ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Сеськина Ирина Дмитриевна

В данной статье описываются проблемы детского изобразительного творчества детей предшкольного возраста. Выделяются задачи рисования детей 5-7 лет  по Т. С. Комаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_st_seskina_i.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изучением и теоретическим осмыслением проблемы развития детского изобразительного творчества и влиянием его на психофизическое развитие дошкольников занимались и продолжают заниматься такие отечественные специалисты в области детской психологии и педагогики, как: А. В. Бакушинский, Е. К. Брыкина, С. И. Виленчик, Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, В. Б. Косминская, Л. А. Парамонова, Е. А. Флерина, Н. Б. Халезова и многие другие. Все исследователи, анализируя влияние изобразительного творчества на развитие личности дошкольника единодушно отвечают его огромный воспитательный потенциал и высокую эффективность развития самых разнообразных качеств личности ребенка, его умений, навыков и т.д.

Детское творчество относится к непрофессиональному, элементарному творчеству развитие и результативность которого определяется наличием определенных творческих способностей. Рассматривая сущность понятия «способности» применительно к детям дошкольного возраста, Л. П. Дормидонтова выделяет два основных направления. В качестве первого, которое разрабатывалось в теории Э. А. Голубевой и В. М. Русалова, выступает психофизиологическое направление, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Второе направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Данный подход разрабатывался А. Н. Леонтьевым.

Творческие способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной одаренности, как качество, не сводимое к интеллекту, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое [1, с. 188].

В рамках современной концепции образования, творческий подход используется во всех направлениях воспитания и обучения детей, но особенно важным направлением в деле развития творческого потенциала и способностей дошкольников выступает изобразительное творчество которое реализуется на занятиях по художественному воспитанию в рамках педагогического процесса.

Основными видами деятельности дошкольников в рамках изобразительного искусства выступают рисунок, аппликация, лепка и т.д. Особое место занимает обучение детей рисованию, главной задачей которого является формирование навыков рисовать в различных техниках, овладения карандашом, кистью, а также вспомогательным материалом (краски, гуашь, пастель и т. д).

К предшкольному возрасту, дети уже владеют элементарными навыками рисования, поэтому к основным задачам рисования детей 5-7 лет Т. С. Комарова относит:

- формирование у детей умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов;

- формирование и закрепление представлений о форме предметов;

- помогать детям при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами;

- закрепление и обогащение представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавлять новые;

- формирование представлений о том, как можно получить конкретные цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

- развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;

- закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения;

- учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;

- закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;

- формирование умения правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине и т.д. [2, с. 12].

Для того чтобы эти задачи были успешно решены необходимо создавать определенные педагогические условия, необходимые для ввода ребенка в среду, погружаясь в которую дошкольник, постепенно начинает чувствовать свою сопричастность к творчеству, испытывать интерес к изобразительному искусству.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческому развитию детей дошкольного возраста в концепции современного образования отводится особая роль, так как оно позволяет не только формировать у детей навыки изобразительной деятельности, но и самым благотворным образом сказывается на психофизическом развитии дошкольника.

Литература и примечания:

[1] Христенко, Г. И. Творчество, творческие способности и креативность  - как психолого-педагогическая категория / Г. И. Христенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 23. – С. 186-189.

[2] Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....

Проект Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста

laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше...