НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Осень в музыке, живописи и поэзии...»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

АДАЛИНА НАТАЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА

Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) привить детям любовь к классическому наследию!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_v_muzykezhivopisi_i_poeziinod.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье ДС «Теремок»

Муниципального района Приволжский

Самарской области

НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

«Осень в музыке, живописи и поэзии...»

Автор работы: Адалина Н.К.

с. Приволжье 2017

НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Тема: «Осень в музыке, живописи и поэзии….»

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Задачи:

  1. Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) привить детям любовь к классическому наследию. Учить слушать музыку, воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления.

   В пении выражать чувства, вызванные музыкой, чтением стихотворений.

   Воспитывать чуткость к художественному слову. Продолжить развивать интерес детей к художественной литературе. Способствовать формированию  эмоционального отношения к литературе. Продолжить формировать внимательное слушание стихотворений.

   Познакомить с произведениями живописи. Развить эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства. Учить созерцать красоту окружающего мира. Продолжить совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться, достигнутому результату.

   Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

  ( Художественно-эстетическое развитие»)

2) Закрепить знания о признаках осени в процессе рассматривания картин, слушания музыки и чтения стихов. ( Социально-коммуникативное развитие»)

3)Побуждать ребят в движении.  («Физическое развитие»)

Методы и приемы: - практические: чтение стихов, исполнение танцев, рисование картин.

    - наглядные: рассматривание картин художников

 

    - словесные: слушание  стихов, ответы-вопросы,     рассуждения.

 

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация к занятию, картины художников, осенние веточки, декорация: «Тучка», костюм: «Солнышко», мольберты;

кисти разные, акварельные краски, поролоновая губка,  салфетки, баночки с водой на каждого ребенка.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутка, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование,

моделирование, познавательно-исследовательские проекты, 

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги ,вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная  

 Рисование, деятельность в изостудии,

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание стихотворений, чтение стихов, обсуждение.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

(Звучит музыка, слайд 1)

- Ребята, на нас пришли сегодня посмотреть воспитатели нашего детского сада, давайте поздороваемся.      Следом за летом осень идет.

Желтые песни ей ветер поет.

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

   Многим людям  нравятся золотые, багряные, лимонные краски осени. А вот писатели умет не только любоваться красотой природы, но и рассказывать о ней.

   Послушайте, как пишет об осени поэт Георгий Граубин

в своем стихотворении «Сон».

- Представьте себе картину, которую нарисовал поэт  в этом стихотворении.

   Как вы поняли, почему люди называют осень сном природы?

   А какую картину вы представляете, когда читаете строчку «Дуб морозцем опален?»

   Оказывается, опалить может не только огонь,

но и мороз. И какого цвета тогда станут листья у дуба?

   А вот в стихотворении «Сентябрь» поэт В. Бирюков нарисовал картину осени не только словами, но и звуками. Послушайте.

   

   

   Как удалось поэту передать шуршание осенних листьев? Прочитайте эти строки.

   

Осень – самое выразительное время года: какое разноцветье красок! Но осень отличается и самой переменчивой погодой: только что стояла, солнечная, прекрасная пора, названная народом «бабье лето» или «золотая осень», и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным.

А давайте мы это покажем.

 

 

 Хочу напомнить вам о самом начале осени. Погода стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю, и небо было ярко-голубое. Пройдемте к картинной галерее, и найдем там картину, где изображена ранняя осень.

   

 

Объясните, почему вы выбрали именно эту картину?

   А как вы думаете, в каком стихотворении говорится о ранней осени?

   Ребята, а как называется пора, когда листья становятся  разноцветными, а погода – холодной, и начинается отлет птиц  в теплые края?

   Найдите картину о золотой осени.

Споемте песню об этом времени года.

   

А сей час, внимательно рассмотрим осенний пейзаж художника Валентина Серова «Октябрь» и подумаем, что можно рассказать об осени, изображенной на картине.  Какое настроение – радостное или грустное вызывает у вас этот пейзаж? Почему?  Начало или конец осени изображены на полотне? Как вы об этом догадались?

   Расскажите о деревьях на картине. Какой день изображен здесь? Какими красками показал это художник?

   Какие еще пейзажи из нашей галереи подходят к образу поздней осени?

   

   А в каких стихотворениях поэты говорят о поздней осени?

   Осень рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, а у композитора только звуки. Но ими тоже можно прекрасно изобразить природу. Например, так, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский. Послушайте его пьесу «Октябрь», ее еще называют «Осенней песней».

   

   О чем нам рассказала эта музыка?

Что вы услышали в ней?

   

 

 Стихи помогают  нам понять музыку, услышать, о чем она нам рассказывает. Чайковский написал эту музыку на стихи А.К. Толстого:

«Осень! Обсыпается  весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин».

   Ребята посмотрите на экран. Есть ли среди картин подходящая к прослушанной музыке и стихотворению?

   

  Ребята, вы обратили внимание на то, каким удивительным образом стихи сочетаются с музыкой, а музыка с живописью. И музыка, и стихи, и живопись помогают нам раскрыть ярче образ осени.

   А сей час представьте, что вы художники, какой вы изобразите осень?

Давайте под впечатлением всего увиденного и услышанного нарисуем осенние пейзажи по знакомой нам технике,

по мокрому листу.

   Воспитатель  оказывает содействие в выборе материала и детям, испытывающим затруднения с помощью наводящих вопросов.

  Предлагает рассмотреть работы.

Дети входят в зал, приветствуют гостей и садятся за стульчики.

Дети внимательно слушают.

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Дети читают стихотворение: «Между летом и зимой
Все впадает в сон:

Засыхает зверобой, опадает клен.

Дуб морозцем опален,
Спать сурки идут…
Люди этот самый сон
Осенью зовут.

Да, сентябрь, октябрь, ноябрь,

 – Настоящий сон:
В первых буквах этих слов
Зашифрован он».

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Ответы детей.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Ответы детей. Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Ответы детей.

(Коммуникативная)

Дети читают стихотворение:

«Шум большой в лесу  стоит.

Не медведь ли к нам спешит?

- Это я! – бормочет еж. Нынче тихо не пройдешь.

И под лапками мышат Листья палые шуршат». 

Восприятие (художественной литературы)

Дети читают строки из стихотворения. Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Дети внимательно слушают.

Звучит музыка  А. Филиппенко «Солнышко и дождик».

Солнышко выполняет плавные взмахи и покачивания руками - лучами  (обходит землю, касается верхушек деревьев, нежно ласкает цветы, листья, весело кружится в небе).

В конце танца прячется за «тучку».

Появляются дождинки (все ребята) выполняют сначала медленные, осторожные шаги на носках (робкий дождик), затем широкий бег, резкие взмахи руками (ливень) и возвращаются на свои места.

  И снова выходит Солнышко (девочка) с танцевальной импровизацией. (Двигательная, музыкальная)

Дети подходят к картинной галерее

 и рассматривают картины, находят картину «Осень. Солнечный день»

И. Левитана.

(Познавательно-исследовательская)

Ответы детей.

(Коммуникативная)

- В стихотворении

А. Пушкина «Осень»,

- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Золотая осень.

Дети находят картину И. Левитана «Золотая осень». 

(Познавательно-исследовательская)

 Дети поют песню «Сарафан надела осень» (музыка Т.Потапенко, слова И.Черницкой)

(Музыкальная)

Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы.

(Коммуникативная)

Дети находят картины.

«Осень в Абрамцеве»

В. Поленова,  «Осень» Ф. Васильева, «Дорога в лесу» Н. Ге.

 (Коммуникативная)

«Уж небо осень дышало» и «Скучная картина»

 А. Пушкина,

«Ласточки пропали»

А. Фета, «Ноябрь»

 И. Мазнина.

(Коммуникативная)

Дети слушают видеозапись музыки «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года П. И. Чайковского (слайд 3).

 (Музыкальная)

- Музыка рассказала об осени.

- Она задумчивая, печальная, плавная, задушевная, медленная, печальная, певучая. В ней слышится шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капели надоедливого осеннего дождя.

(Коммуникативная)

«Рябинка»

И. Грабаря (слайд 4).

(Познавательно-исследовательская)

Ответы детей.

(Коммуникативная)

Дети выполнят творческое задание под музыку.

(Изобразительная)

Дети оценивают работы товарищей.

(Коммуникативная)

Дети заинтересованы.

Воспитано чуткое отношение к художественному слову.

Продолжили интерес к художественной литературе.

Способствовали формированию эмоционального отношения к литературе.

Закрепили знания о признаках осени в процессе чтения стихов.

Продолжили формирование внимательного слушания стихотворения.

Проявили интерес к художественной литературе.

Закрепили знания о признаках осени.

Снято мышечное напряжение.

Побудили ребят в движении, научили передавать свои впечатления.

Познакомились с произведениями живописи.

Развили эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства.

Через синтез искусств, привили любовь к классическому наследию.

Закрепили знания о признаках осени в процессе рассматривания картин.

В пении выразили чувства, вызванные музыкой, чтением стихотворений.

Закрепили знания о признаках осени в процессе рассматривания картин и чтения стихов.

Научились слушать музыку.

Привили любовь к классическому наследию.

Научились передавать свои впечатления.

Закрепили знания о признаках осени в процессе рассматривания картин, слушания музыки и чтения стихов.

Научились созерцать красоту окружающего мира.

Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) привили детям любовь к классическому наследию.

Совершенствовали изобразительные навыки и умения.

Продолжили формирование

 художественно-творческих способностей.

Продолжили совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

Итоговое мероприятие: Выставка картин детей старшей группы

«Унылая  пора! Очей очарованье!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно - эстетическому воспитанию детей в старшей группе "Белая берёза"

Расширить представление детей об образе берёзы в поэзии: дать представление детей об образе берёзы  в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве; воспитывать эм...

Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению во второй младшей группе "Осенняя прогулка"

Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению во второй младшей группе "Осенняя прогулка"...

Конспект НОД по образовательной области "художественно-эстетическое развитие" в старшей группе "осень золотая"

НОД по рисованию, с использованием нетрадиционной техники " Печатание листьями"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группеТема: Пернатые наши добрые соседи. С использованием природного материала....

Конспект НОД по развитию художественно - эстетической деятельности (аппликация) в старшей группе

Обобщить знания детей о флаге ЯНАО;Познакомить со значением цветов, символикой, изображённых на флаге;Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в сов...