«Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Ташимова Наталия Александровна

Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.

Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам её становления, особенно к дошкольному.

Реформирование современной системы образования, переход на новые образовательные стандарты ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно - ориентированной модели взаимодействия и предполагает создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.

Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам её становления, особенно к дошкольному.

Реформирование современной системы образования, переход на новые образовательные стандарты ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно - ориентированной модели взаимодействия и предполагает создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования особое место принадлежит образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересовали не одно поколение ученых, которые считают, что большие возможности для раскрытия творчества дошкольников заключены в изобразительной деятельности, и в частности детском рисовании. В процессе рисования создаются особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир.

Многообразие вариативных, дополнительных, авторских программ и методических материалов по изобразительной деятельности, показывают существенные достижения в разработке содержания, методов, и средств развития детского творчества. Среди возможных средств активизации творческих проявлений ребёнка особого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования. Они в большей степени позволяют дошкольнику реализовать свой жизненный опыт, выразить в рисунке чувства и эмоции, дать свободу, вселить уверенность в своих силах и утвердиться в позиции «творца».

Однако до настоящего времени не сложилась целостная система работы по развитию изобразительного творчества дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования, которая в полной мере отражала бы сущность организационно - методического инструментария педагогического процесса по настоящей проблеме. Это затрудняет реализацию возрастного потенциала для раскрытия детского творчества и тех возможностей, которые несёт в себе использование нетрадиционных техник рисования в практике дошкольных образовательных организаций.

Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, позволил выявить разнообразные виды нетрадиционных техник рисования. Мы отобрали для работы наиболее доступные, понятные и интересные техники для ребёнка – дошкольника. В ходе констатирующего этапа эксперимента предстояло изучить состояние проблемы в практике работы дошкольной образовательной организации были определены показатели и критерии оценки развития детского изобразительного творчества в рисовании.

Для выявления уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников проведено диагностическое обследование по методике Татьяны Николаевны Дороновой. Детям была предложена занимательная деятельность на тему «Что мы умеем и любим рисовать». Осуществлялся анализ процесса и продуктов детской деятельности на основе выделенных показателей и критериев. В результате получены данные, которые свидетельствуют, что уровень развития изобразительного творчества детей недостаточно сформирован – преобладал низкий уровень.

Изучение особенностей воспитательно – образовательной работы педагогов по исследуемой проблеме показал, что в содержании планирования и оборудования не заложен учет тех потенциальных возможностей, которые несут в себе нетрадиционные техники рисования; воспитатели практически не используют их в работе с детьми; родители не достаточно осведомлены о путях развития детского изобразительного творчества и не придают этому особого значения. Учитывая теоретические положения исследования и результаты констатирующего этапа, в ходе формирующего эксперимента была создана технология, направленная на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Работа велась по трём направлениям: с детьми, с педагогами и родителями. Через разнообразные формы сотрудничества педагоги и родители получили теоретические знания о роли изобразительной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка, о разнообразных видах нетрадиционных техник рисования и их значении в развитии детского изобразительного творчества, рекомендации по организации РППС, а так же приобрели практические умения в рисовании нетрадиционными техниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Проект на развитие творческих способностей   у детей средствами  нетрадиционной техники  рисования....

«Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию л...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Рисование методом штампов.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025 уч. г.«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастасредствами нетрадиционных техник рисования.Р...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Насыпная техника.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2025-2026учебный год. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Монотипия.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2026-2027год. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Монотипия....

Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Для выявления уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников проведено диагностическое обследование по методике Татьяны Николаевны Дороновой. Детям была предложена занимательная деят...