Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы "Жостово".
план-конспект занятия (средняя группа)

ТЕМА:«Жостовская роспись» (декоративное рисование)

ЦЕЛИ:

Закрепление знаний детей о народных промыслах России;

Знакомство с историей художественного промысла Жостово;               

Продолжать знакомить детей с разнообразием форм, цвета фона у подносов и вариантов построения цветочных композиций;                                                                                       

Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_sredney_gruppe_zhostovo.docx743.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области»

 «Жостовская роспись»                                      

(декоративное рисование)

                        Разработали и провели:

   Совгир Н.А

Волжский, 2021

ТЕМА:«Жостовская роспись»                           (декоративное рисование)

ЦЕЛИ:

Закрепление знаний детей о народных промыслах России;

Знакомство с историей художественного промысла Жостово;                

Продолжать знакомить детей с разнообразием форм, цвета фона у подносов и вариантов построения цветочных композиций;                                                                                      

Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы росписи. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией.                                                                                     Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.                                                                                                   Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

Предварительная работа:

  • беседы на темы: «Что такое роспись»; «Жостовская роспись», "Жостовские подносы и история возникновения";
  • рассматривание иллюстраций и видео на тему «Жостовские подносы», «Жостовская роспись».
  • чтение сказок, стихотворений, рассказов, пословиц, загадывание загадок связанных с данной темой.
  • Обработка видео-роликов "История Жостово, "Жостовская роспись"
  • Подготовка презентации "Жостовская роспись".

НАУЧНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ:

Жостово - деревня в городском округе Мытищи Московской области Российской Федерации. Широко известна традиционным народным художественным промыслом с почти двухвековой историей - изготовлением расписных подносов из жести, осуществляемым мастерами Жостовской фабрики декоративной росписи, первоначально носившей название Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов.

Жостовская роспись - русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Жостовские подносы - плоское изделие различной формы, предназначенное для подачи блюд к столу или используемое в качестве подставки для блюд; имеет поднятый ободок, предотвращающий вытекание пролитой жидкости и соскальзывание транспортируемых предметов.

Народные художественные промыслы(народное ремесло) - изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • познавательно-исследовательская;
  • коммуникативная (беседа, обсуждение);
  • продуктивная (роспись бумажных тарелок Жостовской росписью);
  • игровая.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:

Средний дошкольный возраст (средняя группа)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • наглядный (видео-ролики "История Жостово", "Жостовская роспись").
  • практический (наблюдение, роспись на бумажных тарелках, выполнение заданий)
  • словесный (рассказ воспитателя, вопросы, художественное слово).

ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ:        

Проектор и ноутбук.

Презентация.

Столы и стулья.

Гуашь.

Кисти.

Баночки с водой.

Салфетки.

Бумажные шаблоны подносов (бумажная тарелка).                    

Клеенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Вводная часть.

Организационный момент.

- Дети и воспитатель заходят в этно - кабинет.(Встреча  под русскую народную музыку.)                                                                

Воспитатель: Ребята, мы с вами в группе знакомимся с Жостовской росписью и я Вам обещала показать видео, как делают  "Жостовские подносы", присаживайтесь поудобнее и посмотрим вместе.

Дети и воспитатель смотрят видео-ролик.

«Недалеко от Москвы, находится село Жостово. Это село знают все, и не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. В чем привлекательность и успех жостовского промысла?

Секрет прост – цветы любят все. Яркие, крупные и сочные цветы, в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон.  Каких только подносов не изготавливали мастера: квадратные, круглые, овальные, прямоугольные, восьмиугольные.» 

Дети отвечают на вопросы воспитателя (Где делают подносы?, какой формы? Какого цвета? Что на них рисуют).

Воспитатель: Ребята  вы не только в группе знакомитесь с этой росписью, но и вместе с родителями дома. Посмотрим  с вами, как это было.

(Дети с воспитателем и гостьей смотрят на экране   презентацию-выставку  жостовских подносов сделанные своими руками) 

Сюрпризный момент.

Гостья: Ребята, здравствуйте! Я к вам приехала из далекого города подмосковья "Жостово".

Ребята, попробуйте отгадать загадку?

Разной формы, железные,

В хозяйстве очень полезные,

Черные, желтые, красные

Удивительно прекрасные.

(Жостовские подносы).

Воспитатель: Молодцы  ребята!

2. Основная часть.

Гостья: Здорово! Молодцы! В Жостове мне рассказали историю, как зародилась жостовская роспись и я хочу вам ее рассказать?

Дети и воспитатель с гостьей смотрят видео.

150 лет назад на Руси появился заморский напиток – чай, он вытеснил  разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал чаепития.

Тульские мастера еле успевали изготавливать самовары. Непременными участниками чаепития стали подносы. Поднос -  необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе,  как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге.

Гостья: Говорят, что давным-давно, когда жостовских расписных подносов

еще не было, а были обычные скучные подносы, в селе Жостово стояла чайная и все заходили туда пить чай.

Дети и воспитатель с гостьей смотрят видео-легенду.

1 сцена. 

Гостья: И так каждый день. Совсем устала хозяйка из-за этого купца и ходила грустная. Однажды чаевничал в ее чайной мастер-художник.

2 сцена.

Гостья: Отправился мастер в свою мастерскую и работал всю ночь, а на утро принес хозяйке расписной железный поднос, с прекрасными цветами.

3 сцена.

Гостья: И вот опять приехал капризный купец, тогда хозяйка принесла чай на новом подносе.

4 сцена.

Гостья: С тех пор хозяйка подавала чай на новом подносе. И капризный купец больше не ворчал, а наоборот был очень доволен. Прошел слух об этом по всей округе. Люди стали заказывать у мастера-художника эти подносы с прекрасными цветами. С тех пор в селе Жостово так и повелось, делать такую красоту.

Гостья: Ребята, посмотрите я в Жостове расписала вот такой поднос. Хотите тоже попробовать расписать также?

Воспитатель: А сначала я расскажу какие этапы у Жостовской росписи .

Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:

  - замалевка (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);

  - тенёжка (слово «тенёжка» — созвучно слову «тень».У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);

  - бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).

  - чертёжка (При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи).

  - Привязка (прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов).

Воспитатель: Мы с вами используем сегодня только два этапа росписи: замалевок и чертежка. Мы рисуем розу и прочерчиваем значительные штрихи: жилки на листочках. 

- Обратите внимание, что цветок рисуются в центре подносов! А по краям листочки! Лепестки розы рисуются красной краской, листья зеленой. После мытья, кисточку обязательно вытираем о салфетку. Тогда рисунок получится красивым и сочным! Жилки рисуем тонкой кисточкой.

 (Дети приступают к работе, раскрашивая  композицию букета. Воспитатели подходят к каждому ребенку, обратившемуся за помощью.)

Физкультминутка (дети раскрашивают розу и далее физкультминутка)

Наши алые цветки (ладошки складывают в бутон)

Распускают лепестки (медленно раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывает лепестки (пальцы медленно закрывают)

Тихо засыпают

Головой качают. (покачивают кулачком взад-вперед)

«Ровным кругом» (дети раскрашивают листья и встают на игру)

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:                                     «Ровным кругом Друг за другом                                                                                 Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!                                                                    Дружно вместе, Сделаем вот так!»                                                                            Воспитатель: Приступим к этапу "Чертежка". Прорисовываем жилки у листьев.

В конце  занятия подводится итог.

Шаблон для росписи

D:\backup\диск внешний\РАБОТА УМКА 103\2020-2021 9 группа\Открытый урок жостово\0988e6336444c7ac242782ae288700bf--lace-painting-painting-flowers.jpg

D:\backup\диск внешний\РАБОТА УМКА 103\2020-2021 9 группа\Открытый урок жостово\20210215_202534.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Морковка для зайчонка» с учетом ФГОС

Программные задачи: Образовательные: Стимулировать речевую и двигательную активность на занятии. Способствовать получению положительных эмоций в процессе овладения основным приёмом лепки, совершенст...

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей второй младшей группы «Самолеты». Детская выставка «Аэропорт» с учетом ФГОС

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: учить называть воздушный транспорт, закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому разитию (лепка) для детей среднего возраста «К нам весна шагает»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому разитию (лепка) для детей среднего возраста «К нам весна шагает»...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (Аппликация) "Грибная полянка" средняя группа

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (аппликация) "Грибная полянка" в средней группе ДОУ...


 

Комментарии

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо.