Конспект НОД по изобразительной деятельности. «Роспись дымковского петуха» в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Кулагина Наталия Владимировна

Конспект НОД по изобразительной деятельности.

«Роспись дымковского петуха» в старшей группе

Программное содержание:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковскойигрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.

Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Материал и оборудование к занятиюДымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на доске; палитра, кисти (тонкие и толстые, салфетки; акриловые: синяя, красная, зеленая и желтая цветов; стаканы с водой.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки и картинки.

- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.

- Рассказ воспитателя о появлении дымковских игрушек

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а потом и ногами месят. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки: лошадки, петушки, фигурки людей, свистульки, колокольчики.

После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её «проветриваться». Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

Воспитатель показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.

- Рассматривание дымковских игрушек. На столе дети рассматривают, берут в руки дымковские игрушки.

- Беседа о дымковских игрушках: Какого цвета бывают дымковские игрушки(Всегда только белые) А какие узоры на дымковских игрушках(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка). Какие цвета в узорах использованы? (Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета, черный и золотистый.) Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

Правильно ребята, узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

 

А что бы узнать кого именно мы будем рисовать из дымковской росписи, петушка, барышню, доброго молодца или может быть ещё кого-то, вам нужно послушать стихотворение:

Петушок у нас горластый

По утрам кричит он здравствуй.

На ногах его сапожки,

На ушах его сережки.

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

Мы будем рисовать дымковского петушка!

Физ.минутка «Петушок»

Ребята, а теперь мы с вами немножко отдохнём. Повторяйте за мной слова и движения.

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

 Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук),

 Шелкова головушка (гладим по голове ,

Масляна бородушка (гладим по подбородку).

Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх), Голосисто поешь,

Детям спать не даешь (руки складываем под щекой)

 

Роспись дымковских петушков детьми: Сейчас мы с вами сами попробуем расписать петушков, так, как это делали народные умельцы. Давайте еще раз рассмотрим с вами на петушка. Какие части тела есть у петушка? Правильно - голова, туловище, хвост, лапы; на голове - гребешок и бородка, клюв, глаза.

Посмотрите, ребята, узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.

- Рассматривание схемы на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.

Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.

Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.

Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.

Ребята, все уже нарисовали своих замечательных петушков, давайте все вместе разомнём наши уставшие пальчики. Повторяйте за мной движения и слова.

Разотру ладошки сильно ( растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу(ухватить каждый пальчик у основания),

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну( вращательными движениями дойти до ногтя).

Давайте повторим ещё раз.

Итог:

Ребята, вы большие молодцы. У всех получились замечательные красивые петушки. А я вам предлагаю сделать красивую выставку наших рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rospis_petuha.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по изобразительной деятельности.

«Роспись дымковского петуха» в старшей группе

Программное содержание:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковскойигрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.

Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Материал и оборудование к занятиюДымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на доске; палитра, кисти (тонкие и толстые, салфетки; акриловые: синяя, красная, зеленая и желтая цветов; стаканы с водой.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки и картинки.

- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.

- Рассказ воспитателя о появлении дымковских игрушек

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а потом и ногами месят. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки: лошадки, петушки, фигурки людей, свистульки, колокольчики.

После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её «проветриваться». Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

Воспитатель показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.

- Рассматривание дымковских игрушек. На столе дети рассматривают, берут в руки дымковские игрушки.

- Беседа о дымковских игрушках: Какого цвета бывают дымковские игрушки(Всегда только белые) А какие узоры на дымковских игрушках(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка). Какие цвета в узорах использованы? (Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета, черный и золотистый.) Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

Правильно ребята, узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

А что бы узнать кого именно мы будем рисовать из дымковской росписи, петушка, барышню, доброго молодца или может быть ещё кого-то, вам нужно послушать стихотворение:

Петушок у нас горластый

По утрам кричит он здравствуй.

На ногах его сапожки,

На ушах его сережки.

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

Мы будем рисовать дымковского петушка!

Физ.минутка «Петушок»

Ребята, а теперь мы с вами немножко отдохнём. Повторяйте за мной слова и движения.

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

 Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук),

 Шелкова головушка (гладим по голове ,

Масляна бородушка (гладим по подбородку).

Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх), Голосисто поешь,

Детям спать не даешь (руки складываем под щекой)

Роспись дымковских петушков детьми: Сейчас мы с вами сами попробуем расписать петушков, так, как это делали народные умельцы. Давайте еще раз рассмотрим с вами на петушка. Какие части тела есть у петушка? Правильно - голова, туловище, хвост, лапы; на голове - гребешок и бородка, клюв, глаза.

Посмотрите, ребята, узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.

- Рассматривание схемы на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.

Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.

Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.

Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.

Ребята, все уже нарисовали своих замечательных петушков, давайте все вместе разомнём наши уставшие пальчики. Повторяйте за мной движения и слова.

Разотру ладошки сильно ( растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу(ухватить каждый пальчик у основания),

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну( вращательными движениями дойти до ногтя).

Давайте повторим ещё раз.

Итог:

Ребята, вы большие молодцы. У всех получились замечательные красивые петушки. А я вам предлагаю сделать красивую выставку наших рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Роспись дымковского индюка"

Рисование с элементами конструирования «Роспись дымковского индюка».Цель: Учить конструировать объемную игрушку-индюка и расписывать её дымковскими узорами....

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) «Наряд для Осени» старшая группа

Программное содержание:Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности листьев деревьев.Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверх...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (роспись по солёному тесту) для детей подготовительной к школе группе «Чудесные писанки»

Задачи:      1. Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры (славянскими           писанками)....

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Роспись пасхального яйца" 2-ая младшая группа

Познакомить детей со светлым праздником Пасха. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Развивать у детей художественно-творческие способности, учить составлять уз...

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Спасская башня Кремля» в старшей группе

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Спасская башня Кремля» в старшей группеЦель: учить передать конструкцию башни, форму и пропорции частей.Задачи:Образовательные:1.Дать неко...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование по образцу) в старшей группе «Путешествие в лес»

расширить представление детей о лесе, закрепить знания о деревьях;воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса, ...

Конспект по изобразительной деятельности. «Роспись дымковского петуха» в старшей группе. 10.10.2023 г.

Конспект по изобразительной деятельности. «Роспись дымковского петуха» в старшей группе Программное содержание: Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и...