Конспект НОД "Русский колокольчик" подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Еркина Людмила Александровна

Русский колокольчик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_kolokolchik.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«Русский колокольчик»

Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

Задачи: 
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.

- Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов

- Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Материал: предметные картинки, картины храмов, звонниц, разных видов колоколов, кисти вода.
Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина

Колокол дремавший, 
Разбудил поля, 
Улыбнулась солнцу 
Сонная земля.

Понеслись удары ,
К синим небесам, 
Звонко раздается 
Голос по лесам.

( включить колокольный звон)

Без чего не бывает храма, церкви? (без колокольного звона)

Поднимите руку те, кто бывал в церкви с мамой и папой.

Что вы там видели, что запомнили?

(появляются слайды храмов, церквей)

Воспитатель 

Верно, это разные православные Храмы. Храм — самое красивое здание. Вы неоднократно бывали в нем и видели, что Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня.

(Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокольни)

 Люди во все времена строили Храмы и колокольни из любви к Богу. Колокола зовут людей в Храм для общения с Богом. В храмах молятся иконам Господа Иисуса Христа, его матери - Пресвятой Богородице, святым и просят у них помощи в разных делах, просят здоровья, и Господь Бог помогает всем хорошим людям, тем, кто не делает зла своим близким и друзьям.

Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить?

(Ответы детей).

Как называют человека, который звонит в колокола?

(Ответы детей).

Воспитатель.  Человека, звонящего в колокола, называют звонарь.

Подумайте, что обозначает слово колокол

Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.

Воспитатель.
Однажды мудрый человек сказал: "Храм - это молитва в камне. Икона - это молитва в красках. Колокол - молитва в звуке, звучащая икона"

Дети, у людей бывает своя судьба, своя история, так бывает своя судьба, своя история и у вещей. Я хочу рассказывать удивительную историю о судьбе колоколов.

Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в 15 веке один монах, живший в  Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.

На Руси вообще колокола считали живыми существами. Имя давали, даже были при крещении мать и отец.

Благовест - извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.

Набат - о пожаре и других бедствиях.

Всполошный – извещал о бунте, или если подступал враг.

Вечевой - собирал жителей на собрание на главную площадь города.

Колокольный звон — это древнее мастерство. Давайте послушаем, как звучат колокола.

(слушаем колокольный звон)

- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?

Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!

Кто догадался, что в загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение).

- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).

. У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.

- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать?

( предложить подумать и высказать свое мнение).

- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.

Отчего же зависит звук колокола?

Язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше. Язык для колокола подбирали индивидуально.

Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.

- А как вы думаете, где размещают колокола?

(На высоких колокольнях или в звонницах).

- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (предложить подумать, поразмышлять). 

Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий", т. е колокольня Ивана Великого.

 (обратить внимание детей на экран).

В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение).

 - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. 

(Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).

Знакомство с "Царь-колоколом".

- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?

 (предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).

- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? 

(предложить высказать свою точку зрения).

- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства? 

(предложить подумать, поразмышлять).

Какими словами можно рассказать о нем? (величественный, могучий. огромный, громкий)

Игра с колокольчиками "Дили-дон".

 Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова: 
Дили- дили- дили -дон! 
Слышится со всех сторон. 
Весело играем мы, 
Звонче, колокол, звени! 
Во время проговаривания слов водящий идет по кругу и одного из игроков забирает колокольчик. Все весело звенят. Ребёнок, оставшийся без колокольчика выполняет какое – нибудь задание ( сплясать, прочитать стихотворение, спеть и т.д)

Послушайте стихотворение, которое выучила про колокол Ксюша.

"На колокольне" В. Шамаников.

Хорошо на колокольне 
Позвонить в колокола, 
Чтобы праздник был раздольней, 
Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье, 
Этот дивный перезвон 
Светлым гимном Воскресенья 
Зазвучал со всех сторон.

Легенды колоколов

- О колоколах сложилось много легенд.

* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.

Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).

* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.

 (позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение?). 

Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…” 

(С. Трофимова).

Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства.

У меня для вас есть подарок - бумажные колокольчики. Предлагаю украсить их красивыми орнаментами, узорами, краски возьмем необычные…..

взять волшебные краски (гелевые) и приступить к работе.

После того как дети закончили работу - устроить выставку колокольчиков

Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный, 
Люб отголосок мне твой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

конспект открытого мероприятия - конспект НОД в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"

представлен конспект открытого мероприятия - конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в ДОУ " Здравствуй Зимушка -зима" план-конспект занятия (младшая группа)

Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...

Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа

Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....