Доклад из опыта работы "Формирование словаря детей в процессе ознакомления с родным городом"
материал (старшая группа) на тему
В моей педагогической практике накоплен небольшой опыт по ознакомлению детей с родным городом, где, как правило, раскрыты методы и приёмы воспитания патриотических чувств и нравственно-волевых качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_doklad_formirovanie_slovarya_detey.docx | 624.49 КБ |
Предварительный просмотр:
В моей педагогической практике накоплен небольшой опыт по ознакомлению детей с родным городом, где, как правило, раскрыты методы и приёмы воспитания патриотических чувств и нравственно-волевых качеств.
Отсутствие исследований, посвящённых проблеме обогащения и активизации словаря в разных видах деятельности детей при углублении их знаний об истории города, определило тему моей работы.
Анализируя свои планы, я обратила внимание на то, что занятия по ознакомлению с родным городом эпизодические, без продуманной системы. в результате дети получали единичные знания, что в недостаточной мере способствует их интеллектуальному и нравственному росту.
В этом учебном году я отнеслась серьёзнее к этой проблеме. Прежде чем планировать перспективный план по разделу ознакомление с окружающим, предварительно провела индивидуально с каждым ребёнком беседу (вопросы соответствовали программе воспитания), которая оказалась огорчительной. Во-первых, дети не умели включаться в беседу, часто «уходили» от ответов, рассказывали не о своей улице, не о своём городе, а о том, где они отдыхали летом. Во-вторых, был отмечен низкий уровень знаний дошкольников о родном городе. В-третьих, дети не всегда правильно и точно употребляли в высказываниях прилагательные, глаголы, наречия.
Параллельно с изучением знаний детей провела анкетирование родителей. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают, как знакомить ребят с городом, что им рассказывать. В связи с этим наметила провести тематическое собрание с предварительным показом занятия. Оформила папки-передвижки с рекомендациями по ознакомлению детей с родным городом.
Таким образом, моё исследование подтвердило необходимость серьёзной и глубокой работы с дошкольниками, изучению родного города и сопутствующей ей словарной работе.
В связи с этим я разработала систему разнообразных форм и методов обогащения и активизации словаря детей при углублении их знаний о родном городе. Система включает в себя:
- Непосредственное ознакомление с городом и его достопримечательностями во время целевых прогулок, экскурсий.
- Рассказ воспитателя с целью сообщения знаний о городе Брянске.
- Составление детьми рассказов из личного опыта и по рисункам на темы: «Дом, в котором я живу», «Улица, на которой я живу», «Почему так названы улицы».
- Ознакомление с природой в Брянской области; экскурсия в краеведческий музей; животные и растительный мир Брянской области.
- Тематическое занятие, посвящённое защитникам Родины (с приглашением ветеранов).
- Итоговая беседа «О нашем городе мы свой ведём рассказ».
Уже познакомила детей с боевым прошлым города, его героями. Для активизации словаря детей использовала дидактические игры и игровые упражнения на припоминание и название слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какие?», «Как?» Например: солдат – смелый, храбрый, отважный, мужественный и т.д.; защищал Родину – смело, храбро, отважно, мужественно. «Один начинает, другой продолжает». Пословицы и поговорки помогали включать в словарь дошкольников такие слова, как боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать.
При изучении соответствующего материала придерживалась принципа постепенности и последовательности его усложнения.
Обязательно планирую и провожу предварительную и последующую работу с детьми, смысл которой состоит в подготовке их к восприятию материала, в закреплении знаний, полученных на занятиях.
Предварительная работа включала различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменение в облике улиц города; рассматривание иллюстраций; наборов открыток, чтение рассказов и стихов. Данные формы и методы могут оказать помощь при усвоении детьми:
- существительных, обозначающих, например, военные профессии (пехотинец, партизан, лётчик-истребитель, моряк-подводник) название военной техники и оборонительных сооружений (пулемёт, истребитель, подводная лодка, торпеда и т.д.);
- прилагательных, используемых для характеристики российских военных (смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный и т.д.) и образованных от них наречий (смело, храбро, мужественно, отважно и т.п.);
- глаголов, раскрывающих действия защитников Родины (защищать, уничтожать, сбивать (самолёты врага), взрывать (вражеские поезда) и т.д.).
Организация работы по теме предусматривала сообщения дошкольникам определённых знаний, а также воспитания у них нравственных и волевых качеств, патриотических чувств.
Работа ещё не закончена, сейчас я работаю над темой: «Прошлое родного города». Здесь тоже больше перспективы словарной работы (на примере открытого занятия). Словарь детей обогащается старинными названиями Брянска, этимологий происхождения слова «дебри»; именами сказочных персонажей: Добрь (добрый), Темник (тёмные силы). Конечно, работа продвигается медленно, так как детям ещё трудно составлять рассказы, то есть включать в работу весь свой активный словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.
современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю....
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом
Знакомство детей с родным городом, достопримечательностями...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»
Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...
«Воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом»
В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй младшей группе №9 бы...
Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»
Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ (консультация для родителей)
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не ...