам художницы. Обратить внимание на средства выразительности: технику, яркие звучные краски, крупное изображение животных, свободную композицию рисунка – во всю страницу, множество деталей, характеризующих образов зверей и птиц, их сказочность, крупные буквы текста, свободную манеру создания силуэтного цветного пятна, ярко обрисованного черной контурной линией. «Художники-иллюстраторы детской книги» (итоговое). Цель: учить детей эмоционально откликаться на художественный образ; вызвать желание рас-сматривать иллюстрации к детской книге, отмечать своеобразие выразительных средств, радоваться творческим находкам художника; учить составлять рассказы-описания иллюстраций, задавать вопросы по рисункам и отвечать на них. | - Беседа на тему «Книга – мой лучший друг». Закрепить материал прошлогод-них занятий, вспомнить уже знакомых детям художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева, Е.Чарушина. - Чтение художественных произведе-ний с рассматриванием иллюстраций. Помочь почувствовать индивидуаль-ную манеру каждого художника. - Рассматривание инструментов худож-ника-графика: карандаши, уголь, мелки, фломастеры, перьевые ручки и т.д. Обратить внимание на роль линии в графике (рисунок может быть выполнен одной линией, но она передает и форму, и движение, и характер образа). - Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» - Чтение С. Маршака «Книжка про книжку». - Дидактическая игра «Разрезная мозаика». - Чтение и рассматривание книг В. Сутеева со сказками и иллюстрациями к ним: «Петух и краски», «Мешок яблок», «Капризная кошка» и др. - Инсценирование отрывков из сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». - Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Под грибом». - Отгадывание загадок о животных. - Дидактические игры «Узнай сказку по иллюстрации», «Узнай сказку по отрывку». - Выставка книг В Сутеева в книжном уголке. - Чтение русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю. А. Васнецовым: «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад» и др. - Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам «Волк и козлята», «Зимовье», «Лиса и заяц» и др. - Выставка книг в книжном уголке иллюстрированных Ю.А. Васнецовым к произведениям К. Чуковского, В. Бианки, Л. Толстого. - Дидактическая игра «Угадай, кто что делает». - Чтение и рассматривание иллюстра-ций Ю. Васнецова к потешкам, сказкам. - Рассматривание альбомов с изображением животных. - Драматизация сказки «Лиса и заяц». - Дидактическая игра «Угадай-ка». - Срисовывание понравившихся иллюстраций из детских книг. - Использование иллюстраций Ю. А. Васнецова на музыкальных занятиях. - Экскурсия на выставку дымковских игрушек. - Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций Е.М. Рачева к русским народным сказкам «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» и др. - Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных Е. М. Рачевым. - Дидактические игры «Угадай сказку», «Кому весело, кому грустно». - Драматизация русской народной сказки «Теремок». - Отгадывание загадок о животных. - Дидактическая игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?» - Викторина по сказкам с иллюстрациями художников-ил-люстраторов Е. М. Рачева и Ю. А. Васнецова. - Рисование на тему сказок о животных (изобразительные материалы по выбору детей). - Чтение рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е. И. Чарушиным: С.Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Теремок», «Курочка Ряба», авторские сказки «Волчишко», «Большие и маленькие», «Зайчата» и др. - Дидактические игры «Угадай, какие звери в этом домике живут?», «Узнай, какой художник меня нарисовал?» - Организация в книжном уголке выставки «Книги о животных». - Чтение книги С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Е.Чарушина. - Отгадывание загадок о животных. - Пластические этюды. - Дидактические игры «Угадай, чьи уши, чей хвост?», «Кто сидит, кто бежит». - Предложить детям пластический материал для отображения в лепке полученных впечатлений от игры. - Чтение книг и рассматривание иллюстраций А. Пахомова: В.Мая-ковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?», В.Осеева «Волшебное слово», «На катке», рассказы Л. Толстого и др. - Выставка в книжном уголке книг, иллюстрированных А Пахомовым. - Дидактические игры «Кому весело, кому грустно», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Кто художник этой книги?» - Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных В.М. Конашеви-чем. - Чтение книг С.Маршака «Вот какой рассеянный», «От одного до десяти», «Кошкин дом» и др. и К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Айболит» и др. - Чтение и рассматривание книг со сказками К. Чуковского, иллюстриро-ванных художниками Ю.Васнецовым, В. Сутеевым, В. Конашевичем: «Краденое солнце», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе» и др. - Выставка книг К.Чуковского в книжном уголке. - Дидактическая игра «Узнай сказку К. Чуковского по иллюстрации». - Декламация отрывков из стихотворе-ния К. Чуковского «Телефон». - Викторина «Знаешь ли ты произведения К.Чуковского». - Чтение стихотворений С. Маршака. - Рассматривание иллюстраций В. Лебедева к стихам С. Маршака: «Цирк», «Тихая сказка» и др. - Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных В. Лебедевым. - Выставка книг С. Маршака с иллюстрациями В. Лебедева. - Чтение стихотворений С.Маршака. - Драматизация стихотворения С. Маршака «Усатый – полосатый». - Дидактические игры «Убери лишнюю», «Узнай, какой художник меня нарисовал?» - Выставка книг в книжном уголке оформленных Т. Мавриной. - Чтение сказок А.С. Пушкина, русских народных сказок и потешек и рассматривание к ним иллюстраций Т.Мавриной. - Рассматривание произведений народных промыслов (росписи по дереву и бересте). - Слушание русских народных песен. - Чтение и рассматривание иллюстраций к потешке Т. Мавриной. - Рисование животных, встречающихся в потешке. - Художественно-развивающая игра «Порисуем» веревочками на фланелеграфе». - Развлечение «Веселая ярмарка». - Чтение книг с иллюстрациями знакомых детях художников, рассматривание иллюстраций. - Викторина «Знаем ли мы русские народные сказки?» - Дидактическая игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?» - Посещение детской библиотеки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективный план работы специалистов с родителями в ДОУ, для часто болеющих детей старшего дошкольного возраста".
1.Организация совместной работы специалистов ДОУ и родителей.2.Организация совместной деятельности родителей и детей в условиях семьи....
Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.
формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...
Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...
Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада оказать психологическую помощь детям для профилактики нарушений в эмоциональн...
Перспективный план работы кружка «Говорушки» по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомить детей с основными целями общения....
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста...