Конспект НОД "Русский колокольчик" подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
«Русский колокольчик»
Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.
- Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов
- Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Материал: предметные картинки, картины храмов, звонниц, разных видов колоколов, кисти вода.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина
Колокол дремавший,
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары ,
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
( включить колокольный звон)
Без чего не бывает храма, церкви? (без колокольного звона)
Поднимите руку те, кто бывал в церкви с мамой и папой.
Что вы там видели, что запомнили?
(появляются слайды храмов, церквей)
Воспитатель
Верно, это разные православные Храмы. Храм — самое красивое здание. Вы неоднократно бывали в нем и видели, что Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня.
(Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокольни)
Люди во все времена строили Храмы и колокольни из любви к Богу. Колокола зовут людей в Храм для общения с Богом. В храмах молятся иконам Господа Иисуса Христа, его матери - Пресвятой Богородице, святым и просят у них помощи в разных делах, просят здоровья, и Господь Бог помогает всем хорошим людям, тем, кто не делает зла своим близким и друзьям.
Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить?
(Ответы детей).
Как называют человека, который звонит в колокола?
(Ответы детей).
Воспитатель. Человека, звонящего в колокола, называют звонарь.
Подумайте, что обозначает слово колокол
Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.
Воспитатель.
Однажды мудрый человек сказал: "Храм - это молитва в камне. Икона - это молитва в красках. Колокол - молитва в звуке, звучащая икона"
Дети, у людей бывает своя судьба, своя история, так бывает своя судьба, своя история и у вещей. Я хочу рассказывать удивительную историю о судьбе колоколов.
Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в 15 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.
На Руси вообще колокола считали живыми существами. Имя давали, даже были при крещении мать и отец.
Благовест - извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.
Набат - о пожаре и других бедствиях.
Всполошный – извещал о бунте, или если подступал враг.
Вечевой - собирал жителей на собрание на главную площадь города.
Колокольный звон — это древнее мастерство. Давайте послушаем, как звучат колокола.
(слушаем колокольный звон)
- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Кто догадался, что в загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение).
- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).
. У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать?
( предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.
Отчего же зависит звук колокола?
Язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше. Язык для колокола подбирали индивидуально.
Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.
- А как вы думаете, где размещают колокола?
(На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (предложить подумать, поразмышлять).
Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий", т. е колокольня Ивана Великого.
(обратить внимание детей на экран).
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение).
- Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.
(Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).
Знакомство с "Царь-колоколом".
- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?
(предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились?
(предложить высказать свою точку зрения).
- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства?
(предложить подумать, поразмышлять).
Какими словами можно рассказать о нем? (величественный, могучий. огромный, громкий)
Игра с колокольчиками "Дили-дон".
Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова:
Дили- дили- дили -дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы,
Звонче, колокол, звени!
Во время проговаривания слов водящий идет по кругу и одного из игроков забирает колокольчик. Все весело звенят. Ребёнок, оставшийся без колокольчика выполняет какое – нибудь задание ( сплясать, прочитать стихотворение, спеть и т.д)
Послушайте стихотворение, которое выучила про колокол Ксюша.
"На колокольне" В. Шамаников.
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
Легенды колоколов
- О колоколах сложилось много легенд.
* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.
* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).
* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.
* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.
(позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение?).
Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”
(С. Трофимова).
- Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства.
У меня для вас есть подарок - бумажные колокольчики. Предлагаю украсить их красивыми орнаментами, узорами, краски возьмем необычные…..
взять волшебные краски (гелевые) и приступить к работе.
После того как дети закончили работу - устроить выставку колокольчиков
Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"
Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...
конспект открытого мероприятия - конспект НОД в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"
представлен конспект открытого мероприятия - конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект интегрированного занятия в ДОУ " Здравствуй Зимушка -зима" план-конспект занятия (младшая группа)
Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...
Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа
Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....