Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию для детей средней группы
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 4-5 лет "Я рисую море".
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Тема: «Я рисую море».
Цель: Формирование у детей навыков рисования с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
- Учить детей рисовать море, используя для этого различные способы изображения.
- Продолжать учить детей, продумывать и осуществлять замысел рисунка.
- Способствовать формированию у детей понимания образности поэзии о воде, о море, вызывать эмоциональный отклик на услышанные стихотворения о воде.
- Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами.
- Закреплять знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов.
- Способствовать развитию интереса у детей к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками.
- Способствовать развитию воображения.
- Продолжать воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в коллективе.
- Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:листы белой бумаги разного размера (удлиненные прямоугольники или полосы), краски гуашь синего, белого, голубого цветов, кисточки разного размера волосяные и щетинные, поролоновые губки, старые зубные щетки, мочалки,баночки с водой. Звукозапись «Музыка воды». Презентация «Все о воде».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением моря, заучивание стихов о воде.
Содержание непрерывной образовательной деятельности:
1. Вводная часть
Игра «Здравствуйте».
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики - грозильчики, здравствуйте!
И ладошки – крошки наши, здравствуйте!
Просыпайтесь наши ножки, здравствуйте!
И притопы, и пружинки, здравствуйте!
Глаза, ушки, носик, ротик, здравствуйте!
Все друг другу подмигните, здравствуйте!
И гостям вы улыбнитесь, здравствуйте!
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас сегодня порисовать? Хотите? (Ответы детей.)
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики за столы, а я пока схожу за водой.
(Педагог уходит в туалетную комнату, возвращается со стаканчиками, полными снега.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое!? Из крана идет.. снег… Что же делать? Как мы будем рисовать без воды? (Предположения детей.)
Воспитатель: Снег – это замершая вода. А нам для рисования нужна какая вода? (Жидкая.) Возьмите снег в ладошки, и посчитайте до 5, что происходит с ним?(Он начал таять и превратился в воду.)
Воспитатель: Такую воду пить нельзя, но ею можно поливать цветы, рисовать. Поставим стаканчики на батарею, и пока снег тает, мы с вами поговорим о… А догадаться, о чем мы будем говорить, вам поможет загадка.
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать. (Вода.)
Воспитатель: Для чего нужна вода? (Поливать растения, готовить пищу, пить, мыться, стирать, плавать; вода нужна животным и рыбам.) Слайд
Воспитатель: Молодцы. Правильно, ребята, вода необходима всем: и животным, и растениям, и людям. Значит, вода нужна для жизни на земле. И все живое на нашей планете Земля частью состоит из воды. И мы с вами состоим тоже из воды. Человек без воды может прожить всего 3 дня. А рыбы и морские обитатели вообще без воды жить не могут. Поэтому очень важно охранять и беречь воду! Слайд
Воспитатель: Где можно встретить воду? (Ответы детей.) Вода есть в реке, в озере, в море, в ручейке, идет дождик-это капельки воды, падают снежинки - это замороженные капельки воды. Слайд
Воспитатель: Вся наша планета большей частью состоит из воды. Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что Земля голубая. Посмотрите, какая она красивая - голубая планета Земля.
Воспитатель: А сейчас ребята нам еще про воду расскажут. (Дети читают стихи.)
1. Вода везде — вода в стакане,
И в чайнике, и просто в кране.
Когда водички вовсе нет —
То и не сваришь ты обед.
2. Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
3. Не могут рыбы без воды,
Я не могу, не можешь ты.
Давайте все вместе водичку беречь
И каждую капельку дружно стеречь.
2. Основная часть.
Воспитатель: А вот как наша Земля выглядела бы, если с планеты пропала вся вода. Вам нравится? (Ответы детей.) Слайд
Воспитатель: И чтобы не стала наша планета такой сухой, нарисуем для нее еще одно море? (Ответы детей.) Посмотрите, ребята, снег уже растаял, и мы можем приступить к рисованию. Но сначала отдохнем.
Физминутка «Море».
Море очень широко,(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, на котором расстелена пленка (чтобы не запачкать ковер) и расставлены художественные материалы: большие кисточки (волосяные и щетинные), зубные щетки, поролоновые губки, мочалки, щетки, краска гуашь синего, голубого и белого цвета, налитая в тарелочки.
Воспитатель: Чтобы нам хорошо рисовалось, мы с вами пальчики разомнем.
Пальчиковая гимнастика. «По морю поплыву».
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы.)
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт».)
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы.)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой».)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут».)
Воспитатель: Я вам хочу прочитать стихотворение про одного мальчика, который рисовал море. (Читает стихотворение В. Орлова «Я рисую море».)
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая —
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя —
Окунаю кисточку
В море голубое.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как и чем можно нарисовать море без карандаша и кисточки. (Ответы детей.) Чем больше лист бумаги, тем лучше и удобнее. Можно даже рисовать море вдвоем.Кто хочет рисовать в паре, найдите глазками товарища и договоритесь с ним.
Пусть у каждого из вас будет свое море: у кого-то тихое и спокойное море — штиль, у кого-то море будет волноваться рябью с белыми барашками пены, а может кто-то захочет нарисовать шторм — морскую бурю. (Показ иллюстраций с изображением моря спокойного, волнующегося и бурного.) Закройте глаза и представьте, какое море вам хочется нарисовать сейчас. А музыка моря поможет вам.
Продуктивная деятельность.
Дети индивидуально или распределяются парами и рисуют море и волны на листах белой бумаги, расстеленных на полу. Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с художественными материалами для изображения моря и волн.
Дети рисуют под фоновую музыку со звуками морского прибоя.
Воспитатель направляет работу детей, подсказывает, помогает советом.
3. Заключительная часть.
Рассматривание детских работ.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось, ребята? Что нового вы узнали? Что для вас было трудно? А что легко?(Ответы детей.)
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо постарались – замечательное море нарисовали!
А еще я хочу напомнить вам, ребята, что вода является источником жизни на земле. Вода необходима и человеку, и животному, и растению. Поэтому очень важно охранять и беречь её!
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет много лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…
Воспитатель: А вечером мы с вами сделаем рыбок и поселим их в наше море. Вы согласны? (Ответы детей.)