РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.
Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, 4 раза в месяц, во вторую половину дня, с подгруппой 6 -8 детей. Продолжительность занятий составляет 8 -10 минут. Общее количество учебных занятий за пол года 20ч.
Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамах оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_rannego_vozrasta_rustamova_d._r.docx | 46.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 47 «ОЛЕНЕНОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Принята на Совете учреждения МБДОУ № 47 Протокол № ____ От «___»____________20___г | Утверждена Приказом № от «_____» ________ 20____г. Заведующая МБДОУ № 47 _________ Н. В. Мосалева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор программы:
Воспитатель
Рустамова Дельфина Рамазановна
Мурманск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Задачи художественно - эстетического развития детей ранней возрастной группы | 5 |
Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации программы | 8 |
Ожидаемый результат работы | 9 |
Перспективно - тематическое планирование образовательной деятельности в области художественно-эстетическое развитие для детей раннего возраста (второе полугодие 2019 года) | 10 |
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 16 |
Список литературы | 19 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог Давыдова Г.Н. считала: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, была разработана программа «Волшебные краски».
Цель программы - формирование у детей раннего возраста художественно-эстетических способностей в изобразительной деятельности.
Реализация программы «Волшебные краски» предусматривает:
- формирование эстетического отношения к миру и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации в художественной деятельности;
- удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и запросами родителей (их законных представителей);
- развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, творческого самосовершенствования детей дошкольного возраста.
Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.
Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, 4 раза в месяц, во вторую половину дня, с подгруппой 6 -8 детей. Продолжительность занятий составляет 8 -10 минут. Общее количество учебных занятий за пол года 20ч.
Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамах оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.
ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
- Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
- Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже.
- Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
- Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик).
- Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги). Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).
- Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать.
- Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
Методы и приёмы
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. А также при построении занятий использовать принцип «систематичности и последовательности» постановка задач изобразительной деятельности и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей - важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- игрушки;
- муляжи.
Материалы:
- Цветные карандаши, простые карандаши, ластики;
- Фломастеры, маркеры;
- Гуашевые краски;
- Пастельные мелки;
- бумажные салфетки для просушивания ворса;
- Кисточки (разных номеров);
- Клеенки;
- Банки или стаканчики для воды;
- Листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А5, альбомы для детского художественного творчества, рулоны обоев на бумажной основе;
- Мягкая бумага (салфетки, газеты, туалетная бумага);
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:
Результаты освоения Программы «Волшебные краски» представлены в виде следующих целевых ориентиров:
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- ребенок откликается на интересные декоративно-оформительские решения, замечает новые красивые предметы в окружении;
- ребенок самостоятельно применяет изобразительные умения и изобразительные средства и использует техники художественно-изобразительной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019 ГОДА)
Январь | |||
№ п/п | Тема | Программные задачи | Материалы и оборудование |
1 | «Зимний узор» (рисование восковыми карандашами) | Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора. |
2 | «Снеговик» (рисование кисточкой) | Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно. | Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки. |
3 | «Покормим птичек» (рисование кисточкой) | Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Заготовка - кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки. |
4 | «Нарядное платье для куклы» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать. | Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки. |
Февраль | |||
1 | «Полосатые варежки» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. | Заготовки - силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки. |
2 | «Снежинки» (рисование фломастерами) | Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки - рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками - нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги. |
3 | «Снежные колобки» (рисование кисточкой) | Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу. | Лист картона формата А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 | «Бусинки» (рисование фломастерами) | Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие. | Фломастеры на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования с заготовкой – нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус. |
Март | |||
1 | «Букет для мамы» (рисование карандашами) | Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. | Листы бумаги с заготовками – аппликативное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка. |
2 | «Светит солнышко в окошко» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». | Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки. |
3 | «Капель» (рисование кисточкой) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
4 | «Ай качи, качи, качи» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки. |
Апрель | |||
1 | «Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой) | Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой. |
2 | «Яблоки» (рисование фломастерами; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию. | Фломастеры жёлтого, красного, зелёного цветов; листы бумаги для рисования с заготовками – на листе контур дерева ( по количеству детей); яблоко. |
3 | «Трава на лужайке» (рисование кистью) | Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе. | Листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки. |
4 | «Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки. |
Май | |||
1 | «Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки. |
2 | «Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость. | Силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки. |
3 | «Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 | «Цветущая веточка» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие. | Тонированные листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. |
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Дополнительное образование должно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому в Программе «Волшебные краски» представлены традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников для того, чтобы дети и родители чувствовали себя в дошкольном учреждении комфортно и чувствовали поддержку педагогического коллектива в воспитании и образовании дошкольников. В соответствии с этим совершенствуются формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Формы взаимодействия с семьей | Традиционные | Инновационные | Формы отчета | |
Познавательные формы для повышения психолого-педагогической культуры родителей. | - родительское собрание (организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием предлагаемых услуг) - тематические консультации (ответы на интересующие вопросы родителей) - индивидуальные консультации (квалифицированные ответы специалистов ДОУ); | -выставки - вернисажи детских работ, объединенных одной тематикой; - индивидуальные выставки детских работ, на свободные темы - мастер-классы (позволяют знакомить родителей с различными изобразительными техниками); - презентация дополнительной услуги (информация о содержании работы с детьми). | - выставки творчества. | |
Досуговые формы (установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми) | - Экскурсии по детскому саду, участку прилежащему к дошкольному учреждению (зарисовки, выполнение интересных работ продуктивной деятельности). | - Фестивали художественного творчества (формируют адекватную самооценку, развивают волевые качества; воспитывают эстетический вкус) | ||
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские формы (ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями художественного воспитания детей. Формирование у родителей знаний о художественно-эстетическом воспитании детей) | - информационные проспекты для родителей, - организация дней (недель) открытых дверей, - открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей. | - организация детских выставок художников, при участии и совместной работе с родителями | выставки творчества. | |
Информационно-аналитические формы (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности) | - проведение социологических срезов, опросов. | - «Почтовый ящик» | -оформление стендов. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вдовиченко С.А. Дети светлой краской красят мир: Мини - хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду» - Цветной мир.2011г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г.
- Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии.- М. : Сфера, 2009.
- Мелик - Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)
Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...
Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»
по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...
Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»
Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной цели ч...
Методическая разработка: «Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через изобразительную технику: мозаика из пластилина»
Для современных детей самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Создание поде...
Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста интеллектуально-творческих способностей через игры Воскобовича.
Полноценное развитие интеллектуальныхспособностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе....