Методическая разработка совместной деятельности с детьми "Эта сказочная гжель"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Беликова Валерия Валентиновна

Занятие с детьми подготовительной группы: Знакомство детей с видом росписи гжели. Развитие эмоциональных, положительных качеств у детей. Закрепление умения владения цветом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=acb2171bc776ca43803460e3de45d607&n=33&h=215&w=351

Проект методической разработки

в подготовительной группе

"ЗНАКОМСТВО С ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСЬЮ"

Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй,  ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

Ход занятия:

1.              Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

         Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5ea32e02e579459ac9c83ed6ad9c00de&n=33&h=197&w=480

 

2.               Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». (дети садятся на свои места)

http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/c1/fd/c1fd5c0984716b5b4b46b97856146f1d.jpg

3.               Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

         Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

http://cs8.pikabu.ru/post_img/big/2016/01/27/8/1453896285132482166.jpg

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

http://russia-best.ru/wa-data/public/shop/products/18/05/518/images/3000/3000.750x0.jpg

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

http://www.souvenirdvor.ru/wa-data/public/shop/products/08/03/10308/images/59165/59165.750x0.jpg

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками ,  вдалеке синий лес виднеется , синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/50/b380ae20f111e6b1f6a3d8f9f4a19a/-/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0.jpg

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

 На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать.

Их можно  увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. 

http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1544/0_eff12ee615be8bab48efff006c2db6fa_1445947919.jpg

 

Самый излюбленный узор – гжельская роза.  

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/dd/161a8e20f111e6a0b79c3985fc6fdc/-/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B02.jpg

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки,  дуги, волнистые линии, капельки)

4.                Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

          Завтра утром все цветки

          Вновь распустят лепестки.

5.               Показ. Ребята, я покажу вам, как можно  передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок.  А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем  элементы гжельской росписи.

6. Работа детей у доски  (двое – трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски?  (дуги, листья, завитки, сеточки). 

7. Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими  гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.

8.     Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры!  Обратите внимание, что в росписи использовался всего один цвет – синий.  Ребята! Какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера! 

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e9565223497c78acda3d33d58155cb38&n=33&h=215&w=286https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=75a46a90219a394a4bdea59f8e84b34a&n=33&h=215&w=273


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

Методическая разработка: Совместная деятельность с детьми "Краски весны"

Данная методическая разработка предназначена для детей младшего возраста. Она содержит материалы для формирования представления детей о весенних изменениях в природе и жизни животных. Способствует раз...

Методическая разработка совместной деятельности

План - конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область "Познание") "Золотая рыбка"в средней группе....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по конструированию. Строительство «Сказочной деревни»

Это смешанный, сложный, среднесрочный монопроект по конструированию с детьми старшей группы.Основной целью данного проекта являлось :развитие коллективных взаимоотношений между детьми.В процессе ...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми "Сказочный замок"

Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы...