Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для детей средней группы (аппликация) «Украсим пимы».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Цель: Продолжать развивать продуктивную деятельность у детей через аппликацию, создавая узоры на готовой форме, используя элементы Саамского орнамента, симметрично располагать узор.
Задачи:
Образовательные:
- Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.
Развивающие:
- Закреплять приемы приклеивания геометрических элементов и составлять узор, сочетая по цвету, композиции.
- Развивать мелкую моторику и зрительную координацию.
Воспитательные:
1. Расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 7
пгт. Никель Печенгский район Мурманской области
Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Тема: «Украсим пимы»
Воспитатель: Мартынова Алена Геннадьевна.
Пгт. Никель
2024 год
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для детей средней группы (аппликация) «Украсим пимы».
Цель: Продолжать развивать продуктивную деятельность у детей через аппликацию, создавая узоры на готовой форме, используя элементы Саамского орнамента, симметрично располагать узор.
Задачи:
Образовательные:
- Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.
Развивающие:
- Закреплять приемы приклеивания геометрических элементов и составлять узор, сочетая по цвету, композиции.
- Развивать мелкую моторику и зрительную координацию.
Воспитательные:
1. Расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов.
Предварительная работа:
1. Экскурсия детей в гостиную детского сада «Сказка Севера». Рассматривание картины «Оленья упряжка», книга «Одежда Кольских саамов» Р.С. Чебатурина, чтение художественных произведений, саамских сказок (Богатырь Лайне, Чахлик, Семилетний стрелок из лука), игры по теме. Чтение стихов о Кольском Севере О. Вороновой, «Северный олень» М. Шульгина.
Методы и приёмы:
Словарная работа: Активизация словаря за счёт называния предметов саамского быта (Саамы, Кувакса, каньги, пимы, малица, юпа).
Материал и оборудование к занятию: Использование мультимедиа – слайды с фотографиями природы Севера, национальными саамскими костюмами, саамов, оленей и др.
Саамский костюм взрослого, макет «Жизнь и уклад Саамов», макет костра, макет кувакса, саамский мячик из шерсти, пимы из оленьего меха расшитые бисером и сукном, кусочки оленьей шкуры, образцы узоров из бархатной бумаги, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки, лекало пимы.
Ход занятия:
Звучит северная музыка. На Экране Фон Северной природы.
Воспитатель встречает детей в национальном Саамском костюме.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте знакомится, меня зовут Лайне как я рада вас видеть у себя в гостях. Проходите, обогрейтесь у моего костра, вы будете сегодня моими гостями.
Воспитатель: Ребята может, вы подскажите, где же вы оказались, где мы с вами живём? А кокой народ здесь живёт?
Ответы детей: На Севере, Мурманская область, Саамы.
Воспитатель: Вы попали в Саамскую деревню. И сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным народом Саамы, с их бытом и культурой.
Воспитатель: Наши северные просторы красивы. Здесь в тундре живём мы, люди саамы. (Слайд 1 Саамы).
Воспитатель: Тундра зимой сказочная, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Солнце совсем не показывается на небе, наступает полярная ночь. Продолжается она несколько месяцев.
В морозные дни появляется на небе северное сияние, оно очень яркое, красивое, как будто кто-то специально разлил по небу яркие красивые краски. (Слайд 2 «Северное сияние)
Воспитатель: Живём мы не в простом доме, называется он кувакса - разборный чум. Она имела необычную форму пирамиды. Собирали её из брёвен, а крышу покрывали оленьими шкурами. В центре куваксы всегда горит очаг. (Слайд 3 Жилище Саамов, показ макета)
Воспитатель: Одежду и обувь мы изготавливаем из оленьих шкур, ведь только олений мех может надёжно защитить от холода, ветра и сырости, он непромокаемый.
Традиционная саамская одежда делится в первую очередь летнюю и зимнюю. Летом одевают – Юпу сшитую из сукна, зимой - Малицу из оленьей шкуры. (Слайд 4 – Одежда Саамов)
Воспитатель: Обувь изготавливали из шкур оленя или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Каньги (мягкие полусапожки), пимы – зимняя саамская обувь. Из-за долгой и тёмной полярной зимы люди нуждались в ярких радостных красках, поэтому обувь украшали узорами и орнаментами, вышивкой и аппликациями.
(Слайд 5 – Обувь)
Воспитатель: Давайте вспомним с вами основные цвета у Саамов. Ответы детей: Синий, красный, зелёный, желтый.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю побыть вам настоящими саамскими мастерами, давайте необычно украсим наши пимы. Рассматривание узоров на Саамских пимах.
Воспитатель: У вас на столах лежат заготовки - пимы, вам нужно будет их украсить. Саамский орнамент состоит из простых элементов – геометрических фигур: квадратов, треугольников, кружочков. Что нам понадобится, чтобы украсить их? Ответы детей (клей, кисточки).
С чего мы начнём работу? (намазываем геометрические фигуры и наклеиваем по одному, создавая красивый узор).
Но перед тем как приступить к работе мы с вами немного разомнёмся.
Физминутка «Саамский мячик»:
Воспитатель: «У саамов есть такая игра - если загадать заветное желание, подбросить волшебный саамский мячик и поймать его в руки, то желание обязательно исполниться!
Давайте встанем в круг и друг другу, будем перекидывать, и ловить саамский мячик, и тогда все наши желания исполнятся. (Дети выполняют)
Воспитатель: Молодцы, все справились, а теперь присаживайтесь за столы, начинаем с вами трудиться.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: У вас на столах в тарелочках лежат нужные вам детали, кисточки клеёнки и клей. Начинаем работу.
Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и геометрических фигур для узора.
Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе.
Воспитатель: Заканчиваем работу. Какие разные и красивые пимы у вас получились! Давайте их повесим на выставку (показ у доски).
Самооценка.
Воспитатель: Ребята вам пора возвращаться в детский сад я надеюсь, вам понравилось у меня в гостях, приезжайте ещё. До скорой встречи.
Список литературы:
- О. Воронова «Кольский Север»
- М. Шульгина «Северный олень»
- Р.С. Чебатурина «Одежда Кольских саамов»
- Е. Пация «Семилетний стрелок из лука»
- С.А. Панкратов «Саамские сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Большой дом»
Конспект занятия по аппликации «Большой дом». Презентация для детей «Большой дом»....
Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Пирамидка»
Конспект занятия по аппликации «Пирамидка». Презентация для детей «Пирамидка»....
Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Красная Шапочка»
Конспект занятия по аппликации «Красная Шапочка». Презентация для детей «Красная Шапочка»....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы " Знакомство с ножницами"
ООД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Знакомство с ножницами»Тема: Знакомство с ножницамиЦель: Знакомить детей с ножницами как орудием труда, которым режут и вы...
Занятие по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы аппликация «Красная Шапочка»
Занятие по художественно-эстетическому развитию для детей средней группыаппликация «Красная Шапочка»...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы (с использованием нетрадиционных методов рисования) « Что такое зима?»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684517","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Задачи: Учить детей техническим навыкам рисования, используя знакомые приёмы и различные не...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста аппликация на тему: «Яблочный компот»
Организационный момент.Наши умные головкиБудут думать много, ловко.Ушки будут слушать,Ротик четко говорить.Ручки будут хлопать,Ножки будут топать.Спинки выпрямляются,Друг другу улыбаемся. Ход зан...