Интегрированный цикл бесед «Виды и жанры изобразительного искусства» с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Федюк Марина Владимировна

Тип проекта: для дошкольников.

Возраст: старшая группа 5-6 лет.

Разделы:  

Художественно – эстетическое развитие,

Социально – коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие.

Преподаватель: Федюк Марина Владимировна — педагог дополнительного образования.

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида Пушкинского района, Санкт-Петербурга.

Описание:

Методическая разработка. Интегрированный цикл бесед об искусстве. «Виды и жанры изобразительного искусства».

Проект ориентирован на детей старшего возраста.

Цель: Формирование у детей элементарных художественных представлений. Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Развитие восприятия, памяти, мышления.

Задачи.

Развивать навыки восприятия искусства.

Развивать способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Формировать навыки восприятия художественного образа.

Знакомиться с особенностями языка различных видов искусства.

Обучаться специальной терминологии искусства.

Формировать первичные навыки анализа произведений искусства.

Обучающая:

Развивать у детей любознательность, интерес к познавательной деятельности,

Развивать у детей наблюдательности и логического мышления,

Развивать у детей слуховую и зрительную память,

Учить устанавливать причинно-следственные связи,

Обогащение словарного запаса,

Закрепление знаний о цвете.

Воспитательная:

Воспитание дружеских взаимоотношений в общении друг с другом.

Познавательная:

Формирование опыта применения элементарных художественных знаний и навыков в непосредственной деятельности.

Работа состоит из методических указаний; игр; рисования по представлению. В проекте также могут быть использованы физкультурные минутки для двигательной активности детей и пальчиковые игры.

Интегрированный цикл бесед «Виды и жанры изобразительного искусства» имеет учебно-тематический план, рассчитанный 1 год освоения. 

Включает в себя следующие разделы:

  • Общая характеристика видов искусства.
  • Пространственные (пластические) виды искусства.
  • Динамические виды искусства.
  • Зрелищные виды искусства.
  • Язык изобразительного искусства.

Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение
культурного наследия.

Учебный материал, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Раздел «Виды искусства»

Тема: Вводная беседа о видах искусства.

Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кино, театр. Знакомство с произведениями различных видов искусства.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

Раздел «Пространственные (пластические) виды искусства».

Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства.

Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев.

Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и живописных упражнений.

Тема: Скульптура и архитектура как вид изобразительного искусства.

Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Народные ремесла, ремесла родного края.

Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно - прикладного искусства.

Раздел «Динамические виды искусства»

Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Литература и музыка как виды искусства.

Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.

Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов.

Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).

Раздел «Зрелищные виды искусства»

Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Танец, театр, кино.

Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика — основные компоненты эстетики танца. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино.

Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем). Просмотр детского кинофильма.

Раздел «Жанры изобразительного искусства»

Тема: «Чем и как работает художник». Виды изображений в картине.

Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич).

Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов, работа с репродукциями известных художников.

Тема: Жанры изобразительного искусства.

Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников.

Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного мероприятия с родителями "Школа искусств" с детьми старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, таких как "Школа для родителей"  способствует повышению эффективности работы с род...

Сценарий совместного мероприятия с родителями "Школа искусств" с детьми старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, таких как "Школа для родителей"  способствует повышению эффективности работы с род...

Изобразительное искусство с детьми младшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему " Изобразительное искусство с детьми младшего дошкольного возраста", расскарывает важность занятий с детьми рисованием....

Интегрированное занятие по восприятию художественной литературы и изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мышонок и карандаш»

Цель: развитие навыков слушания и поэтапного рисования по схеме.Задачи:1. Образовательная: обогащать знания о способах рисования животных;2. Развивающая: развивать навыки слушания и поэтапного рисован...

Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»

Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраст...

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для детей старшего дошкольного возраста

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для реализации Федеральной программы (33.3.4. от 5-6 лет)...