рабочая программа творческой мастерской "Жар-Птица" для детей 5-7 лет
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Цветкова Екатерина Тагировна

Программа  ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа  способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.Рабочая программа «Жар-Птица» предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №8 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа творческой мастерской

«Жар-птица»

для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет

Разработал:

Воспитатель Цветкова Е.Т.

                                                                                             

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка________________________________________3

  1. Цель и задачи________________________________________________4

  1. Частные задачи_______________________________________________5

  1. Учебно–тематический план образовательной программы изостудии_ 9

  1. Содержание программы______________________________________11

  1. Список литературы__________________________________________23

Пояснительная записка

     Актуальность: проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных,  как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. И очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается на занятиях по изобразительному искусству, где ребенок получает возможность творить, создавать красивое в рисунке. Одной из наиболее ярких характеристик в восприятии ребенка окружающего мира является цвет. Цвет дети выделяют сразу. Он яркий, с ним можно играть, создавать настроение. Постепенно, усложняя задания, в занятия включаются изобразительные термины, которые специально не заучиваются ребенком, а обыгрываются. Дети узнают, что такое теплые и холодные цвета, светотень, блик, цветовая гармония, цветовой круг, цветовые пятна и т.п. Все это помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения в отношении творческой работы. И тогда уже можно говорить о детской работе, которая решена с учетом тепло-холодности цветовой гаммы, композиции, колорита, пространства, стилизованного и обобщенного изображения. Выполнение детьми творческих заданий способствует появлению ассоциаций, которые находят своё воплощение в рисунке.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. Авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Новизна: рабочая программа «Жар-Птица» предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала.

Отличительной особенностью программы «Самоцветы» является то, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.

Важное значение в воспитании детей имеют темы, направленные на духовное воспитание. Они также включены в тематическое планирование. Программа составлена с учётом христианских православных праздников и русской культурной традиции, много внимания уделяется народному декоративно-прикладному искусству. Проводятся беседы по изобразительному искусству и красоте, нас окружающей, которые основаны на показе произведений искусства. Беседы помогают воспитать у детей интерес к окружающему миру, искусству.

Направленность программы:

Программа  ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа  способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.

Цель и задачи

Цель: создать условия для развития у детей творческих способностей с помощью изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для знакомства с различными художественными материалами
  • Создать условия для передачи формы предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.
  • Создать условия для расширения представлений о декоративно – прикладном искусстве
  • Создать условия для расширения представлений о разных жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), графики, архитектуры, скульптуры

Развивающие:

  • Создать условия для развития умения замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником
  • Создать условия для  развития умения самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписей
  • Создать условия для формирования умения и навыка владения при работе с различными художественными материалами (нетрадиционная техника)

Воспитательные:

  • Создать условия для  привития детям устойчивый  интерес к изобразительной деятельности
  • Создать условия для желания  творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к увиденному.
  • Создать условия для воспитания  эмоционально-эстетических чувств,  самостоятельности

Частные задачи

Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности:

Рисование

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании - акварелью).

При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование

Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения посередине, внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

Декоративное рисование

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи, знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).

Декоративная лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства.

Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Приобщение к изобразительному искусству

Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.

Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.).

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Учебно–тематический план образовательной программы

творческой мастерской «Жар-птицы»

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Месяц

Неделя

Вид занятия

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Сентябрь

1

Рисунок

Питерское лето сказочного цвета

1

Лепка

Фрукты на тарелке

1

2

Живопись

Цветы в вазе

1

ДПИ

Сказочная птица «осень»

1

3

Рисунок

Подводное царство рыб

1

Лепка

Корзинка с грибами

1

4

Живопись

Натюрморт «Дары осени»

1

ДПИ

Дымковская игрушка

1

Октябрь

1

Рисунок

Ветка рябины

1

Лепка

Кто живет в лесу? (дикие животные)

1

2

Живопись

Деревья смотрят в озеро

1

ДПИ

Золотая хохлома

1

3

Рисунок

Золотая осень

1

Лепка

Белка с орехом

1

4

Живопись

Птицы улетают на юг

1

ДПИ

Шапка и шарф

1

Ноябрь

1

Рисунок

Дождь в городе

1

Лепка

Бусы для мамы

1

2

Живопись

Портрет мамы

1

ДПИ

Тверская игрушка

1

3

Рисунок

Поздняя осень

1

Лепка

Орангутанг на дереве

1

4

Живопись

Панда

1

ДПИ

Матрешка Полхов - Майданская

1

Декабрь

1

Рисунок

Первый снег

1

Лепка

Девочка в зимней шубке

1

2

Живопись

Зимнее утро ( А. С. Пушкин )

