Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
проект по рисованию (младшая группа) на тему

Сивова Марина Владимировна
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
 В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izo.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности

(1 младшая группа)

Пояснительная записка

    Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

 В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

 Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

 Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

 Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

 Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

 Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

 Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.

  В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой.

 Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае. Диагностика  проводится по методике Т.С. Комаровой.

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет.

Рисование.

  • Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
  • Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
  • Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
  • Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
  • Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Методы и приёмы

 Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

  Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

  Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

  Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

  Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

  Занятия должны доставлять детям радость!

Лепка

  • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
  • Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
  • Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.
  • Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Методы и приёмы

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с    детьми 2-3 лет.

   Учебно-наглядные пособия:

 - плакаты;

 - игрушки;

 - муляжи.

  Оборудование:

 - мольберт;

 - карандаши цветные;

 - фломастеры;

 - восковые мелки;

 - кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;

 - гуашевые краски;

 - баночка-непроливайка;

 - подставки для кисточек;

 - восковый пластилин;

 - тесто;

 - дощечки;

 - х/б салфетки для рук;

 - клеёнка.

Перспективное планирование по изодеятельности

в первой младшей группе

РИСОВАНИЕ

Сентябрь

Неделя

Тема

(техника рисования, методы и приёмы)

Программное содержание

Материал к занятию

1

«Как мы рисуем»

( рисование карандашами)

Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей).

2

«Дорожки для цыплят»

(рисование карандашами)

Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности.

Альбомный лист бумаги формата А4, цветные карандаши, картинки с изображение курицы и цыплят.

3

«Орехи для белочки»

(рисование поролоновым тычком)

 Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны; игрушка-белочка; орехи; корзинка; баночки с водой, салфетки.

4

«Осенние листочки»

(рисование кисточкой)

Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей); кленовые листья; баночки непроливайки; салфетки.

Октябрь

1

«Дождик»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

 

Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы.

2

«Поможем жучкам спрятаться в траве»

(рисование карандашом; дорисовывание

 деталей)

Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами.

Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей).

3

«Листья жёлтые летят»      (рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой.

Альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки с водой, тряпочки.

4

« По ровненькой дорожке»

(рисование   пальцами)

Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской); полоски бумаги для рисования 1/2 листа  по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук.

Ноябрь

1

«Дождик, дождик, пуще»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение; продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, убирая лишнюю о край баночки; продолжать знакомить с синим цветом.

Альбомные листы с изображением туч; синяя краска, баночки-непроливайки, кисточки, салфетки.

2

«Веточка рябины»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.

3

«Спрячь картинку»

(рисование карандашами или фломастерами)

Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить  рисовать штрихи; развивать желание рисовать.

Цветные карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 с нарисованными  заготовками (картинками) по количеству детей.

4

«Полюбуйся на герань»

(рисование штампом; дорисовывание

деталей)

Учить детей ритмично наносить  рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить  пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань.

Декабрь

1

«Домик с забором»

(рисование кисточкой)

Учить  проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Рисунок с изображением домика; длинный лист ватмана или обоев, кисточки, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки.

2

«Снег идёт»

(рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки.

3

«Ёлочка – зелёная иголочка»

(рисование фломастерами)

Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми.

Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета.

4

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Альбомные листы  бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку».

                                                                  

Январь

1

«Зимний узор»

(рисование восковыми карандашами)

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес  к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

Цветной картон синего цвета ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора.

2

«Снеговик»

(рисование кисточкой)

Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно.

Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки.

3

«Покормим птичек»

(рисование кисточкой)

Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Заготовка – кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки.

4

«Нарядное платье для куклы»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных  цветов; развивать интерес и желание рисовать.

Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки.

Февраль

1

«Полосатые варежки»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.

Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки.

2

«Снежинки»

(рисование фломасте

рами)

Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги.

3

«Снежные колобки»

(рисование кисточкой)

Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу.

Лист картона формата А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

«Бусинки»

(рисование фломастерами)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие.

Фломастеры на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования с заготовкой – нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус.

Март

1

«Букет для мамы» (рисование карандашами)

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его.

Листы бумаги с заготовками – аппликативное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка.

2

«Светит солнышко в окошко»

(рисование  кисточкой;  дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки.

3

«Капель» (рисование

 кисточкой)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

4

«Ай качи, качи, качи»       (рисование

кистью; дорисовывание деталей)

Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки.

Апрель

1

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой)

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой.

2

«Яблоки»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию.

Фломастеры жёлтого, красного, зелёного цветов; листы бумаги для рисования с заготовками – на листе контур дерева ( по количеству детей); яблоко.

3

«Трава на лужайке» (рисование кистью)

Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе.

Листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки.

4

«Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки.

                                                                      Май

1

«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки.

2

«Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость.

Силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки.

3

«Цветочная поляна»   (рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

«Цветущая веточка»  (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие.

Тонированные листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

ЛЕПКА

Сентябрь

Неделя

                Тема

(приёмы лепки)

Программное содержание

Материал к занятию

1

«Знакомство с пластилином»

Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом.

Мягкий пластилин (по количеству детей), салфетки для рук, игрушечная лиса.

2

«Заборчик для петушка»

(раскатывание)

Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Игрушка Петушок, домик, пластилин, дощечки, салфетки для рук,

     

      3

«Покормим птиц»

(отщипывание, скатывание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Игрушечные птицы, пластилин, дощечки, салфетки для рук.

4

«Пластилиновая мозаика»

(отщипывание, скатывание, надавливание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить  отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Листы плотного картона формата А4 (на подгруппы), мягкий пластилин, игра – мозаика.

Октябрь

1

«Листопад, листопад листья жёлтые летят»

(отщипывание, надавливание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Листы картона с изображением деревьев частично в осенней листве; пластилин жёлтого и оранжевого цветов; дощечки, салфетки для рук.

2

«Блинчики»

(скатывание, сплющивание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев рук; закреплять знание цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Мягкий пластилин жёлтого цвета, пластмассовые тарелочки, кукла, дощечки, салфетки для рук.

3

«Дождик, дождик, кап - кап – кап»

(отщипывание,надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику.

Синий пластилин, листы картона с аппликативным изображением туч (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук.

4

«Разные цветные мячи»

(скатывание)

Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику.

Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи для игры.

Ноябрь

1

«Бусы»

(отщипывание, скатывание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Пластилин зелёного и красного цветов по количеству детей; небольшие кусочки картона с прикреплёнными к нему ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки для рук.

2

«Чудесные карандашики»

(раскатывание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить раскатывать пластилин между ладонями «колбаской»; развивать желание лепить; развивать мелкую моторику.

Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук.

3

«Сидит белка на тележке»

(скатывание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки, выкладывать их на ограниченном пространстве; развивать мелкую моторику.

Игрушка-белка, пластилин коричневого цвета, т  вырезанные из картона тарелки (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук.

4

«Витамины в баночке»

(скатывание, надавливание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Пластилин жёлтого цвета, вырезанные из картона формы баночек (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук, кукла.

Декабрь

1

«Красивая тарелка»

(скатывание, надавливание, размазывание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – тарелочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Пластилин разных цветов, заготовки из картона (белые круги диаметром 15-20 см по количеству детей); дощечки, салфетки для рук.

2

«Как у нашего кота»

(раскатывание)

Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями, выкладывать «колбаски» последовательно друг за другом, формируя коврик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином» развивать мелкую моторику.

Пластилин красного, жёлтого, синего и зелёного цветов; основа для коврика, вырезанная из картона; игрушка-котёнок; дощечки, салфетки для рук.

3

«Снег идёт»

(скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику.

Пластилин белого цвета, заготовка – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки, салфетки для рук.

4

«Наряжаем ёлочку»

(скатывание, надавливание, размазывание)

Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику.  

Пластилин разных цветов; заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка; дощечки, салфетки для рук.

Январь

1

«Бублик для куклы»

(раскатывание, соединение концов)

Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями «колбаской», соединять концы палочки, образуя кольцо; формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику.

Пластилин, кукла, дощечки, салфетки для рук.

2

«Веточка рябины»

(скатывание, надавливание)

Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие.

Пластилин красного цвета; заготовка – нарисованная на 1/2  листе ватмана ветка рябины без ягод (на подгруппы); веточка рябины, картинки с изображением рябины, дощечки, салфетки для рук.

