"Декоративно - прикладное искусство - детям".
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему
Консультация для педагогов.
«Декоративно-прикладное искусство - детям»
Народное декоративно прикладное искусство - одно из средств художественного и патриотического воспитания детей.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, представлены эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни и быта, которые передаются из поколения в поколение. Считалось, что если подарить народную игрушку ребенку, то она принесет ему благополучие, счастье, удачу.
Народные промыслы - древняя традиция, но им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками, да и соленое тесто оказалось прекрасным материалом для творчества.
По наблюдениям, среди различных видов деятельности дети, наряду с игровой, предпочитают изобразительную деятельность, и в частности, декоративную.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость материалов - вот характерные особенности народного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию, и пониманию детей. Как в произведениях народных мастеров, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается в мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений и т.д., изображенных на игрушках, тканях, досках, посуде, вылепленных из теста фигурок воспринимаются детьми как сказочные и, вместе с тем, они узнают в них знакомые им в жизни растения и животных, птиц и т.д.
Простые и яркие образы народного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство. Радость общения с этими предметами побуждают ребенка к деятельности. Кто же не захочет иметь такие изделия, чтобы дом стал непохожим на другие, наполнился уютом и душевным теплом. Народные игрушки вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством, а если поделки выполнены своими руками, расписаны любимыми красками, они становятся дорогими и бесценными. А радость творчества неповторима, ребенок испытывает положительные эмоции, приобретает уверенность в своих силах, дети счастливы, держа в руках неповторимое творение. А если подарить маме, бабушке, то радости нет предела. И видя глаза детей в эти минуты, нет сомнения в том, что ты занимаешься нужным и полезным делом, которое трогает душу ребёнка.
Современный человек прекрасно понимает, что мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка полностью, владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Исходя из вышеизложенного, занятия по декоративному творчеству имеют большое значение для гармоничного развития ребенка, так как знакомят ребенка с историей своего народа, развивают творческие способности, способствуют формированию художественного вкуса, пробуждают его к фантазии, активизируют наблюдательность, воспитывают волю, развивают внимание, воображение, чувство формы, глазомер, помогают формированию мелкой моторики рук, синхронизируют работу обеих рук, благотворно влияют на развитие речи ребенка и на нервную систему в целом, а яркие краски гармонично подобранные народными умельцами радуют глаз ребенка. Эти занятия воспитывают чувство цвета, учат построению композиции, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Кроме того, занятия по декоративному творчеству позволяют эффективно решать образовательные, воспитательные, учебные и коррекционные задачи:
- Приобщать детей к миру искусства, развивать эстетический и художественный вкус, эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Дать первые представления о художественной и знаковой условности, индивидуальных способах изображения, лепки. Знакомить детей с различными способами воплощения художественного замысла. Обогащать детей впечатлениями.
- Создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов, и узоров растительного и геометрического характера, используя ритм, симметрию, композицию. Изготовлять объемные формы для росписи из различных материалов.
- Использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Побуждать детей создавать прекрасное.
- Осуществлять личностно - ориентированный подход, индивидуальный подход к каждому ребенку. Сочетать индивидуальный и коллективные виды деятельности детей, отдавая приоритет их инициативе, фантазиям, желаниям.
- Развивать свободное, творческое отношение к изобразительной деятельности. Знакомить с различными жанрами искусства.
- Обучить детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности изображения. Обеспечить условия для творческой самореализации детей. Учить проявлять самостоятельный поиск, проявлять инициативу и находчивость в применении новых нетрадиционных материалов, а так же способов рисования и лепки. Предоставить детям возможность осваивать различные материалы, знакомясь с их свойствами и структурой. Развивать тактильную и мелкую моторику пальцев рук.
- Создавать условия для развития речевого общения детей и взрослых, сверстников, развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать словарь детей, развивать образную сторону речи.
- Развивать цветоощущение, чувство формы, пропорций. Развивать пространственные представления, глазомер. Слуховое и зрительное восприятие, контроль при изготовлении работ. Учить ориентироваться на плоскости и объеме.
- С уважением относиться к продуктам своего творчества и других. Использовать продукт своего творчества для оформления, игры, подарков и т.д.
- Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
- Формировать умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, доводить начатое дело до конца.
- Соблюдать правила безопасности при работе с красками, пластическими материалами, клеем, ножницами и т.д.
Исходя из поставленных задач, выделяется несколько направлений работы с детьми:
Первое направление:
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности видеть прекрасное.
Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалов, характерных признаках. Учить выделять средства выразительности: элементы узора, на предмете, связь формы предмета и его назначения.
Второе направление:
Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки из глины и соленого теста, нетрадиционным способам рисования.
Третье направление:
Формирование детского декоративного творчества. Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций. Учить видеть как мастер, не выходя за пределы определенного вида искусства, традиций росписи, создает новый неповторимый узор, и на основе этого формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, свободно выбирая сочетание элементов узора, цвета, композиции в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.
Для лучшего усвоения материала можно использовать следующие
формы работы с детьми.
1.Выставки.
На них могут быть представлены: подлинные предметы (например дымковский петушок), предметы одного промысла, предметы одного образа (животные), сравнение двух - трех промыслов.
2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно - прикладного искусства (со старшими детьми).
3. Экскурсии.
4. Занятия по декоративному творчеству.
- Занятия по лепке из глины или соленого теста.
- Занятия по рисованию. Нетрадиционное рисование.
Типы занятий:
1. Выставки.
2. Занятия по ознакомлению с промыслом, жанром живописи, прорисовка элементов.
3. Изготовление объемной формы для росписи (лепка, папье - маше).
4. Роспись готового изделия промышленного или собственного изготовления. Занятия по желанию или замыслу детей.
5. Тематические занятия.
6. Интегрированные занятия.
Занятия проводятся по подгруппам и, по необходимости, индивидуально.
Занятия по ознакомлению детей с народными промыслами рекомендуется выдерживать в следующей структуре:
- Создание эмоционального настроя у детей, знакомство с историей промысла и работами мастеров. Показ технических приемов работы.
- Рисование элементов на плоскости.
- Изготовление поделки, подготовка ее к росписи.
- Роспись объемных форм. Самостоятельная работа детей и индивидуальная работа с детьми воспитателем по оказанию помощи (совет, подсказка, индивидуальный показ) детям, которые в этом нуждаются.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- Рассматривание готовых работ, их анализ и эмоциональная, положительная оценка.
Закреплять знания о промыслах можно через дидактические игры и самостоятельную творческую деятельность, посещение музеев народного прикладного искусства с родителями.
Такая система работы поможет открыть для детей увлекательное путешествие в мир истории русского народа и его искусства, пригласить их в удивительную страну рисования и лепки. Позволить в определенной последовательности, постепенно, от простого к сложному, познакомить детей с народными промыслами, дать знания, о том, что каждый образ, элемент в народном искусстве имеет свое значение, символ и многое другое. Познакомить с нетрадиционными приемами рисования и лепки из глины и соленого теста, познакомить детей с основами цветоведения.
Наиболее эффективным в данной работе является нетрадиционное использование материалов, приемов рисования и лепки.
Нетрадиционные техники рисования и лепки все очень просты и интересны, основаны на игре и доступны детям с самого раннего возраста. Они увлекают ребенка в сказочный мир искусства, учат не бояться творить, фантазировать, учат работе с разнообразным материалом и самостоятельности в его выборе. Нетрадиционные техники должны заинтересовать и удивить детей.
Данный алгоритм помогает более эффективно и системно проводить работу по обучению техническим и изобразительным навыкам рисования и лепки с детьми всех возрастных подгрупп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Декоративно - прикладное искусство - детям". | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Декоративно прикладное искусство — детям».
Консультация для родителей...
Декоративно-прикладное искусство детям.
Консультация для родителей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
Декоративно-прикладное искусство детям
Создание художественных работ....
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
«Декоративно-прикладное искусство детям дошкольного возраста».
Помочь родителям понять, что декоративно - прикладное искусство необходимо детям. И, конечно для чего оно необходимо....
Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись
Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...