1

ДПИ

Новогодняя открытка

1

3

Рисунок

Белая береза

1

Лепка

Новогодняя елочка

1

4

Живопись

Лиса и заяц (архитектура)

1

ДПИ

Рождественские пряники

1

Итого 1полугодие:

32

Январь

1

2

3

Рисунок

Зима в родном городе

1

Лепка

Белый медведь на рыбалке

1

4

Живопись

 Дремлет лес под сказку сна

1

ДПИ

Бело синее чудо Гжели (тарелка)

1

Февраль

1

Рисунок

Пингвины на льду

1

Лепка

Цирковые акробаты

1

2

Живопись

Снегирь на ветке

1

ДПИ

Каргопольская игрушка

1

3

Рисунок

Хрустальное утро

1

Лепка

Звери в цирке

1

4

Живопись

Зайчик в лесу

1

ДПИ

Масленица (солнышко на зубочистке)

1

Март

1

Рисунок

Мы с мамой

1

Лепка

Конфетница для мамы

1

2

Живопись

Ваза с цветами

1

ДПИ

Павлово-посадский платок

1

3

Рисунок

Подснежники

1

Лепка

Пластилинография скворец

1

4

Живопись

Скворец на ветке

1

ДПИ

Филимоновская игрушка

1

Апрель

1

Рисунок

Космос (граттаж)

1

Лепка

Космонавт

1

2

Живопись

Солнечная система

1

ДПИ

Пасхальные яйца на ветках (контур.пластилинография)

1

3

Рисунок

Ветка вербы

1

Лепка

Гнездо для птицы

1

4

Живопись

Мать – и – мачеха

1

ДПИ

Доска (городец)

1

Май

1

Рисунок

Поле с тюльпанами

Цыплята из ниток

1

ДПИ

2

Живопись

Одуванчики с божьими коровками

1

Лепка

1

3

Рисунок

День города

1

ДПИ

1

4

Живопись

Яблоня цветет

1

Лепка

1

Итого 2 полугодие:

35

Итого:

67

Содержание программы

Сентябрь

Тема: Питерское лето сказочного цвета

Содержание: Беседа о летних занятиях и развлечениях, схематическое изображение человека с помощью счетных палочек, подготовка альбома с семейными фотографиями о летнем отдыхе

Материалы:  Белые листы бумаги  одного размера для составления общего альбома рисунков на тему, простые карандаши, ластик, цветные карандаши или фломастеры по выбору детей

Тема: Фрукты на тарелке

Содержание: Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.

Материалы: Корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муляжи); конверт  с  загадками-описаниями; пластилин, стеки, дощечки

Тема: Цветы в вазе

Содержание: Знакомство детей  с натюрмортом, его содержанием композицией, подбором цвета предметов; рисование с натуры

Материалы: Ваза с осенним букетом, тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные

Тема: Сказочная птица «осень»

Содержание:  Знакомство  детей с новым способом рисования «по мокрому», набрызги, репродукции осенних пейзажей

Материалы: Силуэты летящей птицы, акварельные краски, кисти, баночки с водой,  салфетки бумажные

Тема: Подводное царство рыб

Содержание:   Знакомство детей с  использованием  нетрадиционных техник рисования (рисование ладошкой)

Материалы: Тонированные листы бумаги, краски для рисования ладошками, акварельные краски,  кисти, баночки с водой,  салфетки бумажные, иллюстрации разных рыбок

Тема: Корзинка с грибами

Содержание: Совершенствование круговой лепки корзинки, создавать по замыслу композицию из грибов в корзинке

Материалы: Пластилин, стеки, зубочистки, дощечки, карточки с изображениями грибов, разные варианты корзинок

Тема: Натюрморт «Дары осени»

Содержание: Продолжать знакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.

Материалы: Репродукции 5 - 6 натюрмортов разных  художников, акварельные краски, листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные

Тема: Дымковская игрушка

Содержание: Познакомить детей с одним из видов народно – прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи на животных и фигурках людей

Материалы: Иллюстрации с изображениями дымковских коней, элементы дымковской росписи, силуэты коней, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные, ватные палочки

Октябрь

Тема: Ветка рябины

Содержание:, Чтение стихотворения А. Плещева «Рябина», загадки о рябине, приметы, рисование с натуры

Материалы:  Ветка рябины, бумага тонированная в голубые, розовые тона, простой карандаш, кисти, тычки поролоновые, краски гуашь, палитра, салфетки

Тема: Кто живет в лесу? (животные)

Содержание: Знакомство с внешним видом лесных животных, замечать характерные позы и движения (ходит, бегает, прыгает), учить самостоятельно определять способ лепки на основе обобщенной формы: цилиндра, конуса или овоида, передать несложное движение

Материалы: Иллюстрации с лесными животными, пластилин, стеки, дощечки, зубочистки,  бусинки, пуговицы

Тема: Деревья смотрят в озеро

Содержание: Знакомство детей с новой техникой рисования (монотипия, оттиск), рассматривание иллюстраций с осенними деревьями

Материалы: Листы бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой,  салфетки бумажные, губки

Тема: Золотая хохлома

Содержание: Знакомство детей с одним из видов народно – прикладного искусства – хохлома, учить выделять элементы росписи на деревянных изделиях

Материалы: Иллюстрации с изображениями деревянной посуды, расписанной хохломской росписью, элементы хохломской росписи, силуэты миски и ложки, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки бумажные, ватные палочки

Тема: Золотая осень

Содержание:  Знакомство детей с  техникой рисования (отпечатки листьями), рассматривание иллюстраций с осенними деревьями

Материалы: Тонированные листы бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой,  салфетки бумажные, губки, листья разных деревьев

Тема: Белка с орехом

Содержание: Знакомство с внешним видом белки, способ лепки на основе обобщенной формы: овоида

Материалы:  Иллюстрации с изображением  белки, пластилин, стеки, дощечки,  зубочистки,  бусинки,  пуговицы

Тема: Птицы улетают на юг

Содержание: Повторить пословицы и поговорки о птицах,         развивать умение  различать птиц, группировать, анализировать их внешний облик, рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Материалы: Картинки с изображением птиц, листы бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой,  салфетки бумажные

Тема: Шапка и шарф

Содержание: Закрепление приемов вырезания симметричных геометрических фигур, рассматривание различных  узоров на шарфах и шапках, развивать чувство цвета и композиции,  д/и «Подбери узор»

Материалы: Силуэты шапки и шарфа, цветная бумага, ножницы, кисти для клея, клей ПВА, салфетки бумажные

Ноябрь

Тема: Дождь в городе

     Содержание: Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»,

чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкин, закрепления рисования по мокрому

     Материалы: Листы белой бумаги для рисования, акварельные краски, гуашь,                  

простые карандаши, широкая кисть для смачивания бумаги, кисти, кусочки белой парафиновой свечи, баночки с водой,  салфетки

Тема: Бусы для мамы

Содержание: Закреплять приемы лепки, развивать творчество, фантазию, в создании образа бус посредством формы, размера и цвета.

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Тема: Портрет мамы

Содержание: Рассматривание и беседа о жанре живописи – портрет, учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение людей, д/и «Фоторобот»

Материалы: Семейные фотографии, репродукции картин известных художников – портретистов, белая и тонированная бумага,  гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Тема: Тверская игрушка

Содержание: Знакомство детей с тверскими игрушками: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-сирины, медведи и другие игрушки-свистульки,  учить выделять элементы росписи

Материалы: Силуэты на красно-коричневом фоне,  гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Тема: Поздняя осень

Содержание: Рассмотрение картин с поздней осенью, развивать представление у детей о том, что через подбор красок можно передать в рисунке определенную погоду и настроение

Материалы: Репродукции с изображением ясного и пасмурного дня, тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Тема: Орангутанг на дереве

Содержание: Беседа и рассматривание иллюстраций с животными жарких стран,  знакомство с внешним видом орангутанга

Материалы:  Пластилин, стеки, дощечки,   подставка под сюжетную лепку

Тема: Панда

Содержание: Беседа и рассматривание иллюстраций с животными жарких стран,  знакомство с внешним видом панды

Материалы: Тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Тема: Матрешка Полхов - Майданская

Содержание: Знакомство детей с одним из видов народно – прикладного искусства – Матрешкой  Полхов - Майданской , учить выделять элементы росписи

Материалы: Силуэты матрешек,  гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные

Декабрь

Тема: Первый снег

Содержание: Разучивание стихов и песен о зиме, рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, продолжать учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование палочками-тычками)

Материалы: Картины с зимним пейзажем, кисточки,  палочки-тычки, тонированная бумага голубого цвета, белая гуашь, палитра,  баночка с водой

Тема: Девочка в зимней шубке

Содержание: Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления.

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Тема: Зимнее утро А.Пушкин

Содержание: Закрепить  знания  о  жанрах  живописи:  пейзаж.  В  ходе  знакомства  детей  с  произведениями  живописи  учить  понимать,  как  художник  передаёт свой замысел путем использования цвета, тонов и оттенков в зависимости от того, что изображает.  Продолжать учить изображать пейзаж зимнего леса по воображению, продолжать учить детей применять в рисовании нетрадиционные техники.

Материалы: Репродукции картин: И. И.  Левитан  −  «Золотая  осень»  и

«Весна. Большая вода», И. И. Шишкин  «Зима»;  тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, кусочки пенопласта.

Тема: Новогодняя открытка

Содержание: Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания.

Материалы: Иллюстрации с новогодними открытками, картон, сложенный вдвое, цветная бумага, ножницы, кисти для клея, клей ПВА, салфетки бумажные

Тема: Белая береза

Содержание: Беседа о том, что природа прекрасна в любое время года и многие ее состояния соответствуют переживаниям людей. Учить детей видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроения. Подводить детей к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки и поэзии.

Продолжать учить рисовать красками, составлять из красок полутона

разбеливая их, накладывать светотени. Рассматривание репродукций о зиме, разучивание стихов о зиме и пение песен, прослушивание музыки, дидактическая игра «Палитра настроения»

Материал: Репродукции картин:«Февральская лазурь» И.Э.Грабарь,«Зимний закат» С. Хананин, образец березы, схематические изображения березы с разнообразной кроной, лист бумаги, краски, кисти, палитра, баночки с водой

Тема: Новогодняя елочка

Содержание:  Создать условия для расширения знаний детей об истории новогоднего праздника, закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию,

 добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала

Материалы: Плотный картон с силуэтом елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук

Тема: Лиса и заяц (архитектура)

Содержание: Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами

Материалы: Книги со сказкой «Лиса и заяц» разных художников – иллюстраторов, листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные

Тема: Рождественские пряники

Содержание: Знакомство детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Картинки с разными пряниками, чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество»

Материалы: Силуэты рождественских пряников (фигурки различных животных), кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки бумажные

Январь

Тема: Зима в родном городе

Содержание: Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, учить детей передавать в своей работе картину зимнего города, закреплять умение рисовать разные дома и деревья

Материалы: Тонированные листы бумаги, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки

Тема: Белый медведь на рыбалке

Содержание: Знакомство детей  с животными Крайнего Севера, развивать у детей умение передавать в лепке фигуру белого медведя, выделяя некоторые характерные особенности, использовать различные приёмы лепки

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Тема:  Дремлет лес под сказку сна

Содержание: Чтение стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимой околдован…», рассматривание зимних пейзажей, учить детей создавать картину зимнего леса по замыслу, формировать композиционные умения (рисовать густой лес ярусами, начиная с заднего плана)

Материалы: Тонированная  бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Тема: Бело синее чудо Гжели (тарелка)

Содержание: Комплект плакатов «Народное искусство в детском саду» (Гжель), знакомство с керамической и деревянной посудой, учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели»

Материалы: Бумажные тарелки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Февраль

Тема: Пингвины на льду

Содержание: Познакомить с пингвинами, средой их обитания, учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу  в величине птиц, развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Материалы: Иллюстрации с изображением семьи пингвинов, листы бумаги, сухая пастель, ватные палочки

Тема: Цирковые акробаты

Содержание: Беседа и рассматривание картинок с изображением цирковых артистов, лепить  фигуру человека, соблюдая пропорции  частей тела, сочетать разные приемы лепки для получения выразительного образа циркового артиста

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Тема: Снегирь на ветке

Содержание: Создать условия для представления о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; знакомство детей с нетрадиционной технике тычка щетинистой кистью; уметь использовать вспомогательные линии для построения рисунка, чтение стихотворений и загадок о птицах

Материалы: Тонированная бумага, щетинистая кисть, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра

Тема: Каргопольская игрушка

Содержание: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла, учить выделять элементы росписи, чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Рассматривание знакомых игрушек из глины.

Материалы: Силуэты каргопольских игрушек, кисти, гуашь, баночки с водой,  палитра

Тема: Хрустальное утро

Содержание: Рассматривание зимних пейзажей, учить детей создавать картину зимнего утра, используя нетрадиционную технику рисования (акварель и восковые мелки)

Материалы: Листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки

Тема: Звери в цирке

Содержание: Беседа и рассматривание картинок с изображением цирковых артистов, лепка цирковых зооартистов на основе представления о внешнем виде животных и специфике цирковых представлений

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Тема: Зайчик в лесу

Содержание:  Создать условия для представления о зверях, живущих зимой в лесу, их особенностях и внешнем виде; знакомство детей с нетрадиционной технике тычка щетинистой кистью; уметь использовать вспомогательные линии для построения рисунка, чтение стихотворений и загадок о лесных зверях

Материалы:  Тонированная бумага, щетинистая кисть, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра

Тема: Солнышко на зубочистке

Содержание:  Знакомство детей с праздником Масленица, традициями, рассматривание репродукций картин

Материалы:  Деревянная шпажка или зубочистка, нитки, картон, скотч, крючок, клей ПВА, ножницы, карандаш, нитки мулине, бусины

Март

Тема:  Мы с мамой

Содержание:  Продолжение знакомства с жанром живописи – портрет, продолжать рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей

Материалы: Репродукции картин художников – портретистов, семейные фотографии, тонированные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки

Тема: Конфетница для мамы

Содержание: Беседа о мамах и о том, как можно поздравить с женским праздником 8 марта, рассматривание  разных предметов посуды, знакомство детей с новым способом лепки- из колец. Показать возможность моделирования формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «колбасок»

Материалы: Пластилин, стеки, салфетки, бусины, пуговицы, бисер, тесьма

Тема: Ваза с цветами (с натуры)

Содержание: Продолжение знакомства с жанром живописи – натюрморт, рассматривание 2-3 цветочных натюрморта, учить детей рисовать с натуры, точно передавая форму и колорит цветов в букете

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь и акварельные краски, палитра, салфетки

Тема: Павлово – пасадский платок

Содержание: Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства, знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.), Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. 

Материалы: Квадратные листы бумаги, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки

Тема: Подснежники

Содержание: Уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту

Материалы:  Листы бумаги , гуашь, две кисточки (жесткая и мягкая), баночки с водой, гуашь, палитра, салфетки

Тема: Скворец (пластилинография)

Содержание: Активизировать знания детей о весне, её признаках, о перелетных птицах, особенности внешнего вида скворца, закрепление приёма- надавливания и размазывания

Материалы: Силуэты скворца, пластилин, стеки, дощечки, музыка (пение птиц)

Тема: Скворец на ветке

Содержание: Активизировать знания детей о весне, её признаках, о перелетных птицах

Материалы: Листы бумаги, скворцы (пластилинография),кисти, восковые мелки, акварельные краски, баночки с водой, салфетки

Тема: Филимоновская игрушка

Содержание: Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и  композицию узора на изделиях

Материалы: Силуэты филимоновской игрушки, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки

Апрель

Тема: Космос (граттаж)

Содержание: Закрепить знания детей о звездах (о происхождении, цвете),

 о возникновении созвездий, учить детей изображать созвездие,

 познакомить с техникой рисования «Гратаж» (выцарапывание по воску)

Материалы: Тонированные листы бумаги, свечи, шпажки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Тема: Космонавт

Содержание: Продолжать знакомство детей с космосом, закрепляем умение лепить конструктивным способом (лепка из отдельных частей)

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Тема: Солнечная система

Содержание: Создать условия для расширения представлений детей о космосе и космических объектах, познакомить детей с особенностями вращающихся вокруг солнца планет, рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе, Луне

Материалы: Листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки

Тема: Пасхальные яйца на ветках (контур. пластилинография)

Содержание: расширять кругозор детей, познакомить их с праздником Пасхи, совершенствовать умения в работе с пластилином, развивать творческое воображение посредством самостоятельного выбора декора яиц

Материалы:  контуры овалов яиц из картона, пластилин разных цветов, мотки цветной пряжи, бусинки разного размера и цвета, натуральные ветки вербы (ивы)

Тема: Ветка вербы

Содержание: продолжать знакомить детей со Светлым Праздником Христова Воскресения, расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны, учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет

Материалы: Акварельные краски, влажные салфетки, тонкие палочки (зубочистки), кисточки, ветки вербы, изображения веток вербы ( с начало, в середине и конце  расцветания)

Тема: Гнездо для птиц

Содержание: Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, о видах гнезд и их размещении, совершенствование круговой лепки, слушание музыки пение птиц, чтение стихотворений и загадок о птицах

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки

Тема: Мать – и – мачеха

Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационные) с изображением весенних цветов, отгадывание загадок о первоцветах, формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности, закрепить умение рисовать примакиванием

Материалы: Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Тема: Городец (роспись доски)

Содержание: Формировать у детей представление, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению, расширить представления детей о том, что, одинаковые изделия можно украшать по – разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или придумать узор и его расположение на доске

Материалы: Силуэты досок темно – желтого цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Май

Тема: Поле с тюльпанами

Содержание: Рассматривание картинок (демонстрационные) с изображением тюльпанов, их строение, закрепить умение рисовать восковыми мелками и акварельными красками, чтение стихотворений о цветах

Материалы: листы бумаги, кисти, баночки с водой, палитра, акварельные краски и восковые мелки, салфетки

Тема: Цыплята из ниток

Содержание: познакомить детей с особенностями работы с шерстяными нитками; развивать творческие способности детей, внимание, фантазию и воображение; развивать мелкую моторику рук

Материалы: нитки для вязания; ножницы; клей ПВА и клей «Момент» яйцо; картон цветной; СD диск; фетр; кусочек материала темного цвета; несколько разноцветных бусин.

Тема: Одуванчики с божьими коровками

Содержание: Расширить представления детей о весенних цветах, о насекомых посредством чтения стихотворения и рассказов о насекомых и цветах, закрепить умения лепить и рисовать

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, пластилин, стеки, баночки с водой, акварельные краски, салфетки

Тема: День города

Содержание: Учить детей передавать в рисунке яркую праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей, располагать изображение по всему листу – ближе, дальше

Материалы: Иллюстрации с изображением улиц в праздничном убранстве, листы бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисти, восковые карандаши, баночки с водой, салфетки

Тема: Яблоня цветет

Содержание: Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе, упражнять в умении классифицировать цветы по принципу «первоцветы-летние», закрепить умения лепить и рисовать

Материалы: Тонированные листы бумаги, кисти, пластилин, стеки, баночки с водой, акварельные краски, салфет

Список литературы

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Артемова Л.В.  «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»  М: Просвещение 1992г – 96с.
  3. Аверина  И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
  4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
  5. Аджи А.В.  «Конспекты интегрированных занятий в старшей  группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
  6. Береславский Л., Береславская А., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
  7. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей  группе детского сада»   Воронеж: 2009. – 666с.
  8. Вахрушев А.А., Кочемасова  Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003г – 304с.
  9. Журнал «Воспитатель ДОУ»,  ООО «ТЦ СФЕРА», 2011г – 126с.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание»,  2012г
  11. «Игры  и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»,   Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М:  Просвещение, 1989г – 127с.
  12. Коломина Н.В.  «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
  13. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., «Просвещение», 1978 – 190с.
  14. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»,   ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
  15. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду.  ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
  16. Краснощекова Н.В.  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»  (Школа развития), Ростов н/Д:  издательство «Феникс» 2007г – 251с.
  17. Лыкова И.А.   «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
  18. Павлова Л.Ю.  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
  19. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, АСТ: Астрель,2006г – 124с.
  20. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений», М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176с., ил.
  21. Лыкова И. А. «Тень-потетень» мастер-классы для деетй и взрослых, Изд. Дом «Цветной мир», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию у детей 5-6 лет художественно - творческих способностей в образовательной области "Художественное творчество"

Форма организации образовательного процесса по освоению образовательной области "Художественное творчество"...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением.В с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.Система занятий построена с учётом принципов последовате...

Рабочая программа творческой мастерской «Умелые ручки» для детей от 2-3 лет

Рабочая программа творческой мастерской "Умелые ручки" для детей от 2-3 лет...

Рабочая программа Творческой студии Художественного воспитания Обучения и развития детей 4-7 лет «Чиполлино» Срок реализации программы – 1год

Рабочая программаТворческой студииХудожественного воспитанияОбучения и развития детей 4-7 лет«Чиполлино» Черная Наталия Анатольевна воспитатель МДОУ №16 «Самолётик»Срок ре...

Рабочая программа творческого кружка "Разноцветные пальчики" для детей раннего возраста

Развитие цветовосприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством рисования нетрадиционным способом - рисование пальчиками....