«Формирование словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим»
консультация по развитию речи на тему

Козлитина Людмила Владимировна

В  данной побликации рассматривается формирование словаря дошкольников, методы и приемы по обогощению словаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_razvitiyu_slovarya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Консультация на тему:

    «Формирование словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим»

            МБДОУ детский сад № 74 «Рябинка» г. Брянска

                                                             старший воспитатель:

                                                                      Л.В. Козлитина

                                   Март- 2016г.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Словарная работа является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи. Она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. При проведении словарной работы одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, формируется личность.

                      Различают активный и пассивный словарь.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно богаче активного. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют их в искаженном виде, требует педагогических усилий. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически.

 

           Количественные изменения в словаре ребенка

В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а в 6-7 лет до 3500 -4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во –первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во –вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Среди существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений.

Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка. В речи слово живет в определенном значении. Лексическим значением слова называют способность его обозначать (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные понятия (мысль, правда), действия (строить, светить), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный), признаки действий (вверх, ярко, честно, искренне), числа, указания на предметы, признаки, числа (я, кто, какой, сколько).

                Качественная характеристика словаря

В силу наглядно – действенного и наглядно – образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово «часы» обозначает только те часы, которые висят на стене).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. Это же явление на другом содержании прослеживается и у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу.

- Нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина). Дети, начинающие говорить, усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом: для них «мама», «стульчик», «мальчик», «ваза» - это такие же имена собственные, как Витя, Маша.

- Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Ребенок, называющий мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимает лексическое значение слова «мяч». Обозначая словом «идет» соответствующее действие независимо от того, кто это действие производит. Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.

- Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия: «мебель» (это и стульчик, и стол, и шкаф), «игрушка» (это и мяч, и кукла, и кубик), «фрукты» (это и яблоко, и груша, и апельсин). Название действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного: хождение, плавание, полет, бег, чернота, синева. Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет.

- Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: «растения» - это деревья, травы, лишайники; «вещи»: это игрушки, посуда, мебель; «плоды» - это овощи, фрукты, злаки; «движение» - это бег, полет, плавание и т.д. Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.

- Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение. Усваивая слова, находящиеся в родо – видовых отношениях («мебель» - стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: «стул» – ножка, спинка, сиденье; «лицо» - лоб, щеки, нос, рот, глаза; «умываться» - набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т.д.

Однако в полной мере эта возможность реализуется в основном в подростковом возрасте.

В детском саду предусматривается изучение нескольких тематических групп слов, которые называют: 1) близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена; 2) самого ребенка, части его тела; 3) предметы быта, игрушки; 4) вещи из интерьера помещений, где живет и познает мир ребенок, предметы, окружающие его во дворе, саду и т.д., встречающиеся на ближайшей и более отдаленной улице; 5)объекты живой природы: животных, части их тела, их повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят; 6) объекты неживой природы во все времена года; 7) различные виды труда людей; 8) явления общественной жизни.

              Задачи детского сада по формированию словаря детей

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во – первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов). Наиболее трудными являются числительные. Детей также нужно знакомить со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, родимая), обогащать его фразеологическими оборотами (капля в море, на седьмом небе).

Во – вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира. Закрепление словаря – это многократное повторение слов для их запоминания. В специальном закреплении нуждаются собирательные существительные – транспорт, обувь; отвлеченные существительные – красота, тишина; числительные; относительные прилагательные – деревенский, пассажирский. Нуждаются в закреплении слова сложные в звуковом отношении. Произносить их следует отчетливо (экскаватор, тротуар). В многократном повторении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространство, время.

В –третьих, активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению. А также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря.

В –четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Воспитатель специальными приемами должен добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).  

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне.

  Методы, направления и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

Выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в 3 следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все то, что его окружает: кукла, зайка, кроватка, подушка и то, что составляет части его тела: рука, палец, голова, нос. Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко). Даже в возрасте около 2 лет дети с трудом запоминают название предмета, если только видят его. Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета, и нужны длительные упражнения с этим словом, чтобы до ребенка дошел его обобщающий смысл, и оно воспринималось им как понятие.  По мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушка – это все предметы для игры, посуда – это предметы, в которых готовят и их которых едят), ему все легче и легче становится понимать новые подобные слова. Следовательно, усвоение ребенком слов обобщения развивает мозг.

Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Первые глаголы, усваиваемые ребенком, не являются словами в точном смысле. Часто это просто сигналы, стимулирующие какие –то конкретные действия. Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.

               Рекомендации к формированию словаря

При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные, прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушаться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков. На первоначальных этапах подбираются задания, выполнение которых подкрепляется действием. В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, типа «Что помогает птице летать?  А у кошки есть крылья?». Необходимо закреплять обобщающее значение слов «Покажи всех, у кого есть крылья».

   Для активизации словарного запаса детям предлагается:

А) самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

Б) закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова.

Занимаясь с детьми, возможны разные приемы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, название первой части слова, образца. Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы понять не только основную сюжетную линию, но и причинно – следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значения слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

На первоначальных этапах образования уменьшительно – ласкательных слов дается сопоставление двух предметов – большого и маленького, подчеркивается, как по – разному они называются. Интонационно выделяется суффикс (кот – котик, куб – кубик и т.д.). Далее детям предлагается поднять ту картинку, которую называет взрослый: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка.

Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за взрослым предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения: У Лены кукла, а у Леночки куколка. При этом можно использовать: демонстрацию действий, картинок, вопросы.

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика могут назвать «самолетчик», летать, по их мнению, можно и на вертолете, и на воздушном шаре, а «самолетчик» летает только на самолете.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок может возразить: «Нет, они заклюют»). С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Например, слушая загадку «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и видя на грядке морковку, ребенок поймет что «девица» здесь – это морковка, т.е. поймет перенесение значения слова девица, если в его памяти уже есть образы из сказки – «темница», «девица с длинной косой». Перенесение значения в данном случае основано на внешнем сходстве ситуаций, в которых находятся оба сравниваемых предмета – девица в темнице и морковка в земле.

Чтобы отгадывать загадки, дети должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти летние и зимние впечатления. Усвоение переносного значения слов детьми связывается с работой по ознакомлению их с художественной литературой.

Чтобы понимать выразительность речи, понимать, как говорящий относится к тому, о чем он говорит, дети должны усвоить ряды синонимов, противопоставляемых один другому по своей эмоциональной окраске. Так, слова спать и дрыхнуть (грубое слово) имеют одно и то же значение: соответствуют одному и тому же факту действительности – «находиться в состоянии сна». Но с помощью этих слов говорящий по – разному оценивает названный им факт действительности. Дети часто приносят в детский сад слова просторечные, нелитературные. Воспитатель обязан заменить их литературными синонимами, объяснив детям разницу между теми и другими.

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием образовательно – воспитательных задач.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из –за чего? Чем похожи? Как узнать? Для чего? Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того, чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Проводится во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

При проведении экскурсий, наблюдений  необходимо соблюдать следующие требования:

- осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия;

- Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает детей от главного и быстро утомляет;

- обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем –то спрашивают, им разрешается не только смотреть на предмет, но и потрогать, подержать.

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими – то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. Речевой образец воспитатель должен сопровождать пояснением слов, толкованием их смысла. Прежде всего обращают внимание ребенка на функции предметов (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят).

Словарь детей обогащается в живом речевом общении со взрослыми, при узнавании названий предметов, наблюдаемых в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа ведется практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку. Метод этот используется во всех возрастных группах. Однако дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Воспитатель должен привлекать их внимание ко многим окружающим, их качествам, действиям. Можно составить словарик (в соответствии с комплексно – тематическим планированием) на один день или неделю, который дети и усваивают с его помощью в положенный срок.

Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми; игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, животные жарких стран). При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

При рассматривании картин дети видят, узнают, называют ранее виденный предмет, ранее воспринятое слово. Основной словарный прием при этом – вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем?

2. Для описания предметов: что, какой, где, что делает, на что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему, зачем, для чего, чьи, чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (несмелая, робкая, испуганная и др.). В младших группах могут быть подсказывающие вопросы.

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».

В процессе чтения и рассказывания могут использоваться следующие приемы работы над словом:

- накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;

- акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;

- лексический анализ языка художественных произведений;

- объяснение педагогом значений слов;

- проговаривание слов детьми;

- замена авторских слов словами, близкими по значению;

- подбор слов для характеристики героев.

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, прибаутки, загадки. С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму. Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек». Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связями с предыдущими этапами работы над словом. Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами.

Загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй  русской речи, овладеть выразительными средствами языка. На основе учета характера загадок, особенностей развития детей выделяют следующие требования к их применению в целях развития словаря:

- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

- загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы.

         Словарная работа в разных видах деятельности

Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающим в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно – гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность  приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках. В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.

Исключительные возможности для развития словаря создает художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обобщает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники, развлечения способствуют активизации образного словаря. Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.

       Рекомендации по проведению словарной работы:

1. Словарная работа с детьми дошкольного возраста ведется на практическом уровне без употребления специальной лингвистической терминологии;

2. Формирование лексики ребенка в детском саду тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире;

3. Изучаемый словарь обязательно должен быть тематическим и частотным (сначала дети знакомятся с наиболее часто встречающими словами по заданной теме, а затем – с менее употребительными);

4. Изучаемый словарь должен быть нейтральным (в нем должны отсутствовать диалектные, жаргонные, профессиональные слова);

5. В большей степени применять наглядные (натуральные) способы объяснения значения новых слов;

6. Эффективность словарной работы во многом зависит от оснащенности занятий наглядным материалом: натуральные предметы, картинки, символика, моделирование;

7. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов: новое слово воспринимается ребенком на слух, далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств. Важно предоставить ребенку возможность предметно – практической деятельности с наблюдаемыми предметами: ребенок рассматривает, слушает, трогает, нюхает, разбирает, раскрашивает, лепит заданный предмет; выполняет с этим предметом по словесной инструкции как можно больше действий.

8. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени (оптимальное число слов для дошкольников в пределах этапа – 2-3);

9. Для введения слова в речь необходимо его постоянное повторение, а также включение в состав предложения;

10. Презентацию и закрепление слов следует осуществлять в игровых, интересных для детей ситуациях, т.к. запоминание новой лексики идет интенсивнее, если она эмоционально значима для ребенка;

11. Особая задача на лексических занятиях – развитие у детей навыков словообразования;

12. Наиболее чаще надо использовать лексические игры на: подбор обобщающих слов, подбор антонимов, на образование слов с уменьшительно – ласкательным значением, на образование прилагательных от существительных.

Таким образом, в современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами. В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром   Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Организация: ГБДОУ д/с №86Населенный пункт: Санкт-ПетербургВлияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают з...

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны....

Консультация "Обогащение словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим"

Материал содержит методы и приёмы работы с дошкольниками при формировании словарного запаса....

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...