3

«Шоколад с орехами»

(вдавливание)

Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Бруски пластилина коричневого цвета, горох, шоколад с орехами, дощечки, салфетки для рук.

4

«Сшили Тане сарафан»

(скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей  отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику.

Платье – заготовка, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки для рук.

Февраль

1

«Шла собака через мост»

(раскатывание)

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику.

Игрушка-щенок, пластилин основных цветов, основа для мостика (картон), дощечки, салфетки для рук.

2

«Колобок»

(скатывание)

Закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; формировать интерес к работе с пластилином; развивать интерес к произведениям устного народного творчества; развивать мелкую моторику.

Пластилин жёлтого и оранжевого цветов, дощечки, салфетки для рук.

3

«Рыбка»

(вдавливание)

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Основа из пластилина любого яркого цвета ( по количеству детей), образец, семена подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки для рук.

4

«Петя, Петя петушок»

(раскатывание)

Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развивать мелкую моторику.

Игрушка – петушок, пластилин основных цветов, плотный картон с изображением петушка без хвоста (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук.

Март

1

«Цветы»

(отщипывание, скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.

Пластилин основных цветов, цветной картон формата А4 ( по количеству детей), дощечки, салфетки для рук, репродукции с изображением цветов.

2

«Яблоки»

(отщипывание, скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к плоской основе – дереву; развивать мелкую моторику.

Пластилин красного, жёлтого, зелёного цветов, заготовка из белого картона в виде дерева, дощечки, салфетки для рук.

3

«Дождик»

(размазывание)

Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Пластилин синего цвета; листы картона серого или голубого цвета (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук.

4

«Колечки для пирамидки»

(скатывание, соединение концов)

Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить.

Пластилин основных цветов, дощечки, ватные палочки на пластилиновой подставке (основа пирамидки), салфетки для рук.

Апрель

1

«Пуговицы для платья»

(отщипывание, скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца прикреплять пластилин к плоской основе – платью; закреплять знания детей об окружающем предметном мире, назначении пуговиц на одежде; развивать мелкую моторику.

Пластилин основных цветов; заготовка из картона – платье, салфетки для рук, дощечки.

2

«Солнышко»

(размазывание)

Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Пластилин жёлтого цвета. листы картона синего или голубого цветов формата А5 (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук.

3

«Колбаски на тарелке»

(раскатывание)

Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику.

Пластилин, дощечки, картонные тарелочки, салфетки для рук.

4

« Апельсины»

(скатывание)

Продолжать учить детей лепить предметы округлой формы; радоваться готовому изделию; развивать мелкую моторику.

Пластилин оранжевого цвета, апельсин – муляж, дощечки, салфетки для рук.

Май

1

«Ёжик»

(надавливание, размазывание)

Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить.

Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ёжика (по количеству детей); пластилин серого или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого ребёнка; игрушечный ёжик.

2

«Гусеница»

(скатывание)

Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику.

Пластилин зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница», дощечки, салфетки для рук.

3

«Бабочка»

(вдавливание)

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; способствовать развитию воображения; развивать мелкую моторику.

Пластилиновая основа в форме бабочки любого яркого цвета; крупы (горох, чечевица).

4

«Одуванчик»

(вдавливание)

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавать объёмную поделку; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику.

Шарики из пластилина жёлтого цвета; короткие палочки ушные палочки без ваты или отрезки трубочек от коктейля, одуванчик (настоящий или картинка).

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
  2. Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
  4. Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
  5. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
  7. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
  8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
  9. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с.80.,  № 2, 2005.
  10.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
  11.  Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
  12.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
  13.  Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.). – М.: Просвещение, 2007.
  14.  Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
  15.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  16.  Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
  17.  Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
  18.  Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 1982.
  19.  Сакулина Н.П. рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965.
  20.  Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / (Н.Б. Халезова, Н.А. Курокина. Г.С. Пантюхова). – М., 1986.
  21.  Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года).  Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.Система занятий построена с учётом принципов последовате...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной  цели ч...

Методическая разработка: «Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через изобразительную технику: мозаика из пластилина»

Для современных детей самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Создание поде...

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста интеллектуально-творческих способностей через игры Воскобовича.

Полноценное развитие интеллектуальныхспособностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе....