«Развитие изобразительного творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мультипликацией».
статья

Малышева Евгения Михайловна

Существует противоречие между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточным практическим применением его возможностей в условиях дошкольного учреждения; между проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультфильмах, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_malysheva_e.m.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие изобразительного творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мультипликацией».

Автор статьи Малышева Е.М. ГБОУ Школа № 718

        В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной. Исследованиями проблемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста занимались Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.В. Мельникова, С.В . Погодина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. Несмотря на значительный вклад данных исследователей в изучение этой проблемы, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. Влияние  на развитие детского рисования такого  искусства как кино  изучалось Ж.В. Мацкевич. Однако, возможности  развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликации в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой, раскрыты не достаточно.

        Существует противоречие между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточным практическим применением его возможностей в условиях дошкольного учреждения; между проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультфильмах, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования.

        Данное противоречие послужило основанием для выбора проблемы нашего исследования.

        С проблемой, объектом, предметом исследования Вы можете ознакомиться в презентации.

        Нами была выдвинута гипотеза исследования: Предполагается, что использование мультипликации будет способствовать развитию изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников при следующих педагогических условиях:

- отборе мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании;

- проведение непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с искусством мультипликации, направленное на  усвоение детьми  изобразительно-выразительных  средств мультипликации и интерпретацию их в рисунках.

        Методы исследования, а также база исследования представлены на слайде.

        Теоретический анализ проблемы показал, что изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликации развивается как процесс эстетического усвоения мультипликационных художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке.

        На основании теоретического анализа литературы, анализа современного состояния педагогической практики по использованию мультипликации в процессе непосредственной образовательной  деятельности, была разработана и экспериментально проверена работа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

        Экспериментальная работа проводилась в 2015-2016 учебном году на базе   ГБОУ Школа №718 г. Москвы. В проводимой экспериментальной работе  участвовало 14 детей подготовительной группы № 5 в возрасте 6-7 лет. В контрольной группе, где осуществлялась работа по типовой программе, было  также 14  детей, посещающих подготовительную группу № 2.

         Непосредственная образовательная деятельность проводилась 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, что соответствует возможностям данного возраста.          

        Вся экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

          Целью констатирующего этапа экспериментальной работы  было определить исходный уровень развития  изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино детей старшего дошкольного возраста.  

        Детям предлагалось побывать в роли художников и рассказать о своем любимом мультфильме в рисунке.

        В ходе исследования были определены следующие критерии оценки уровня развития изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликации: наличие замысла - выражение ребёнком своего эмоционально-оценочного отношения к просмотренному фильму, к положительным и отрицательным героям и их поступкам; выразительность изображаемых образов - использование ребёнком изобразительно-выразительных средств (динамические формы, пространственная композиция, выразительный колорит), способствующих реализации замысла; оригинальность изображаемых образов — воплощение замысла в индивидуальной манере, творческое использование изобразительных материалов и художественных техник, подчёркивающих выразительность образов и замысла.

        В результате анализа отмечено отсутствие в рисунках детей экспериментальной и контрольной групп изобразительно-выразительных средств, используемых художниками-мультипликаторами. Результаты констатирующего эксперимента показали низкий уровень развития изобразительного творчества детей экспериментальной и контрольной групп под влиянием мультипликации.

        Целью формирующего этапа экспериментальной работы было целенаправленное  приобщение детей к  мультипликационному кино как к средству развития детского изобразительного творчества в рисовании.

        В результате теоретического анализа литературы, просмотра и анализа мультфильмов нами были определены требования к отбору фильмов для проведения эксперимента. Для просмотра с дошкольниками были выбраны отечественные мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем, который проявляется в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев.  Содержание мультфильмов соответствует возрастному восприятию детей и главные герои в них — животные (собака, кот, обезьянка). Особенностью данных мультфильмов, является то, что кадры кино выполнены  изобразительно-выразительными средствами экранного языка кинематографа, которые дети могут усвоить и передать в своих рисунках: многообразие героев; динамика форм; композиция кадра; выразительный колорит; богатство изобразительных техник.  

        Нами были созданы условия, способствующие развитию детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационного искусства: собрана фильмотека мультипликационных фильмов, представлены технические средства обучения (DVD-плеер, телевизор, медиатехника), обеспечено наличие разнообразных художественных материалов, оборудованы места работы, разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности, оформлена галерея из кадров с мультипликационными героями.

        Методика непосредственной образовательной деятельности строилась на принципах свободы выбора замысла, сюжета, способов их расположения и изображения в пространстве листа, изобразительных материалов. Каждая непосредственная образовательная деятельность по развитию детского изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных фильмов состояла из трёх частей, которые отделялись одна от другой проведением физкультминутки, переходом из одного помещения в другое.

        Первая часть непосредственной образовательной деятельности — «Мы выбираем мультфильм», в которой детей знакомили с разнообразием мультипликационных фильмов на дисках.

        Вторая  часть непосредственной образовательной деятельности — «Мы любим смотреть мультфильмы» проводилась в игровой ситуации «Посещение кинотеатра».

        Третья часть занятия — «Мы рисуем на тему мультфильма» посвящалась активизации интереса и желания детей выразить эстетические впечатления от мультфильмов, в условиях свободы выбора художественных материалов и изобразительных  техник.

        Для поддержания интереса к увиденному детям задавались  вопросы, уточняющие результат восприятия мультфильма, оказывалась помощь в  выборе изобразительных материалов, происходило  обучение детей технике рисования животных, если она была для них новой.

        В результате анализа формирующего этапа экспериментальной работы были сделаны следующие выводы: развитие изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных фильмов, обогащение художественного опыта дошкольников яркими впечатлениями от мультфильмов привело к тому, что для детей стало возможным выразить личное отношение к создаваемым образам через композицию, колорит, динамику, изобразительную технику.

        Таким образом, в процессе формирующего эксперимента выявлены и проверены педагогические условия, обеспечивающие развитие изобразительного творчества в рисунках старших дошкольников под влиянием мультипликационных кинофильмов, подтверждена их эффективность.

        По завершению формирующего этапа экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап, целью которого было: выявить уровень развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино детей старшего дошкольного возраста.

        В экспериментальной и контрольной группах была проведена непосредственная образовательная деятельность, на тему «Мой любимый домашний питомец». Детям предлагалось побывать в роли художников и рассказать о своем любимом животном в рисунке.

        Анализ детских рисунков в экспериментальной группе показал, что дети достаточно высоко усвоили полученные знания и навыки.  36% детей показали высокий уровень развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием восприятия изобразительно-выразительных средств мультипликационного кино, 64% детей показали средний уровень, низкий уровень не показал никто из детей.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что уровень развития изобразительного творчества в рисунках детей экспериментальной группы под влиянием мультфильмов стал выше, чем в контрольной. В контрольной группе, где детям редко показывали мультфильмы и только с целью развлечения, высокий уровень рисунков не определён, низкий уровень отмечен в 21%, а  средний  в 79 % детских рисунков.

        Необходимо отметить, что рисунки детей экспериментальной группы стали более интересными. Дети стали чаще рисовать животных в разных ракурсах, динамичных позах, научились передавать фактуру и окрас шерсти животного, используя разные изобразительные техники и художественные материалы; научились выстраивать гармоничную композицию с использованием элементов перспективы.        

        Результаты  анализа результатов экспериментальной работы показали эффективность использования искусства мультипликации в обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее  развитие изобразительного творчества в рисунках у старших дошкольников.

 Таким образом, проведённая работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий: отбора мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании, а также проведение непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с искусством мультипликации, направленной на  усвоение детьми  изобразительно-выразительных  средств мультипликации и интерпретацию их в рисунках. Гипотеза исследования  нашла свое подтверждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"

Представлена   опытно-эксперементальная работа по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками А...

Презентация на тему:"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"

Представлена презентация опытно-эксперементальной работы по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушк...

Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликации, мультфильма

Аннотация. В данной статье рассказывается об инновационном методе мультипликации в ДОУ.. Выделяются отличительные особенности применения данного метода как эффективного способа развития познавательной...

Творческая работа РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как с...

«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».

В данной статье рассматривается вопрос о развитии позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями взрослых. Автор статьи указывает, ч...

методическая разработка «Комплект материалов для развития изобразительно-художественных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования»

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги....