ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У НЕСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по рисованию (средняя группа) на тему

Соловьева Ирина Ивановна

 В материале изложена информация по формированию  словаря у неслышащих дошкольников в процессе занятий по изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshenie_na_mo_izo.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У  НЕСЛЫШАЩИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИИЙ ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

     Формирование словаря глухих детей дошкольного возраста, пришедших в детский сад без специальной подготовки, происходит, прежде всего в процессе ознакомления с окружающим, в ходе выполнения режима дня.

     Условия непосредственного общения детей с воспитателем, которые создаются при выполнении различных режимных моментов, наиболее полно способствуют усвоению детьми норм поведения, формированию простейших трудовых умений, навыков самообслуживания, обогащению представлений детей об окружающих предметах и явлениях. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, могут в значительной степени быть базой для создания чувственной основы восприятия окружающего, и здесь знакомство со словом, пополнение лексического запаса ребенка происходит одновременно с «исследованием» предметов, выполнением действием, соответствующих этим словам: ребенок рассматривает, ощупывает предметы, какие-то из них пробует на вкус, нюхает. В процессе выполнения режимных моментов создаются возможности для обозначения словом выполняемых действий, предметов, признаков, состояний. При правильно организованной работе все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения, включения его в активную речь детей еще до проведения занятий по различным видам деятельности и по развитию речи, где

     Планируя проведение занятий, воспитатель в зависимости от тематики и целей занятий подбирают словарный материал из «терминологического» словаря, указанного в программе данного года обучения, он может также использовать и общий словарь к программе по соответствующей тематике. Кроме того, в речевой материал занятий включается и слова, и фразы, необходимые для организации занятий, оценки действий детей, названия дополнительного привлекаемого материала. Эти слова и фразы отбираются на основе общего словаря. Воспитатель не ставят целью занятия отработку данного речевого материала, он используется в меру необходимости для проведения занятия. Количество речевого материала, сфера использования различных слов и сочетаний подбирается с учетом этапа обучения, а так же степени освоенности словаря на предыдущих годах обучения.

     Реализуя на занятиях программные требования соответствующего раздела работы, воспитатель называет объекты, материалы, действия, способы использования предметов. Раскрывая на занятии значения слов, он использует показ (это кисточка), демонстрирует действия (примакивать, заштриховывать), выполняет совместные действия (купать куклу), печь (пироги).

     На 1 году обучения новые слова и фразы предъявляются детям для слухо-зрительного восприятия и фиксируется на табличках печатными буквами. Слова прочитываются детьми глобально. Со 2 года обучения, когда в качестве вспомогательной формы речи используется дактилология, словарь предъявляется в устно-дактильной, устной и письменной формах (на табличках). Дактильная форма речи привлекается до конца обучения при предъявлении новых слов. Хорошо знакомый речевой материал на этих этапах предъявляется в устной форме. По мере усвоения материала так же постепенно прекращается использование табличек, дети выполняют действия по устному слову, в пользовании остаются только таблички с плохо усвоенными словами. Речевой материал, предназначенный для занятий по различным видам деятельности, не отрабатывается предварительно, а вводится и закрепляется в процессе данных занятий. Дети усваивают значения слов и фраз в результате их систематического употребления на каждом занятии.

     Слова на занятиях по видам деятельности используются в соответствии с речевыми задачами и включаются в необходимые типы фраз, которые усваиваются в целом виде. Типология фраз в соответствии с коммуникативными намерениями предусмотрена программой. Это конструкции, включающие вопрос, сообщение-побуждение, отрицание. Таким образом, слово «мишка» в зависимости от ситуаций, складывающихся в течение занятия, будет использовано в следующих типах фраз: «Где мишка?». «Не бери мишку, а возьми куклу». «Принеси мишку». «Мишка упал». В зависимости от этапа обучения структура фраз усложняется: «Ты не похожа на зайку». «На кого похож Алеша в этой маске?».

     Таким образом, будучи включенным в различные конструкции, слово представляет в различных грамматических формах, усваивается в разных контекстах. Оно оказывается в различных связях, усваивается в наиболее распространенных сочетаниях (кукла грязная, купать куклу, нет куклы, играй с куклой; синий обруч, нет обруча, играй с обручем и т.д.). Во время использования разного словарного материала, учитывая характер деятельности детей, воспитатель подчеркивает тематическую близость материала, включая название отдельных объектов и действий в обобщающие понятия.

     Начиная со 2 года, воспитатель может использовать обобщающие слова. При этом он использует как слова с конкретным значением, так и с более широким обобщением: «Принеси игрушки – лото, пирамидки, матрешки». «Терминологический» словарь, который приводится в программах по видам деятельности, предлагается для усвоения, он включается в различные виды речевой деятельности детей: слушание, говорение, дактилирование, чтение.

     Как многократно подчеркивалось, использование речевого материала направлено на реализацию программных требований по данному разделу работы. В связи с этим при организации проверок усвоение материала по тому или иному разделу воспитатель планирует выявление уровня усвоения программного материала и в связи с этим овладение соответствующим речевым материалом. В том случае, если ребенок хорошо выполняет необходимые действия (например, рисует правильно, но смешивает слова, обозначающие цвета, воспитатель по материалам проверок планирует дополнительную работу по данному виду деятельности, в процессе которой этот речевой материал будет уточняться и систематизироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений ( старшая группа)

Формирование словаря идет во всех видах детской деятельности. Наиболее благоприятная из них – образовательная деятельность по заучиванию стихов, т.к. поэзия, как один из жанров литературы, является ис...

Доклад из опыта работы "Формирование словаря детей в процессе ознакомления с родным городом"

В моей педагогической практике накоплен небольшой опыт по ознакомлению детей с родным городом, где, как правило, раскрыты методы и приёмы воспитания патриотических чувств и нравственно-волевых качеств...

Анализ формирования словаря детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности

Экологический проект: «Мы желаем много знать об окружающем мире»....

«Формирование словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим»

В  данной побликации рассматривается формирование словаря дошкольников, методы и приемы по обогощению словаря...

Формирование словаря прилагательных в процессе работы над произведениями устного народного творчества в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст ­­– период быстрого развития речи, а особенно словаря детей. Его рост находится в зависимости от условий жизни ребенка, его воспитания, поэтому в литературе данные о к...

Консультация (стендовый вариант) "Обогащение словаря ребёнка в процессе театрально-игровой деятельности"

Консультация в краткой форме раскрывает роль театрально-игровой деятельности в коррекции речевого развития в раннем и дошкольном возрасте....

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...