Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы "Жостово".
план-конспект занятия (средняя группа)
ТЕМА:«Жостовская роспись» (декоративное рисование)
ЦЕЛИ:
Закрепление знаний детей о народных промыслах России;
Знакомство с историей художественного промысла Жостово;
Продолжать знакомить детей с разнообразием форм, цвета фона у подносов и вариантов построения цветочных композиций;
Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_sredney_gruppe_zhostovo.docx | 743.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области»
«Жостовская роспись»
(декоративное рисование)
Разработали и провели:
Совгир Н.А
Волжский, 2021
ТЕМА:«Жостовская роспись» (декоративное рисование)
ЦЕЛИ:
Закрепление знаний детей о народных промыслах России;
Знакомство с историей художественного промысла Жостово;
Продолжать знакомить детей с разнообразием форм, цвета фона у подносов и вариантов построения цветочных композиций;
Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы росписи. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
Предварительная работа:
- беседы на темы: «Что такое роспись»; «Жостовская роспись», "Жостовские подносы и история возникновения";
- рассматривание иллюстраций и видео на тему «Жостовские подносы», «Жостовская роспись».
- чтение сказок, стихотворений, рассказов, пословиц, загадывание загадок связанных с данной темой.
- Обработка видео-роликов "История Жостово, "Жостовская роспись"
- Подготовка презентации "Жостовская роспись".
НАУЧНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ:
Жостово - деревня в городском округе Мытищи Московской области Российской Федерации. Широко известна традиционным народным художественным промыслом с почти двухвековой историей - изготовлением расписных подносов из жести, осуществляемым мастерами Жостовской фабрики декоративной росписи, первоначально носившей название Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов.
Жостовская роспись - русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Жостовские подносы - плоское изделие различной формы, предназначенное для подачи блюд к столу или используемое в качестве подставки для блюд; имеет поднятый ободок, предотвращающий вытекание пролитой жидкости и соскальзывание транспортируемых предметов.
Народные художественные промыслы(народное ремесло) - изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- познавательно-исследовательская;
- коммуникативная (беседа, обсуждение);
- продуктивная (роспись бумажных тарелок Жостовской росписью);
- игровая.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:
Средний дошкольный возраст (средняя группа)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- наглядный (видео-ролики "История Жостово", "Жостовская роспись").
- практический (наблюдение, роспись на бумажных тарелках, выполнение заданий)
- словесный (рассказ воспитателя, вопросы, художественное слово).
ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Проектор и ноутбук.
Презентация.
Столы и стулья.
Гуашь.
Кисти.
Баночки с водой.
Салфетки.
Бумажные шаблоны подносов (бумажная тарелка).
Клеенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Вводная часть.
Организационный момент.
- Дети и воспитатель заходят в этно - кабинет.(Встреча под русскую народную музыку.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами в группе знакомимся с Жостовской росписью и я Вам обещала показать видео, как делают "Жостовские подносы", присаживайтесь поудобнее и посмотрим вместе.
Дети и воспитатель смотрят видео-ролик.
«Недалеко от Москвы, находится село Жостово. Это село знают все, и не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. В чем привлекательность и успех жостовского промысла?
Секрет прост – цветы любят все. Яркие, крупные и сочные цветы, в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон. Каких только подносов не изготавливали мастера: квадратные, круглые, овальные, прямоугольные, восьмиугольные.»
Дети отвечают на вопросы воспитателя (Где делают подносы?, какой формы? Какого цвета? Что на них рисуют).
Воспитатель: Ребята вы не только в группе знакомитесь с этой росписью, но и вместе с родителями дома. Посмотрим с вами, как это было.
(Дети с воспитателем и гостьей смотрят на экране презентацию-выставку жостовских подносов сделанные своими руками)
Сюрпризный момент.
Гостья: Ребята, здравствуйте! Я к вам приехала из далекого города подмосковья "Жостово".
Ребята, попробуйте отгадать загадку?
Разной формы, железные,
В хозяйстве очень полезные,
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные.
(Жостовские подносы).
Воспитатель: Молодцы ребята!
2. Основная часть.
Гостья: Здорово! Молодцы! В Жостове мне рассказали историю, как зародилась жостовская роспись и я хочу вам ее рассказать?
Дети и воспитатель с гостьей смотрят видео.
150 лет назад на Руси появился заморский напиток – чай, он вытеснил разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал чаепития.
Тульские мастера еле успевали изготавливать самовары. Непременными участниками чаепития стали подносы. Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе, как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге.
Гостья: Говорят, что давным-давно, когда жостовских расписных подносов
еще не было, а были обычные скучные подносы, в селе Жостово стояла чайная и все заходили туда пить чай.
Дети и воспитатель с гостьей смотрят видео-легенду.
1 сцена.
Гостья: И так каждый день. Совсем устала хозяйка из-за этого купца и ходила грустная. Однажды чаевничал в ее чайной мастер-художник.
2 сцена.
Гостья: Отправился мастер в свою мастерскую и работал всю ночь, а на утро принес хозяйке расписной железный поднос, с прекрасными цветами.
3 сцена.
Гостья: И вот опять приехал капризный купец, тогда хозяйка принесла чай на новом подносе.
4 сцена.
Гостья: С тех пор хозяйка подавала чай на новом подносе. И капризный купец больше не ворчал, а наоборот был очень доволен. Прошел слух об этом по всей округе. Люди стали заказывать у мастера-художника эти подносы с прекрасными цветами. С тех пор в селе Жостово так и повелось, делать такую красоту.
Гостья: Ребята, посмотрите я в Жостове расписала вот такой поднос. Хотите тоже попробовать расписать также?
Воспитатель: А сначала я расскажу какие этапы у Жостовской росписи .
Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевка (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенёжка (слово «тенёжка» — созвучно слову «тень».У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертёжка (При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи).
- Привязка (прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов).
Воспитатель: Мы с вами используем сегодня только два этапа росписи: замалевок и чертежка. Мы рисуем розу и прочерчиваем значительные штрихи: жилки на листочках.
- Обратите внимание, что цветок рисуются в центре подносов! А по краям листочки! Лепестки розы рисуются красной краской, листья зеленой. После мытья, кисточку обязательно вытираем о салфетку. Тогда рисунок получится красивым и сочным! Жилки рисуем тонкой кисточкой.
(Дети приступают к работе, раскрашивая композицию букета. Воспитатели подходят к каждому ребенку, обратившемуся за помощью.)
Физкультминутка (дети раскрашивают розу и далее физкультминутка)
Наши алые цветки (ладошки складывают в бутон)
Распускают лепестки (медленно раскрывают пальцы)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывает лепестки (пальцы медленно закрывают)
Тихо засыпают
Головой качают. (покачивают кулачком взад-вперед)
«Ровным кругом» (дети раскрашивают листья и встают на игру)
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе, Сделаем вот так!» Воспитатель: Приступим к этапу "Чертежка". Прорисовываем жилки у листьев.
В конце занятия подводится итог.
Шаблон для росписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Морковка для зайчонка» с учетом ФГОС
Программные задачи: Образовательные: Стимулировать речевую и двигательную активность на занятии. Способствовать получению положительных эмоций в процессе овладения основным приёмом лепки, совершенст...
Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей второй младшей группы «Самолеты». Детская выставка «Аэропорт» с учетом ФГОС
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: учить называть воздушный транспорт, закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому разитию (лепка) для детей среднего возраста «К нам весна шагает»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому разитию (лепка) для детей среднего возраста «К нам весна шагает»...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (Аппликация) "Грибная полянка" средняя группа
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (аппликация) "Грибная полянка" в средней группе ДОУ...
Комментарии
Спасибо.
Спасибо.