«Развитие изобразительного творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мультипликацией».
статья
Существует противоречие между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточным практическим применением его возможностей в условиях дошкольного учреждения; между проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультфильмах, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_malysheva_e.m.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие изобразительного творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мультипликацией».
Автор статьи Малышева Е.М. ГБОУ Школа № 718
В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной. Исследованиями проблемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста занимались Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.В. Мельникова, С.В . Погодина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. Несмотря на значительный вклад данных исследователей в изучение этой проблемы, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. Влияние на развитие детского рисования такого искусства как кино изучалось Ж.В. Мацкевич. Однако, возможности развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликации в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой, раскрыты не достаточно.
Существует противоречие между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточным практическим применением его возможностей в условиях дошкольного учреждения; между проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультфильмах, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования.
Данное противоречие послужило основанием для выбора проблемы нашего исследования.
С проблемой, объектом, предметом исследования Вы можете ознакомиться в презентации.
Нами была выдвинута гипотеза исследования: Предполагается, что использование мультипликации будет способствовать развитию изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников при следующих педагогических условиях:
- отборе мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании;
- проведение непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с искусством мультипликации, направленное на усвоение детьми изобразительно-выразительных средств мультипликации и интерпретацию их в рисунках.
Методы исследования, а также база исследования представлены на слайде.
Теоретический анализ проблемы показал, что изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликации развивается как процесс эстетического усвоения мультипликационных художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке.
На основании теоретического анализа литературы, анализа современного состояния педагогической практики по использованию мультипликации в процессе непосредственной образовательной деятельности, была разработана и экспериментально проверена работа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в 2015-2016 учебном году на базе ГБОУ Школа №718 г. Москвы. В проводимой экспериментальной работе участвовало 14 детей подготовительной группы № 5 в возрасте 6-7 лет. В контрольной группе, где осуществлялась работа по типовой программе, было также 14 детей, посещающих подготовительную группу № 2.
Непосредственная образовательная деятельность проводилась 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, что соответствует возможностям данного возраста.
Вся экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было определить исходный уровень развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино детей старшего дошкольного возраста.
Детям предлагалось побывать в роли художников и рассказать о своем любимом мультфильме в рисунке.
В ходе исследования были определены следующие критерии оценки уровня развития изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликации: наличие замысла - выражение ребёнком своего эмоционально-оценочного отношения к просмотренному фильму, к положительным и отрицательным героям и их поступкам; выразительность изображаемых образов - использование ребёнком изобразительно-выразительных средств (динамические формы, пространственная композиция, выразительный колорит), способствующих реализации замысла; оригинальность изображаемых образов — воплощение замысла в индивидуальной манере, творческое использование изобразительных материалов и художественных техник, подчёркивающих выразительность образов и замысла.
В результате анализа отмечено отсутствие в рисунках детей экспериментальной и контрольной групп изобразительно-выразительных средств, используемых художниками-мультипликаторами. Результаты констатирующего эксперимента показали низкий уровень развития изобразительного творчества детей экспериментальной и контрольной групп под влиянием мультипликации.
Целью формирующего этапа экспериментальной работы было целенаправленное приобщение детей к мультипликационному кино как к средству развития детского изобразительного творчества в рисовании.
В результате теоретического анализа литературы, просмотра и анализа мультфильмов нами были определены требования к отбору фильмов для проведения эксперимента. Для просмотра с дошкольниками были выбраны отечественные мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем, который проявляется в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев. Содержание мультфильмов соответствует возрастному восприятию детей и главные герои в них — животные (собака, кот, обезьянка). Особенностью данных мультфильмов, является то, что кадры кино выполнены изобразительно-выразительными средствами экранного языка кинематографа, которые дети могут усвоить и передать в своих рисунках: многообразие героев; динамика форм; композиция кадра; выразительный колорит; богатство изобразительных техник.
Нами были созданы условия, способствующие развитию детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационного искусства: собрана фильмотека мультипликационных фильмов, представлены технические средства обучения (DVD-плеер, телевизор, медиатехника), обеспечено наличие разнообразных художественных материалов, оборудованы места работы, разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности, оформлена галерея из кадров с мультипликационными героями.
Методика непосредственной образовательной деятельности строилась на принципах свободы выбора замысла, сюжета, способов их расположения и изображения в пространстве листа, изобразительных материалов. Каждая непосредственная образовательная деятельность по развитию детского изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных фильмов состояла из трёх частей, которые отделялись одна от другой проведением физкультминутки, переходом из одного помещения в другое.
Первая часть непосредственной образовательной деятельности — «Мы выбираем мультфильм», в которой детей знакомили с разнообразием мультипликационных фильмов на дисках.
Вторая часть непосредственной образовательной деятельности — «Мы любим смотреть мультфильмы» проводилась в игровой ситуации «Посещение кинотеатра».
Третья часть занятия — «Мы рисуем на тему мультфильма» посвящалась активизации интереса и желания детей выразить эстетические впечатления от мультфильмов, в условиях свободы выбора художественных материалов и изобразительных техник.
Для поддержания интереса к увиденному детям задавались вопросы, уточняющие результат восприятия мультфильма, оказывалась помощь в выборе изобразительных материалов, происходило обучение детей технике рисования животных, если она была для них новой.
В результате анализа формирующего этапа экспериментальной работы были сделаны следующие выводы: развитие изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных фильмов, обогащение художественного опыта дошкольников яркими впечатлениями от мультфильмов привело к тому, что для детей стало возможным выразить личное отношение к создаваемым образам через композицию, колорит, динамику, изобразительную технику.
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента выявлены и проверены педагогические условия, обеспечивающие развитие изобразительного творчества в рисунках старших дошкольников под влиянием мультипликационных кинофильмов, подтверждена их эффективность.
По завершению формирующего этапа экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап, целью которого было: выявить уровень развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальной и контрольной группах была проведена непосредственная образовательная деятельность, на тему «Мой любимый домашний питомец». Детям предлагалось побывать в роли художников и рассказать о своем любимом животном в рисунке.
Анализ детских рисунков в экспериментальной группе показал, что дети достаточно высоко усвоили полученные знания и навыки. 36% детей показали высокий уровень развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием восприятия изобразительно-выразительных средств мультипликационного кино, 64% детей показали средний уровень, низкий уровень не показал никто из детей.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что уровень развития изобразительного творчества в рисунках детей экспериментальной группы под влиянием мультфильмов стал выше, чем в контрольной. В контрольной группе, где детям редко показывали мультфильмы и только с целью развлечения, высокий уровень рисунков не определён, низкий уровень отмечен в 21%, а средний в 79 % детских рисунков.
Необходимо отметить, что рисунки детей экспериментальной группы стали более интересными. Дети стали чаще рисовать животных в разных ракурсах, динамичных позах, научились передавать фактуру и окрас шерсти животного, используя разные изобразительные техники и художественные материалы; научились выстраивать гармоничную композицию с использованием элементов перспективы.
Результаты анализа результатов экспериментальной работы показали эффективность использования искусства мультипликации в обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее развитие изобразительного творчества в рисунках у старших дошкольников.
Таким образом, проведённая работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий: отбора мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании, а также проведение непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с искусством мультипликации, направленной на усвоение детьми изобразительно-выразительных средств мультипликации и интерпретацию их в рисунках. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»
Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....
"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"
Представлена опытно-эксперементальная работа по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками А...
Презентация на тему:"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"
Представлена презентация опытно-эксперементальной работы по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушк...
Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликации, мультфильма
Аннотация. В данной статье рассказывается об инновационном методе мультипликации в ДОУ.. Выделяются отличительные особенности применения данного метода как эффективного способа развития познавательной...
Творческая работа РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как с...
«Развитие позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых».
В данной статье рассматривается вопрос о развитии позитивной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями взрослых. Автор статьи указывает, ч...
методическая разработка «Комплект материалов для развития изобразительно-художественных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования»
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги....